Органов милиции и внутренних войск.
После войны были ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промышленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства, была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования и т.п.
В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие Советы министров, а наркоматы — в министерства. НКВД СССР стало именоваться Министерством внутренних дел СССР.
После окончания войны деятельность советской милиции осложнилась рядом обстоятельств. В связи с победой над Германией и Японией была проведена широкая амнистия, по которой вышло на свободу большое число осужденных за уголовные преступления. Многие из них вновь становились на путь нарушений закона. На значительной территории Западных областей Советского Союза развернули активную террористическую деятельность националистические организации, которые материально и духовно поддерживались США, а также другими государствами, попавшими к ним в зависимость во время войны. Вместе с тем в этот период на работу в органы МВД пришло значительное количество бывших фронтовиков, отличившихся в боях, но не имевших никакого опыта работы в мирных условиях. Всё это требовало принятия неотложных мер по укреплению аппарата МВД, особенно уголовного розыска, увеличения его состава, ускорения переподготовки кадров всех уровней.
Прежде всего, было принято решение укрепить уголовный розыск. В июле 1946 года Отдел уголовного розыска ГУМ МВДСССР был реорганизован в Управление уголовного розыска (УУР). За счет сокращения технического состава и некоторых иных второстепенных должностей увеличивались штаты уголовного розыска. Опытные оперативники, ранее работавшие в уголовном розыске, возвращались в него из других подразделений и служб.
В июне 1947 года подобная реорганизация была осуществлена в отношении органовБХСС. В феврале 1948 года в составе Главного управления милиции МВДСССР, управлений милиции республик, краев и областей были созданы следственные аппараты.
В 1947 году на особое положение была переведена милиция Москвы, столиц союзных республик, Ленинграда, Архангельска, Мурманска и Владивостока. Подразделения милиции в этих городах строились теперь по войсковому принципу, на них были распространены уставы Советской Армии, улучшалась их техническая оснащенность, материально-бытовое обеспечение сотрудников.
Была проведена реорганизации наружной службы. В соответствии с приказом НКВД СССР от 17 января 1946 года за постами милиции закреплялся постоянный состав милиционеров, переброска с поста на пост без особого разрешения начальников управлений милиции запрещалась. К ночному патрулированию в городах привлекался офицерский и технический состав милиции, военные комендантские патрули и внутренние войска, а за счет бригад содействия милиции выставлялись дополнительные посты.
Все эти и некоторые другие меры привели к определенной стабилизации криминогенной обстановки. В 1947 году общее количество преступлений по сравнению с 1946 годом снизилось на 17 процентов. Но уже в мае 1948 года МВДСССР в своей директиве констатировал снижение эффективности борьбы с преступностью. В результате в ряде мест в 2 и более раз уменьшилось число предупрежденных преступлений, упала раскрываемость.
В октябре 1949 года милиция из подчинения МВД СССР была передана в ведение МГБ СССР. На данное решение непосредственное влияние оказали ухудшение криминогенной обстановки и активизация антисоветских националистических группировок. Органы милиции переориентировались на оказание содействия органам Государственной безопасности.
Всего в МГБ было передано (без транспортной милиции) более 200 тыс. сотрудников милиции. В следующем году численность милиции была значительно увеличена и составила к концу 1950 года 232548 работников.
В августе 1950 г. МГБ СССР осуществило реорганизацию главного управления милиции. В составе ГУМ было образовано три управления:
- Управление милицейской службы (охрана общественного порядка и безопасности в стране, проведение административных мероприятий по исполнению законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих управление в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью);
- Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией;
- Управление уголовного сыска.
Соответствующим образом менялась структура управления милиции и на нижестоящем уровне.
Большое внимание было уделено со стороны руководства МГБ мерам по охране социалистической собственности. В октябре 1952 года решением Совета Министров СССР на милицию была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. В составе управления милицейской службы ГУМ МГБ СССР был создан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие структурные подразделения на местах. Вневедомственная охрана быстро развивалась. В последующем в ней были организованы оперативные подразделения, в ее составе создана «ночная милиция».
Таким образом, в 1949-1953 гг. МВД в значительной степени изменило свой профиль в результате передачи милиции и уголовного розыска в состав МГБ. Тем не менее, объем выполняемых министерством функций оставался очень значительным, на передний план выдвигалась различного рода хозяйственная деятельность преимущественно силами заключенных ГУЛАГа.
После смерти И.В. Сталина было признано целесообразным объединить Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности в одно министерство - МВД СССР, которое вновь возглавил Л. Берия.
В июле 1953 года он был арестован, а в декабре расстрелян. 1 сентября 1953 г. Президиум Верховного СоветаСССР принял указ об упразднении органа внесудебной репрессии - Особого совещания при Министре внутренних делСССР.
В январе 1954 года на основании постановления ЦК КПСС «О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата» при Совете Министров Союза ССР был образован Комитет государственной безопасности. Таким образом, органы госбезопасности вновь выводились из системы МВД. В рамках объявлявшегося курса на ослабление централизма и расширение прав республик в апреле 1955 года было организовано Министерство внутренних дел РСФСР.
В 1953 году количество преступлений по стране, в сравнении с 1952 годом, возросло более чем в 2 раза: с 153199 до 347134, что в некоторой степени было обусловлено амнистией, проведенной после смерти Сталина в марте 1953 г. В этой связи в августе 1953 года Совет МинистровСССР принял постановление «О мерах по укреплению охраны общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью», в котором были поставлены задачи по укреплению кадров угрозыска и скорейшему улучшению службы участковых уполномоченных, постовой и патрульной службы.
В постановлении ЦК КПСС от 12 марта 1954 года «Об основных задачах МВД» отмечалось, что милиция плохо борется с преступностью, хищениями, спекуляцией и хулиганством, в результате чего во многих регионах уровень преступности остается высоким. В постановлении указывалось, на наличие в милиции многочисленных фактов произвола, нарушений законности, необоснованных арестов и задержаний граждан. Отмечалось также, что милиция не пользуется уважением среди населения, слабо опирается на общественность. Эти недостатки связывались, прежде всего, слабой работой с кадрами.
Однако не в последнюю очередь отмеченные недостатки были обусловлены и чрезмерной централизацией управления, в том числе – в решении кадровых вопросов. При всем желании кадровые аппараты главков НКВД-МВД СССР не были в состоянии учесть особенности решения кадровой проблемы, присущие отдельно взятой республике, краю, области. Поэтому вполне закономерным было решение о некотором расширении прав министров внутренних дел союзных республик и начальников УМВД краев и областей.
В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 года предусматривались меры по укреплению кадров милиции. Прежде всего, была сокращена численность руководящих должностей, технического и обслуживающего персонала и за счет этого увеличены штаты городских и районных отделов милиции. На руководящие должности в милиции выдвигались работники, имеющие высшее и среднее образование. Но и после принятых мер 79 % работников уголовного розыска, более 60 % личного состава аппаратов БХСС и 45 % следователей не имели даже среднего образования.
В октябре 1956 года были предприняты шаги к устранению чрезмерной централизации управления органами внутренних дел, был восстановлен принцип двойного подчинения. Управления министерства внутренних дел и управления милиции в краях и областях были реорганизованы в управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках преобразовывались в отделы милиции исполкомов соответствующих Советов.
Меры по демократизации общества и государства после смерти Сталина, коснулись и органов внутренних дел. Изменилась их компетенция и структура. В январе 1960 года МВД СССР было ликвидировано. Управления внутренними делами передавалось теперь в ведение союзных республик. Как показала практика, это привело к усложнению координации работы республиканских органов охраны общественного порядка, к неоправданному разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов охраны порядка, в частности, в определении структуры и штатов милиции. Оказались ослабленными межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью и использование в этой борьбе достижений науки и техники.
В августе 1962 года республиканские Министерства внутренних дел были переименованы в Министерства охраны общественного порядка.
Министерство охраны общественного порядка РСФСР вплоть до воссоздания общесоюзного министерства возглавлял В.С. Тикунов, ставший первым за советский период министром, имевшим высшее юридическое образование.
В июле 1966 года было осуществлено восстановление единой общесоюзной системы органов внутренних дел: в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «в интересах обеспечения единого оперативного руководства деятельностью органов охраны общественного порядка в борьбе с преступностью» создается союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР.
Министром назначается Н.А. Щелоков, проработавший на этом посту дольше всех остальных наркомов и министров внутренних дел - 16 лет.
В составеМООП СССР были созданы структурные подразделения, охватывающие основные направления деятельности органов внутренних дел: Главное управление милиции, Главное управление мест заключения, Следственное управление, Главное управление внутренних войск, Главное управление пожарной охраны и другие.
В ноябре 1968 года Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР Министерство охраны общественного порядка было переименовано в Министерство внутренних делСССР.
В соответствии с общим планом послевоенного сокращения Вооруженных Сил к концу 1946 года количество войск МВД уменьшилось в два раза и составило 471945 человек.
В январе 1947 года внутренние войска (части оперативного предназначения) по решению правительства в целях их лучшего применения в боевой работе были переданы из МВДСССР в ведение МГБ СССР. Министерству государственной безопасности были переданы соединения и части общей численностью 71322 человека, а также Саратовское военное училище и Сортавальская военная школа.
Внутренние войска в этот период как составная часть МГБ СССР и его вооруженная сила выполняли следующие задачи:
- войсковое обеспечение мероприятий органов советской разведки по ликвидации вооруженных банд националистов;
- оказание помощи органам госбезопасности в изъятии вражеской агентуры;
- охрана важнейших предприятий и учреждений, имеющих государственное значение;
- несение службы по поддержанию общественного порядка в городах и населенных пунктах;
- выполнение специальных заданий МГБ СССР по обеспечению государственной безопасности страны.
После окончания Великой Отечественной войны существенно сократился объем задач, выполняемых частями НКВД-МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог. В связи с тем, что многие предприятия народного хозяйства переходили на выпуск мирной продукции, постепенно осуществлялся перевод охраны железнодорожных сооружений, заводов и фабрик не войсками, а военизированной охраной. Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1946 года войска МВД освобождались от охраны грузов на железных дорогах. Эта функция была возложена на Министерство путей сообщения. К маю 1951 года почти все части МВД, занятые во время войны на охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог были расформированы.
Однако в связи с широким развертыванием работ по созданию ядерного и термоядерного оружия, средств его доставки Постановлением Совета Министров СССР от 20 апреля 1946 года на внутренние войска была возложена задача охраны всех важнейших научно-исследовательских институтов и лабораторий Академии наук СССР. Для её выполнения были созданы специальные части войск МВД. Руководство этими частями осуществляло вновь созданное специальное отделение Управления войск МВД СССР (в последующем Управление спецчастей внутренних войск МВД СССР). В течение 1946-1947 гг. под охрану войск было принято 6 объектов, требовавших соблюдения особой секретности. В дальнейшем по мере роста объема служебно-боевых задач формировались новые специальные части и соединения.
6 апреля 1948 года специальные части во главе со спецотделом Управления войск МВД СССР и Краснознаменная школа усовершенствования политсостава войск МВД СССР были переданы из состава МВД СССР в МГБ СССР, где они находились до марта 1953 года, а затем снова вошли в состав МВД СССР. Во второй половине 50-х годов ряд специальных частей были переданы из МВД СССР в состав Министерства обороны Союза ССР.
Важные задачи продолжали выполнять конвойные войска. В связи с приемом под охрану значительного количества военнопленных численность этих войск после окончания Великой Отечественной войны не только не уменьшилась, а даже возросла. В 1946 году конвойные войска МВДСССР насчитывали 20 дивизий, 90 полков и 18 отдельных батальонов, в которых проходили службу около 150 тысяч человек. На 1 января 1948 года они охраняли 1497 лагерных отделений и госпиталей военнопленных. В последующем их количество в связи с репатриацией военнопленных постоянно уменьшалось. В начале 1951 года в составе этих войск было уже 92 тысячи человек.
6 мая 1951 года Совет Министров СССР принял постановление о новом значительном сокращении конвойных войск, а также об их реорганизации в конвойную и внутреннюю охрану. Внутренние войска МГБ и войска правительственной ВЧ связи были включены во внутреннюю охрану МГБ СССР. Части войск МГБ, находящиеся за границей, и дивизия имени Ф.Э. Дзержинского были оставлены как внутренние войска.
Реорганизация заключалась и в изменении названий соединений, частей и подразделений войск. К офицерским и генеральским званиям добавлялись слова: «внутренней охраны». Постановлением устанавливалась следующая структура войск и охраны:
- Главное управление внутренней охраны МТБ СССР с соответствующими управлениями и отделами;
- управление охраны округа; отдел (вместо дивизии);
- отряд (вместо полка);
- дивизион (вместо батальона);
- команда (вместо роты);
- группа (вместо взвода).
Порядок комплектования и прохождения службы личным составом оставался прежним, аналогичным порядку Советской Армии.
Конвойные войска подобным образом были реорганизованы в конвойную охрану. Они освобождались от охраны тюрем МВД и МГБ, особых лагерей, где содержались лица, осужденные за опасные преступления, а также лагерей с военными преступниками из числа бывших военнопленных. Эти задачи возлагались теперь на военизированную охрану Главного управления лагерей (ГУЛАГа) МВД СССР, куда передавался для дальнейшего прохождения службы личный состав расформированных частей. За конвойной охраной оставалось выполнение задач по эшелонному, плановому и городскому конвоированию осужденных. Численность конвойной охраны сокращалась более чем в два раза.
Принятые меры способствовали реализации предложений Советского Союза о сокращении Вооруженных Сил, с которыми он неоднократно выступал на международной арене, а также уменьшению расходов на содержание войск МГБ-МВД. За 7 послевоенных лет войска МГБ-МВД (без пограничных войск) сократились более чем в 4 раза. Их численность стала меньше предвоенной в 2,5 раза. Вместе с тем проведенная в 1951 году реорганизация внутренних и конвойных войск в соответствующие виды охраны привела к ослаблению общевоинских начал в их строительстве.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1953 года предписывало объединить МВД и МГБ были в единое Министерство внутренних дел СССР. 13 марта 1954 года был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Соединения и части внутренней и конвойной охраны, пограничные войска остались в составе МВД СССР, а войска правительственной ВЧ связи стали подчиняться КГБ при Совете Министров СССР.
Внутренние войска в этот период, с одной стороны, продолжали успешно выполнять поставленные перед ними задачи, наращивать успехи в повышении боевой готовности, совершенствовании качества службы и боевой учебы, укреплении воинской дисциплины. С другой стороны, в этом периоде в силу различных реорганизаций и других обстоятельств нарушалась стабильность войск. На качестве управления войсками отрицательно влияла частая перестройка центрального аппарата.
Так, в июне 1956 года Главное управление пограничных войск, Главное управление внутренней и конвойной охраны и Военно-строительное управление МВД СССР были расформированы, а вместо них создано Главное управление пограничных и внутренних войск МВД СССР. Но уже 28 марта 1957 года это Главное управление было упразднено. Пограничные войска были переданы из Министерства внутренних дел в КГБ при Совете Министров СССР, а в составе МВД для руководства войсками создается Главное управление внутренних и конвойных войск.
Все эти реорганизации отрицательно сказывались на развитии войск. Однако и в последующие годы подобные перестройки не прекращались.
13 января 1960 года Министерство внутренних делСССР было упразднено, а его функции переданы МВД союзных республик. 1 апреля 1960 года прекратило свою деятельность и Главное управление внутренних и конвойных войск. На протяжении последующих 6 лет единый орган по управлению внутренними войсками в стране отсутствовал. В каждой союзной республике, где в составе министерств внутренних дел были образованы войсковые управления и отделы, вопросы развития войск решались по-разному, исходя из местных условий.
Отсутствие единства в руководстве войсками не способствовало их укреплению. В ряде мест на работу в войска без особой необходимости было направлено немало сотрудников органов внутренних дел, не имеющих военной подготовки и опыта войсковой работы, что также имело отрицательные последствия. Количество внутренних и конвойных войск продолжало постоянно уменьшаться, что приводило к перегрузке личного состава. Ухудшалась и качественная характеристика поступающего в них пополнения.
21 января 1954 года на основании постановления Совета Министров СССР Главное управление лагерей (ГУЛАГ) было передано из Министерства юстиции СССР в состав МВД СССР. В последующие годы была проведена значительная работа по совершенствованию деятельности этого Главного управления, в том числе по повышению надежности охраны осужденных. На протяжении предшествующих 30 лет эта задача выполнялась подразделениями военизированной охраны, комплектуемыми по вольному найму.
25 октября 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР». В нем, наряду с другими важными вопросами, предусматривалось преобразование военизированной охраны исправительно-трудовых колоний в конвойную охрану и принципиальное изменение порядка ее комплектования личным составом. Устанавливалось, что рядовой и сержантский состав конвойной охраны мест заключения будет комплектоваться теперь не по вольному найму, а по призыву из числа ограниченно годных для строевой службы и обеспечиваться всеми видами довольствия, а также пользоваться льготами и преимуществами, предусмотренными для военнослужащих внутренней и конвойной охраны МВД СССР. Лица начальствующего состава конвойной охраны мест заключения и после этого военнослужащими не являлись.
Такое решение дало возможность существенно повысить качество охраны осужденных в исправительно-трудовых колониях, преодолеть имевшиеся ранее значительные трудности в комплектовании военизированной охраны мест заключения личным составом по вольному найму.
С 1956 года в МВД СССР образовалось два типа конвойной охраны. Соединения и части конвойных войск, переименованные в 1951 году в конвойную охрану, продолжали выполнять задачи по конвоированию осужденных эшелонными, плановыми и сквозными конвоями из одних мест заключения в другие, конвоированию их в суды и военные трибуналы, из тюрем и колоний к тюремным вагонам (пароходам) на пунктах обмена и обратно.
Конвойная охрана мест заключения обеспечивала охрану и осуществление надзора за осужденными в жилых зонах и на производственных объектах, конвоировала их к месту работ. К 1960 году конвойная охрана мест заключения организационно включала 21 отдел, 26 отрядов, 42 отдельных дивизиона и 6 отдельных команд. Имелось также 16 учебных частей и школ по подготовке сержантов, надзирателей и инструкторов служебного собаководства. Администрация исправительно-трудовых учреждений осуществляла руководство всей их деятельностью, занималась подбором, расстановкой и воспитанием кадров, финансированием, материально-техническим обеспечением и медицинским обслуживанием личного состава.