Организованной преступностью в стране.
Коренные изменения в политической, социальной, экономической и иных сферах жизни России, связанные с формированием рыночных отношений, отражаются на современном состоянии преступности, которая характеризуется неуклонным количественным ростом, организованностью, коррумпированностью. Центром противоправных устремлений являются, прежде всего, крупные материальные и денежные средства. Все более настойчивы попытки преступников внедриться в сферу экономики, овладеть средствами для организации преступного бизнеса либо паразитировать на доходах, извлекаемых предпринимателями.
В организованной преступности происходят качественные изменения, проявляются новые тенденции ее развития. На протяжении последних лет отмечается усиление степени опасности и тяжести последствий преступлений. Практически повсеместно зафиксирован рост числа тяжких криминальных проявлений. Продолжается процесс консолидации организованных преступных формирований. Их деятельность во все увеличивающейся степени характеризуют квалифицированные посягательства, приносящие максимальный размер наживы. Усилилась агрессивность преступников. Возросла вооруженность криминальной среды. Появились банды нового типа, сочетающие функции хорошо оплачиваемой охраны предпринимателей с разбоем, вымогательством, насилием над конкурентами, истребованием неправомерными методами долгов с недобросовестных и несостоятельных коммерческих партнеров.
Росту и организованности преступности во многом способствуют наличие противоречий и лазеек в правовом регулировании общественных отношений, несогласованность правовых норм; отсутствие научно обоснованной концепции взаимодействия правоохранительных, таможенных, финансовых и других государственных органов по обмену и реализации информации, касающейся деятельности организованных преступных формирований. Криминальный контингент анализирует и учитывает эти проблемы, умело используя их в своих интересах.
Опыт работы специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью показывает, что организованные преступные формирования умело используют в криминальных целях дестабилизацию обстановки в стране и в регионах - как естественно сложившуюся по политическим, экономическим, этическим и другим причинам, так и искусственно созданную при их прямом участии.
В интересах официальных политических доктрин СССР до середины 80-х годов проблема организованной преступности не только не исследовалась, но и не ставилась, хотя в различны структурах общества функционировала теневая экономика, определенные эшелоны государственной и партийной власти были поражены коррупцией. Это сдерживало объективный анализ действительности, негативно сказывалось на оценке фактической расстановки сил в борьбе с преступностью и теоретической разработке организационно-тактических форм борьбы с организованными криминальными проявлениями. Сегодня подлинные масштабы организованной преступности и коррупции, их влияние на жизнь общества из-за низкого уровня теоретического познания, высокой степени латентности в полной мере пока не известны, их только предстоит установить. Но уже сейчас ясно, что преступные объединения сосредоточили в своих руках большую власть и огромные денежные и материальные ценности. Не вызывает сомнения тот факт, что размах организованной преступности требует неотложных законодательных, организационно-управленческих мер, значительных материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и обучение их сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью.
Проблема борьбы с организованной преступностью в нашей стране поставлена и обострена в последние 10 лет. Смена социально-экономической формации в России в силу объективных факторов повлекла за собой резкий рост преступности в целом и ее организованных форм в частности. Организованная преступность по своему характеру становится все более межрегиональной и международной.
В нынешних условиях организованная преступная деятельность приобрела политический характер, трансформировалась в комплексную общегосударственную проблему. Ушли в прошлое многолетние научные споры о том, есть ли у нас организованная преступность. В социальном плане сегодня она стала очевидной каждому своими негативными проявлениями, тлетворные последствия которых общество остро ощущает в повседневной жизни.
Борьба с организованной преступностью является комплексной задачей Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Каждый из названных органов выполняет конкретизированные задачи и функции в этой области, закрепленные действующим законодательством Российской Федерации.
В свою очередь и для органов внутренних дел эта задача также носит комплексный характер. Согласно Закону о милиции, Положению об МВД Российской Федерации борьбу с преступностью, в том числе и организованной, ведут:
- аппараты уголовного розыска, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений, а также розыску преступников, выявлению и пресечению межрегиональных и международных криминальных связей, противодействию проявлениям консолидации и профессионализма криминогенного контингента;
- аппараты по борьбе с экономической преступностью, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких экономических преступлений;
- аппараты Управления по незаконному обороту наркотиков обеспечивающие разоблачение наиболее опасных преступных групп распространителей наркотиков, располагающих межрегиональными и международными связями (наркобизнес);
- специализированные подразделения МВД России по организованной преступности, выполняющие задачи осуществления комплексных мер по борьбе с организованной преступностью и коррупцией в органах государственной власти.
Специализированные подразделения по организованной преступности составляют самостоятельную систему оперативно-розыскных аппаратов МВД России с возложенными на них конкретными задачами и функциями.
В бывшем СССР проблема профессиональной и организованной преступности не только не обострялась, но и замалчивалась, затушевывалась, поскольку построение коммунизма предполагало полную ликвидацию преступности. В административно-правоохранительном и научном обиходах наличие профессиональной преступности отрицалось. Чаще всего говорили и писали о преступности рецидивной. Преступный профессионализм как явление считался не присущим социалистической формации и о нем вспоминали лишь со ссылкой на дореволюционную Россию и западные страны. Организация борьбы с рецидивной преступностью в стране большого успеха не имела. Более того, как в центре, так и в регионах наблюдался рост организованных форм рецидивной преступности. Появились преступные группы рецидивистов, отличавшиеся глубокой конспирацией и строгой внутригрупповой дисциплиной, изощренностью в совершении и сокрытии преступлений, сращиванием общеуголовной преступности с крупными хищениями.
Коллегия МВД СССР от 30 сентября 1985 года впервые констатировала наличие в стране организованных преступных групп, предложила ряд мер по усилению борьбы с опасными проявлениями групповой преступности. В соответствии с решением данной коллегии на местах в аппаратах уголовного розыска МВД-УВД создаются специализированные подразделения по борьбе с организованными проявлениями групповой преступности. Но работа шла медленно, поскольку создавались они за счет имеющейся численности уголовного розыска.
К концу 1989 года в системе МВД СССР функционировало 16 специализированных отделов, 6 отделений и свыше 20 групп в МВД союзных и автономных республик. Явная малочисленность, этих сил, а также постоянное привлечение к раскрытию текущих преступлений не позволили этим подразделениям работать «от лица», как это задумывалось ранее. Поэтому сотрудники созданных подразделений настойчиво вносили предложения о выделении их в самостоятельную службу МВД.
Пользуясь обострением политической борьбы в стране, различные силы стали усиленно эксплуатировать в своих целях фактор роста преступности. Проблема организованной преступности в условиях демократизации общества стала дежурной на страницах печати, в дебатах народных депутатов и на пленумах ЦК, оказывала соответствующее давление на правоохранительные органы и особенно на МВД СССР. Совет Министров СССР в своем постановлении от 25 января 1989 года № 86-26 потребовал от МВД СССР активизации борьбы с наиболее опасными проявлениями групповой и коррумпированной преступности. Согласно этому постановлению в ноябре 1989 года в центральном аппарате МВД СССР создали Управление по борьбе с организованной преступностью (шестое управление), а в МВД-УВД - шестые отделы для организации борьбы с наиболее опасными проявлениями групповой и коррумпированной преступности, прежде всего межрегионального характера. Вновь созданные подразделения, получили лучших работников УР и БХСС, агентуру и оперативную информацию, начали пробовать себя в новом качестве. Это было начало формирования специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Нормативная база МВД по проблемам борьбы с организованной преступностью в основном стала формироваться с 1990 года, когда Второй съезд народных депутатов СССР выразил серьезную озабоченность ростом организованной преступности. Его постановление стало предметом рассмотрения коллегии MBД CCCР в решении которой от 23 марта 1991 года была сделана попытка выделения функции борьбы с организованной преступностью в самостоятельную. В частности, на вновь созданные шестые подразделения коллегия возложила обобщение оперативной и иной информации о конкретных преступных группах, коррумпированных связях, проведение крупномасштабных операций по их ликвидации. Шестому управлению МВД СССР поручили внести предложение о создании региональных межведомственных подразделений по борьбе с организованной преступностью, проанализировать материалы о международных проявлениях организованной преступности. В ноябре того же года, рассматривая вопрос о ходе выполнения постановления Второго съезда народных депутатов СССР, коллегия МВД СССР наряду с общими критическими решениями мобилизационного характера сделала поручение шестому управлению МВД СССР внести предложения о численности региональных управлений по борьбе с организованной преступностью. Затем были образованы 12 таких управлений в России.
Созданное в конце 1989 года МВД России также предпринимает ряд управленческих мер по усилению борьбы с организованной преступностью. В составе службы криминальной милиции МВД России, МВД, УВД образовали оперативно-розыскные бюро, утвердили положение о них. Шестые отделы по борьбе с организованной преступностью в России, были преобразованы в оперативно-розыскные бюро, а региональные управления остались в подчинении МВД СССР. Таким образом, параллельно, существовали две системы подразделений по борьбе с организованной преступностью - союзная и российская. Острые политические процессы, постоянные смены министров и новых структур обоих министерств внутренних дел в 1990-91 годах несколько затормозили развитие подразделений по борьбе с организованной преступностью и повлекли за собой снижение эффективности их работы.
Дальнейшее развитие подразделений по борьбе с организованной преступностью, несомненно, было связано с распадом СССР, образованием России как самостоятельного государства, реорганизацией двух систем МВД и созданием в начале 1992 года второго реформированного аппарата МВД России. С первых дней реорганизации МВД России уделяет большое внимание проблеме борьбы организованной преступностью. Уже в апреле 1992 года во исполнение Указа Президента России о борьбе с коррупцией в системе государственной службы от 4 апреля 1992 года Приказом МВД России от 26 апреля 1992 года на созданное Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУОП МВД РФ), его региональные управления и оперативно-розыскные бюро была возложена ответственность за обеспечение единой стратегии органов внутренних дел по разоблачению коррумпированных лиц, пресечению коррупции в системе государственной службы; внедрена специализация части сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью на изобличении преступных групп, связанных с коррумпированными работниками органов МВД. Сотрудникам этих подразделений предоставили право знакомиться с любыми документами, получать по ним объяснения, создавать банк данных по этой проблеме. На данном этапе в профессиональном сознании работников органов внутренних дел организованная преступность и коррупция утверждались как единое преступное явление, борьба с которыми возлагалась на специализированные подразделения системы ГУОП.
Министерство внутренних дел России принимает меры к совершенствованию правовых основ деятельности спецподразделений. 18 июня 1992 года Приказом МВД России было утверждены положение о специальных подразделениях МВД России по борьбе с организованной преступностью, дислокация региональных управлений по организованной преступности при МВД, УВД, созданы отделения и группы в 144 городах со сложной оперативной обстановкой, а также оперативно-розыскные бюро в органах внутренних дел на транспорте и оперативно-розыскные части восьмого Главного управления.
В утвержденном этим приказом положении о специальных подразделениях по борьбе с организованной преступностью на них возложили следующие задачи:
- сбор и анализ сведений о коррумпированных лицах и организованных группах, оперативное проникновение в эти структуры их разоблачение; выработка мер противодействия, участие в расследовании преступлений данной категории;
- выявление и пресечение деятельности устойчивых преступных формирований бандитской направленности и квалифицированных вымогателей, действующих на основе общеуголовной экономической преступности, занимающихся преступным промыслом, противоправным предпринимательством и бизнесом; коррумпированных лиц в системе государственной службы; лидеров уголовной среды и возглавляемых ими группировок.
С изданием Указа Президента РФ от 8 октября 1992 года «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилением борьбы с преступностью» ГУОП и его подчиненные структуры были усилены специальными отделами быстрого реагирования. Согласно этому Указу начальник ГУОП по должности стал Первым заместителем министра внутренних дел России, а руководители региональных управлений - заместителями начальника ГУОП. Правительство Российской Федерации постановлением № 914-63 от 26 ноября 1992 года увеличило штатную численность подразделений системы ГУОП МВД РФ, ввело надбавки к должностным окладам сотрудников этих подразделений в размере 20-50 %, а также зачет в выслугу лет (стаж работы) 3 месяца службы за 4 месяца.
В январе 1993 года Приказом МВД России «О дополнительных мерах по усилению борьбы с вооруженными организованными преступными группами» оперативно-розыскные бюро MBД, УВД были преобразованы в управления по борьбе с организованной преступностью при МВД, УВД, утверждено положение о Главном управлении МВД РФ по борьбе с организованной преступностью и его подразделениях. Основные задачи ГУОП и его подразделений в этом документе были определены следующим образом:
- выявление и изобличение деятельности организованных преступных групп, в том числе имеющих международные связи;
- предупреждение и пресечение деятельности вооруженных преступных групп, изъятие незаконно хранящихся у них оружии боеприпасов и взрывчатых веществ;
- борьба с бандитизмом и квалифицированным вымогательством;
- выявление и пресечение фактов коррупции в системе государственной власти и управления;
- изобличение преступных сообществ, использующих экономические структуры для получения незаконной прибыли, легализации доходов от преступной деятельности, занимающихся наркобизнесом;
- оказание помощи территориальным и транспортным органам внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений в ходе реализации материалов о деятельности преступных групп;
- выявление причин и условий, способствующих возникновению и развитию организованной преступности, выработка мер и предложений по устранению, противодействию и реагированию на негативные тенденции.
Формирование структурных подразделений системы ГУОП МВД РФ было завершено Приказом МВД России в 1993 г., в соответствии с которым специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией создали и в системе органов уголовно-исполнительной системы. На них возложили аналогичные функции борьбы с организованной преступностью и коррупцией в местах лишения свободы.
Таким образом, к концу 1995 года в МВД была создана автономная оперативно-розыскная система с задачами, которые параллельно возлагались на аппараты уголовного розыска, по борьбе с экономической преступностью, по незаконному обороту наркотиков и оперативные аппараты мест лишения свободы. Четкого разграничения компетенции оперативно-розыскных аппаратов в сфере борьбы с организованной преступностью достичь не удалось.
Указанные обстоятельства, несомненно, сказались и на формировании практики деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью. Будучи фактически выделенными из состава МВД-УВД, они в определенной степени изолировались от других подразделений милиции, обострилась проблема их взаимодействия с уголовным розыском и подразделениями БЭП. Этому способствовало некорректное ведомственное решение о возложении на аппараты по борьбе с организованной преступностью обязанностей борьбы с проявлениями коррупции в органах внутренних дел.
Анализ действующих нормативных актов и шестилетней практики позволил сделать следующие выводы:
- выделение подразделений по борьбе с организованной преступностью в автономную систему повлекло за собой ослабление прямой ответственности за результаты борьбы с организованной преступной деятельностью министров, начальников УВД, руководителей аппаратов уголовного розыска и БЭП;
- прежнее нормативное закрепление задач подразделений по борьбе с организованной преступностью не позволяло четко определить объем их функций и степень ответственности за результаты борьбы с преступностью;
- автономная деятельность подразделений по борьбе с организованной преступностью оказалась малоэффективной, поскольку, находясь в тесной зависимости от аппаратов УР, БЭП, конфликтовала с ними. Отмечалось смешение функций подразделений системы ГУОП МВД РФ с функциями аппаратов уголовного розыска и БЭП;
- возложение на подразделения по борьбе с организованной преступностью в полном объеме задач борьбы с коррупцией в системе государственной службы оказалось неоправданным, поскольку коррупция, будучи факультативным элементом организованной преступности, охватывается понятием многих видов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. Борьба с коррупцией - задача всех государственных органов, в том числе и правоохранительных, каждый из которых должен вести ее в рамках своей компетенции, как и многочисленные службы органов внутренних дел;
- ущербным и неэффективным оказалось возложение на подразделения по борьбе с организованной преступностью задачи борьбы с коррупцией в органах внутренних дел. Оно повлекло изоляцию данных подразделений, противопоставление их другим службам, породило рознь между оперативно-розыскными аппаратами.
Исходя из перечисленного выше в декабре 1995 года Министерство внутренних дел Российской Федерации в контексте реализации проекта Концепции развития МВД России до 2005 года приняло ряд организационно-штатных решений, имевших большое значение для дальнейшего совершенствования системы специализированных подразделений по организованной преступности. В частности, было создано Управление собственной безопасности МВД России, что освободило подразделения системы ГУОП от выполнения функций борьбы с коррупцией в орган внутренних дел, за исключением случаев, когда сотрудники органов внутренних дел становятся коррумпированной связью организованных преступных формирований. Утвержден новый штат и структура ГУОП МВД РФ, являющегося первым уровнем централизованной системы специализированных подразделений по организованной преступности.
ГУОП стал самостоятельным специализированным оперативно-розыскным подразделением МВД России. Рассмотрим его структуру. Возглавлял ГУОП начальник Главного управления который согласно указу Президента Российской Федерации «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью» от 8 октября 1992 года № 1169 и Положению о ГУОП МВД России являлся по должности Первым заместителем министра внутренних дел Российской Федерации, назначался и освобождался от должности Президентом Российской Федерации. Он лично руководил работой секретариата Главка отдела оперативного прикрытия личного состава, служебной подготовки и кадровой работы, отдела оперативного внедрения. Начальнику ГУОП подчинены пять его заместителей, четыре изкоторых отвечают за определенные направления борьбы с организованной преступностью:
Первый заместитель начальника Главного управления.
Первый заместитель начальника ГУОП, он же начальник разведывательно-зонального управления, руководит деятельностью отделов:
- организационно-аналитического;
- оперативно-зонального контроля;
- информационного обеспечения.
Заместитель начальника ГУОП, он же начальник Управления по борьбе с преступными сообществами, обеспечивает руководство отделами:
- по борьбе с международными организованными преступными формированиями;
- по борьбе с межрегиональными организованными преступными формированиями;
- по борьбе с этническими организованными преступными формированиями.
Заместитель начальника ГУОП, он же начальник Управления по борьбе с коррупцией. Ему подчинены следующие отделы:
- по борьбе с коррупцией в органах власти;
- по борьбе с легализацией доходов организованных преступных формирований;
- организации работы действующего резерва.
Заместитель начальника ГУОП, он же начальник Управления специальных операций, руководит деятельностью отделов:
- по борьбе с уголовным терроризмом;
- оперативно-технического обеспечения;
- специальный отдел быстрого реагирования (СОБР).
Четыре начальника отделов (организационно-аналитического; по борьбе с международными ОПФ; по борьбе с коррупцией в органах власти и по борьбе с уголовным терроризмом) одновременно являются заместителями начальников соответствующих управлений, возглавляемых заместителями начальника Главка.
В штат ГУОП входили 12 начальников региональных управлений по организованной преступности при ГУОП МВД России, являющихся одновременно заместителями начальника ГУОП. Эти должностные лица назначались приказом министра внутренних дел РФ.
Штат Главного управления и непосредственно подчиненных ему подразделений комплектовался только аттестованным составом.
Должности рядового и начальствующего состава Главного управления замещались в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов либо посредством назначения на должность.
На должности старшего и среднего начальствующею состава Главка назначались лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оперативных или следственных подразделениях органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, налоговой полиции, безопасности, в воинских частях и подразделениях специального назначения внутренних войск МВД России и Министерства обороны Российской Федерации.
На должности оперативно-боевых отделений СОБР назначались лица, имеющие среднее образование, должную физическую, а при необходимости техническую и иную подготовку после окончания специальных курсов по программе, утвержденной министром внутренних дел Российской Федерации.
В Главном управлении могло создаваться постоянно действующее оперативное совещание, а также образовыватьсясоветы,рабочие группы, иные коллегиальные органы.
Главное управление в своей деятельности руководствовалось Конституцией Российской Федерации, федеральными законами иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и Положением о нем.
В целях усиления борьбы с организованной преступностью коррупцией в государственных органах исполнительной власти за счет численности ГУОП МВД России введен институт помощников руководителей органов исполнительной власти. Правительство, России утверждено Типовое положение о помощниках руководителей органов исполнительной власти, определены основные задачи и права этих должностных лиц. В порядке реализации указанного постановления Правительства Министерством внутренних дел России создавался действующий резерв оперативных сотрудников для назначения на должности помощников руководителей органа исполнительной власти.
Названными нормативными актами на помощников руководителей органов исполнительной власти возложены задачи защиты органов исполнительной власти от проникновения и влияния организованной преступности, выявления и пресечения фактов коррупции в этих органах, сбор и анализ информации, необходимой для борьбы с преступными сообществами. Назначаются эти сотрудники на должности помощников руководителей приказами или распоряжениями соответствующих руководителей органов исполнительной власти по представлению ГУОП МВД России. Организационно-методическое руководство и контроль за их деятельностью по борьбе с преступностью осуществляют региональные управления по организованной преступности, а также ГУОП МВД России.
Второй уровень специализированных подразделений системы ГУОП МВД РФ составляют региональные управления по организованной преступности:
1. РУОП по г. Москве;
2. РУОП по Московской области;
3. РУОП по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
4. Волго-Вятское РУОП;
5. Центрально-Черноземное РУОП;
6. Приволжское РУОП;
7. Северо-Кавказское РУОП;
8. Южное РУОП;
9. Уральское РУОП;
10 Западно-Сибирское РУОП;
11. Восточно-Сибирское РУОП;
12. Дальневосточное РУОП.
Следует сделать акцент существенных моментах по совершенствованию самой системы РУОП: если ранее они функционировали при соответствующем МВД, УВД, то ныне - при ГУОП МВД России; освобождены от функций руководства зональными подразделениями РУОП по Московской области и РУОП по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, реорганизован УОП - РУОП при МВД Саха (Якутия).
Внесены соответствующие изменения и дополнения в схему подчиненности ряда низовых подразделений по организованной преступности. В связи с нынешней ориентацией РУОП по Московской области и РУОП по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на организацию борьбы с преступностью только на территории этих областей, организационно-методическое руководство и координацию деятельности управлений по борьбе с организованной преступностью на территории Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Владимирской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Костромской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей и Ненецкого автономного округа осуществляет непосредственно ГУОП МВД России.
Рассмотрим общие положения организации деятельности региональных управлений по организованной преступности:
1. Региональное управление по организованной преступности при ГУОП МВД России является самостоятельным, специализированным, оперативно-розыскным подразделением криминальной милиции Российской Федерации.
Структура и штат регионального управления утверждаются министром внутренних дел Российской Федерации. Начальник регионального управления по должности является заместителем начальника ГУОП МВД РФ, назначается на должность и освобождается от должности министром внутренних дел Российской Федерации.
Первый заместитель и заместители начальника регионального управления назначаются на должность и освобождаются от должности Первым заместителем министра - начальником Главною управления по организованной преступности Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно примерной модели структуры РУОП, утвержденной Приказом МВД России от 19 июля 1996 года, региональное управление имело в своем составе дежурную часть, секретариат, функциональные отделы, отделения, которые обеспечивали совместное решение задач, возложенных на подразделения системы ГУОП МВД РФ.
2. Должности рядового и начальствующего состава регионального управления замещались в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов либо посредством назначения на должность.
На должности старшего и среднего начальствующего состава назначались лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оперативных или следственных подразделениях органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, налоговой полиции, безопасности, в воинских частях и подразделениях специального назначения.
Средний начальствующий состав СОБР может комплектоваться лицами, имеющими среднее образование, необходимую физическую, а при необходимости техническую и иную подготовку, после окончания специальных курсов.
3. Работа регионального управления организовывалась на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке и выполнения отдельных поручений.
В региональном управлении могли создаваться постоянно действующие оперативные совещания, а также образовываться советы, целевые оперативные и рабочие группы, общественные организации РУОП являлись юридическими лицами, финансировались из федерального бюджета.
Третий уровень системы специализированных подразделений по организованной преступности составляли управления (отделы) по организованной преступности при МВД, ГУВД, УВД субъекта федерации. Ранее в Российской Федерации в соответствии с Приказом МВД России 1993 функционировало 78 управлений (отделов) при МВД, УВД республик, краев, областей и автономных округов. Приказом МВД России от 19 июля 1991 года управления по организованной преступности созданы еще при восьми УВД, где ранее они отсутствовали в связи с дислокацией на их территории региональных управлений (Краснодар, Хабаровск, Воронеж, Иркутск, Нижний Новгород, Новосибирск, Саратов, Тюмень).
Правовое положение управлений (отделов) по организованной преступности при МВД, УВД субъектов федерации существенно отличалось от правового положения регионального управления.
Управление (отдел) по организованной преступности являлся самостоятельным специализированным оперативно-розыскным подразделением криминальной милиции при министерстве, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации. В отличие от статуса региональных управлений, руководители которых подчинены начальнику ГУОП МВД России, УОП (ООП) подчинялся непосредственно министру, начальнику Главною управления, управления внутренних дел субъекта Российской Федерации и одновременно по вопросам борьбы с организованными преступными структурами и коррупционерами в органах государственной власти - соответствующим начальникам региональных управлений, а также ГУОП.
В то же время назначались на должность и освобождались от должности сотрудники этих подразделений приказом министра, начальника ГУВД, УВД соответствующего субъекта Российской Федерации. Причем начальник УОП (ООП) мог быть назначен и освобожден приказом начальника РУОП лишь при наличии письменного предложения министра, начальника МВД, УВД соответствующего субъекта федерации. Следовательно, несмотря на то, что личный состав УОП (ООП) находился на денежном и кадровом обеспечении в МВД, УВД и административно подчинен им, руководители региональных управлений имели реальные властные рычаги влияния на деятельность УОП (ООП) по борьбе с организованной преступностью.
Комплектовались управления личным составом по представлению его начальника, замещение должностей старшего и среднею начальствующего состава осуществлялось как посредством традиционного назначения на должность, так и путем заключения индивидуальных контрактов с лицами, имеющими высшее или среднее специальное образование и опыт работы в оперативных или следственных подразделениях органов внутренних дел и других право охранительных органах, подразделениях специального назначения. Что касается среднего начсостава СОБР, то их должности могут замещаться лицами со средним образованием, с достаточной физической и иной подготовкой после окончания специальных курсов.
Управление (отдел) имел в своем составе отделы, отделения, канцелярию, иные подразделения применительно к структуре РУОП. Основные отделы: организационно-аналитический; борьбы с преступными формированиями; борьбы с бандитизмом и иными опасными преступлениями компетенции УОП; специальный отдел быстрого реагирования.
В структуре Управления (отдела) могли создаваться, межрайонные отделы (отделения) по борьбе с организованной преступностью, которые осуществляли свою деятельность на основе положения, утверждаемого министром, начальником Главного управления, управления внутренних дел субъекта Российской Федерации. Они представляли собой четвертый уровень специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Создавались межрайонные отделы по решению министров, начальников ГУВД, УВД и начальников региональных управлений.
Несмотря на пребывание УОП (ООП) в двойном подчинении его работа организовывалась на основе планирования, единоначалия, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке в соответствии с нормативными актами МВД России, регламентирующими деятельность по борьбе с организованной преступностью.
Таким образом, как это вытекает из содержания Приказа МВД России от 19 июля 1996 года, ГУОП, РУОП при ГУОП МВД России и УОП (ООП) при МВД, УВД субъектов федерации составляли единую централизованную систему специализированных подразделений МВД России.
Что касается входивших ранее в эту систему подразделений по борьбе с организованной преступностью в органах внутренних дел на транспорте, режимных объектах, органах и учреждениях системы исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, то названным выше приказом эти подразделения упразднены с передачей численности для укрепления (создания новых) управлений по организованной преступности.
Для обслуживания подразделений системы ГУОП в оперативно поисковых аппаратах МВД России, МВД, ГУВД, УВД были созданы специализированные подразделения оперативного поиска.
К данной системе напрямую примыкали,хотя структурно и не входили в нее, следственные подразделения следственного комитета МВД России, специализировавшиесяна расследовании организованной преступной деятельности.Они работают в тесном взаимодействии с подразделениями по организованнойпреступности, часто и располагаются в однихадминистративных зданиях, однако подчинены соответствующим руководителям следственных подразделений следственного комитета МВД Росс