Защита прав потребителей. Права клиента аптеки в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Определение убытков.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Встречаются ситуации, когда покупатели возвращают приобретенные в аптеке лекарственные средства и медицинские препараты. Рассмотрим в каком случае аптека обязана взять проданный ранее товар и вернуть деньги покупателю, а также порядок отражения данных операций в бухгалтерском и налоговом учете.

Причины возврата товара

Прежде чем начать рассматривать, по каким причинам товар возвращается покупателем, отметим, что в аптеках, являющихся бюджетными учреждениями, реализуются не только лекарственные и медицинские препараты, но и техника.

Существует несколько причин, при наличии которых покупатель вправе вернуть приобретенный ранее товар продавцу. Условно их можно разделить на две группы:

- возврат товара ненадлежащего качества (продажа лекарственных средств с истекшим сроком годности, обнаружение в приобретенном покупателями товаре недостатков);

- возврат товара надлежащего качества по решению покупателя.

Рассмотрим условия возврата товара в обоих случаях.

Возврат товара ненадлежащего качества

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Потребитель товара согласно указанной статье вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. На практике убытки возмещаются по исполнительному листу, выданному по решению суда.

Следует заметить, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Аптека обязана принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку его качества.

Нередко между продавцом (аптекой) и покупателем возникает спор о причинах возникновения недостатков в товаре. В этом случае продавец обязан провести экспертизу товара за счет собственных средств. Если в ходе экспертизы будет установлено, что товар получил недостаток по вине покупателя, то он обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Законом о защите прав потребителей определены сроки возврата товара ненадлежащего качества. Так, в соответствии с п. 6 ст. 18 данного Закона вернуть товар можно в течение его гарантийного срока или срока годности. На большинство товаров, входящих в номенклатуру аптечных организаций, установлены сроки годности. Если же покупатель приобрел товар, на который срок годности не установлен, то его можно вернуть в разумный срок, под которым следует понимать два года с момента покупки (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей, п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Замена товара. Согласно ст. 21 Закона о защите прав потребителей в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене аптека обязана заменить этот товар в течение 7 дней со дня предъявления данного требования потребителем. Если необходима дополнительная проверка качества такого товара аптекой, то срок его возврата увеличивается до 20 дней со дня предъявления указанного требования.

Если на момент предъявления требования о возврате товара у аптечного учреждения отсутствует необходимый для замены товар, то замена проводится в течение месяца со дня предъявления данного требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

При замене товара следует принимать во внимание еще одно условие, установленное Законом о защите прав потребителей. Оно не актуально при замене лекарственных средств и медицинских препаратов, а вот при замене медицинской техники его необходимо учитывать. Так, в соответствии с п. 2 ст. 21 данного Закона товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. Гарантийный срок при замене товара исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Возврат товара надлежащего качества

Законодательством предусмотрены случаи возврата товара надлежащего качества. Так, в соответствии со ст. 25 Закона о защите прав потребителей покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Таким образом, если покупатель приобрел товар, но потом понял, что хотел бы иметь другую модель данного товара, он вправе потребовать обменять приобретенную им модель на другую при соблюдении следующих условий:

- срок покупки, не считая дня ее приобретения, не должен превышать 14 дней;

- обмен товара надлежащего качества проводится, если этот товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания;

- товар не входит в Перечень товаров, не подлежащих обмену. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 и включает:

а) товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, медицинские приборы и аппаратура, средства гигиены полости рта, очковые линзы, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;

б) предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески и другие аналогичные товары);

в) парфюмерно-косметические товары.

В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения покупателя к продавцу, покупатель вправе отказаться от выполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар денежной суммы. Данное требование покупателя подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

Оформление возврата товара

Поскольку возврат товара может осуществляться как в день его приобретения, так и в иной день (в течение гарантийного срока, в течение двух недель, не считая дня покупки, и т.д.), оформление возврата товара имеет свои особенности.

Товар возвращен покупателем в день покупки. При возврате товара в день его продажи в двух экземплярах оформляется накладная на возврат товара. Первый экземпляр передается покупателю, второй - прикладывается к товарному отчету. Такой порядок предусмотрен п. 10.3. Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, приведенных в Письме Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.

Денежные средства в этом случае возвращаются из кассы по кассовому чеку в соответствии с п. 4.2. Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, приведенных в Письме Минфина России от 30.08.1993 N 104 <*>. На чеке должен поставить свою подпись директор (заведующий) или его заместитель.

--------------------------------

<*> Данный документ применяется в части, не противоречащей действующему законодательству, в связи с вступлением в силу Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.

На сумму, выданную из кассы, оформляется акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам по форме N КМ-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". В акте должны быть отражены номер и сумма каждого чека.

Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдается в бухгалтерию организации и хранится в документах за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассы, и полученная сумма вносится в Журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4). Акт подписывается ответственными лицами комиссии в составе руководителя, заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста организации.

Товар возвращен покупателю не в день покупки. При возврате товара покупателем не в день покупки также оформляется накладная в двух экземплярах. Один из них вручается покупателю, а второй прилагается к товарному отчету. Для возврата денежных средств покупатель подает заявление, на основании которого бухгалтер составляет расходный кассовый ордер на сумму возврата. В заявлении и расходном кассовом ордере обязательно должны быть указаны Ф.И.О., адрес и паспортные данные покупателя. Также оформляется Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе ошибочно пробитым кассовым чекам) (форма N КМ-3).

Бухгалтерский учет

Операции по возврату товара следует отражать как уменьшение оборота от реализации. Данные операции подлежат отражению в бухгалтерском учете только в случае, если товар возвращается не в день его продажи. Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете возврата товара ненадлежащего качества.

Пример. В аптечном учреждении в январе 2008 г. покупатель приобрел лекарственное средство с истекшим сроком годности стоимостью 3080 руб. (в том числе НДС - 280 руб.). Через неделю оно было возвращено по причине непригодности. Аптечное учреждение вернуло покупателю деньги.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выданы покупателю денежные средства в размере стоимости возвращенного товара (красное сторно) 2 201 04 510 2 205 03 560 (3080)
Сторнирована выручка, полученная от реализации возвращенного товара 2 205 03 660 2 401 01 130 (3080)
Сторнирована сумма начисленного НДС при реализации лекарственного средства 2 401 01 130 2 303 04 730 (280)
Отсторнирована сумма НДС, принятая к вычету 2 303 04 830 2 210 01 660 (280)

Налоговый учет

Налог на добавленную стоимость. В случае если продаваемые в аптеке медицинские товары не поименованы в Перечне <*>, их реализация подлежит обложению НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ (п. 2 ст. 149 НК РФ). Поскольку аптека реализует свой ассортимент медицинских товаров физическим лицам за наличный расчет, то согласно п. 7 ст. 168 НК РФ она вправе не выставлять покупателям счета-фактуры. При такой форме расчетов счета-фактуры заменяются кассовыми чеками. Записи вносятся в книгу продаж на основании показаний лент контрольно-кассовых машин (п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).

--------------------------------

<*> Перечень важнейшей жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.

При возврате товара и выдаче денежных средств за него следует внести исправления в книгу продаж. Согласно вышеуказанному пункту при внесении изменений в книгу продаж счет-фактура регистрируется в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. В отношении восстановления суммы налога (НДС), которая ранее была принята к вычету, это актуально. Если возврат товара производится не в том отчетном периоде, в котором он был реализован, то кассовые чеки, на основании которых суммы налога ранее были приняты к вычету, подлежат регистрации в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению. В последнем месяце календарного года (в декабре) в книге продаж указывается сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в федеральный бюджет за текущий календарный год.

Обратите внимание: вычеты сумм налога, предъявленных продавцом покупателю и уплаченных продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Налог на прибыль. При возврате товара в том же отчетном периоде, в котором он был приобретен, выручка от реализации за данный отчетный период уменьшается на сумму, которая была возвращена покупателю. В случае возврата товара покупателем в иной отчетный (налоговый) период пересчитывается налог на прибыль. Он исчисляется с учетом корректировки по правилам, установленным п. 1 ст. 54 НК РФ. Согласно данному пункту при обнаружении ошибок (искажений) в определении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). При этом следует учитывать требования п. 1 ст. 81 НК РФ. В нем сказано, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Множество потребителей уже неоднократно сталкивались с такой проблемой, как возврат купленного товара в магазин. При этом речь идет не только о дефектной продукции, но и о замене или возврате качественных изделий, которые не подошли по каким-либо параметрам. В то же время не многие покупатели знают можно ли вернуть продукцию, приобретенную в аптечных учреждениях. Поэтому возникает необходимость детальнее разобраться, что говорит законодатель о возврате товаров надлежащего качества в аптеку и можно ли сдать продукцию поставщику.

Согласно с законодательством РФ, обмен или возврат лекарственной продукции запрещен. О невозможности возврата качественной продукции также сказано в приказе Минздравсоцразвития от 14.12.2005 N 785. При этом указанный нормативный акт ссылается на постановление Правительства от 19.01.1998 №55. Здесь закреплен список непродовольственных товаров надлежащего качества, не подпадающих под требования о возврате или обмене, включая: продукцию, предназначенную для лечения в домашних условиях; предметы личной гигиены; парфюмерно-косметическую продукцию; другие товары. Исключением является ряд случаев, когда потребители имеют право вернуть купленный товар. Но, обычно работники аптечных пунктов пользуются юридической безграмотностью населения и отказывают покупателям в реализации их законных прав, чем нарушают положения ст.18 Закона. Однако при обнаружении дефектов, которые не были оговорены продавцом, потребитель может: настаивать на том, чтобы продавец заменил товар; требовать замены товара на продукцию другой марки; настаивать на соразмерном уменьшении стоимости товара; требовать устранения выявленных недостатков или компенсации издержек, связанных с их устранением; отказаться от исполнения договорных обязательств и настаивать на возврате денег.

Продавец или ИП несут ответственность за дефектные товары на протяжении всего гарантийного срока, а если такой срок не установлен, то в течение срока годности. При отсутствии гарантийного периода возврат товара производится в разумные сроки, но, не позже двух лет с момента передачи продукции покупателю, если иное не установлено соглашением (ст.19 Закона). Что касается сроков замены некачественной продукции, то по закону аптека обязана выполнить требование покупателя в течение 7 дней с момента обращения (ст.21 Закона). Однако этот срок может быть увеличен до 20 дней, если возникнет необходимость провести дополнительную проверку качества реализованной продукции. Если у продавца отсутствует необходимый товар, то замена должна быть произведена не позже чем через 30 дней с момента обращения покупателя.

Возврат денег за товар ненадлежащего качества. Обнаружив дефекты, каждый покупатель захочет возместить убытки. При этом, если для замены реализованной продукции необходимо более 7 дней, то по требованию покупателя продавец должен на протяжении 3 дней предоставить ему на период замены товар длительного пользования, обладающий аналогичными потребительскими свойствами. При замене товара исчисление гарантийного срока начинается сначала. Если в процессе реализации дефектной продукции покупателю были причинены дополнительные убытки, то они также могут быть возмещены за счет продавца. Требования со стороны потребителя могут быть заявлены следующим лицам: продавцу товара; индивидуальному предпринимателю; производителю продукции; импортеру. С более полным перечнем прав и обязанностей участников сделки можно ознакомиться в вышеуказанной статье закона. К основным недостаткам лекарственной продукции как основания для возврата можно отнести: истечение срока годности; видимый дефект маркировки товара; неполную комплектацию упаковки, в т. ч. отсутствие инструкции по использованию препарата; несоответствие отображенного в инструкции описания товара реальным показателям; бракованную упаковку. При этом если были выявлены дефекты, связанные с маркировкой, тогда из продажи должна быть изъята вся партия медицинского препарата. Тогда как на производителя контролирующий орган может наложить значительные штрафные санкции.

Наши рекомендации