Создание единой, общегосударственной
Тюремной системы.
Впореформенный период царское правительство предприняло перестройку системы тюремных органов как важнейших звеньев государственной машины, осуществлявших карательные функции царизма.
Накануне реформы тюремная система отличалась полной дезорганизацией и крайне неудовлетворительным состоянием ведения тюремного дела, отсутствием на местах органов, способных организовать нормальную деятельность мест заключения. Между Департаментом полиции, являющимся центральным органом управления местами заключения, и местными органами – губернскими и тюремными комитетами Общества попечительного о тюрьмах не было постоянной и неразрывной связи. Инспекция тюремных учреждений практически не осуществлялось.
В 1877 году для подготовки предложений об основных направлениях реформы тюремного дела и его содержании государственным Советом учреждается Комиссия о тюремном преобразовании под председательством статс-секретаря тайного советника К. Грота. Перед комиссией ставилась задача подготовить предложения об общем порядке управления тюремными делами и об упорядочении системы уголовных наказаний.
Комиссия по тюремному преобразованию большое внимание уделила обоснованию необходимости широкого использования в карательной практике наказаний, связанных с лишением свободы, полагая, что в этом виде наказания наиболее полно найдут отражение элементы карательного воздействия. По степени тяжести исполнения наказания на первое место выдвигалась ссылка на каторгу. Этот вид наказания включал:
а) лишение всех прав состояния;
б) тяжелые принудительные работы;
в) по отбытии каторжных работ обязательное поселение в Сибирь.
Сроки каторжных работ предлагалось установить от 4 до 15 лет.
С лишением свободы связан и такой вид наказания, как заключение в исправительном доме (срок заключения – от 1,5 до 5 лет).
В качестве самостоятельного вида наказания рассматривалось тюремное заключение, как преобладающее в системе уголовного наказания. При исполнении этого наказания должно быть исключено общение осужденных между собой и обеспечена такая строгость содержания, которая бы компенсировала его кратковременность. Заключение в тюрьме должно включать в себя постоянное одиночное содержание заключенных на все время наказания, обязанность обеспечения их трудом в одиночных камерах (срок тюремного заключения – от 1 до 8 месяцев).
Особое место в системе мест лишения свободы занимает заключение в крепости. Этот вид исполнения наказания был изъят из гражданского ведомства и регулировался военными законами.
К 1882 году в России сложилась следующая система мест заключения, находившихся в подчинении гражданского ведомства: тюремные замки в губернских и уездных городах, а также тождественные с ними учреждения, носящие другие названия (уголовные тюрьмы) – 597; временные дополнительные помещения при этих тюрьмах – 6; смирительные дома – 5; Санкт-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы; дома предварительного заключения в Санкт-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма; пересыльные тюрьмы – 11; исправительные арестантские отделения, роты и полуроты – 32; временные центральные каторжные тюрьмы – 11;подследственные аресты в Привисленских губерниях – 75; полицейские дома в Петербурге – 10; в Москве – 16. Всего 767 учреждений. Общее число всех содержащихся в местах заключения к 1 января 1882 года составляло 94797 человек.
Постоянным спутником тюремного быта России являлось чрезмерное переполнение тюрем. В отчете Главного тюремного управления за время с 16-го июня 1880 года по 1 января 1882 года указывается, что переполнение тюрем в этот период по отношению к действительному количеству тюремных мест составляло 24 процента. Главное тюремное управление, признавая необходимость и настоятельную потребность в переустройстве, расширении и улучшении тюремных зданий во всех местностях России, обращало внимание правительства на отсутствие средств для проведения этой работы. Выделяемые средства на эти цели далеко не покрывали заявленных требований. В 1875 году губернские власти затребовали на ремонт и расширение тюрем 506313 рублей. Выделено же было 300 тысяч рублей. В 1876 году затребовано 522490 рублей, получено 246505 рублей. В 1877 году соответственно 598940 и 246505 рублей и в 1879 году – 737000 и 177505 рублей.
В то же время правительство проводило жесткую линию по экономии расходов на содержание заключенных. При рассмотрении сметы расходов МВД по тюремной части на 1888 год была значительно уменьшена сумма на продовольствие.
Было признано, что непременным элементом реформы тюремной системы должен стать труд. Признавая необходимость труда в тюрьмах, Главное тюремное управление предпринимает попытки внести элементы организованности в это дело. Устанавливается обязательность работ для определенных категорий арестантов. Предусматривается материальная заинтересованность их в результатах труда и порядок его оплаты. Обязательному занятию трудом по назначению администрации подлежали осужденные к ссылке, в каторжные работы; присужденные к ссылке на поселение и водворение; приговоренные отдаче в исправительные арестантские отделения; присужденные к ссылке на житье, равно высылаемые по приговорам в Сибирь; присужденные к заключению в тюрьме за кражу, мошенничество, присвоение или растрату чужого имущества, а также за прошение милостыни и другое.
За свой труд в зависимости от категорий арестанты за вычетом стоимости материалов получали от одной десятой до четырех десятых доходов. Из оставшихся сумм одна половина обращалась в доход государственного казначейства, а другая – в пользу тюрьмы.
На строительстве Амурской железной дороги с мая 1910 года по январь 1916 года использовался труд 2500-3000 заключенных. Общий заработок заключенных с мая 1910 по январь 1916 года составил 4269305 рублей 10 коп., из которых в доход тюремного ведомства было отчислено 289063 руб. 23 коп.
На формирование правопослушной личности был направлен целый комплекс мер воздействия, решающую роль в реализации которого занимала церковь. Закон от 15 июня 1887 года относит состоящих при местах заключения священников, диаконов и псаломщиков к аппарату управления местами лишения свободы. По должностному окладу священник приравнивался к смотрителю (начальнику) тюрьмы.
На церковь возлагались также функции организации библиотечного дела в тюрьмах и обучения заключенных.
Еще больше внимание вопросам идеологического воздействия на осужденных стало уделяться в период резкого обострения политической обстановки в России в начале XX века. Задачи и цели такого влияния на заключенных определялись общей инструкцией 1915 года. Согласно статье 244 инструкции «духовно-нравственное воздействие на арестантов имеет своим назначением внушение им правильных понятий о религии и об общих гражданских обязанностях, требующих преданности Престолу и Отечеству и почитания соответствующим законам и властям».
Одной из основных задач тюремной реформы в России было совершенствование системы управления местами заключения, повышение роли центрального органа тюремного ведомства в осуществление контрольных функций, обеспечении единства карательной практики на всей территории империи.
Еще в 1879 году в составе МВД было образовано Главное тюремное управление – ГТУ. По замыслу его учредителей, оно было призвано стать высшей контролирующей и распорядительной инстанцией, осуществляющей непосредственное руководство подчиненными ему местными органами тюремного ведомства. С учреждением ГТУ был сделан серьезный шаг к централизации тюремной системы России. Начальником ГТУ был назначен бывший саратовский губернатор Галкин-Враский. Под его руководством и при непосредственном участии осуществлялась реформа тюремного ведомства, разрабатывалась правовая база тюремной системы, ее структуры, формировался управленческий аппарат. Штат ГТУ состоял из 56 классных чинов. Кроме того, в управлении на канцелярских должностях работал 41 человек.
Совершенно новым институтом, не имеющим аналогов в зарубежной тюремной практике, было создание в его структуре тюремной инспекции. На инспекцию возлагались обязанности осуществления ревизий тюремных учреждений, руководство их деятельностью, а также разработка законодательных предложений.
В январе 1881 года царским указом утверждается Положение Комитета министров, в соответствии с которым высшее заведование тюремной частью гражданского ведомства поручается члену Государственного Совета статс-секретарю Гроту «с представлением ему в этом отношении лично и в виде временной меры: прав и обязанностей Министра внутренних дел как по званию президента Попечительного о тюрьмах общества, так и по руководству Главным тюремным управлением и права участвовать, с правом голоса, в суждениях по тюремным делам в высших государственных учреждениях и заменять Министра внутренних дел в Сенате и в сношениях со всеми местными лицами по означенным делам».
Наряду с созданием института тюремных инспекторов в целях обеспечения единообразия реализации карательной политики государства, усиления контрольных функций, совершенствования управления местами заключения учреждается новый коллегиальный орган – Совет по тюремным делам. В состав Совета царским указом вводились высшие должностные лица, представляющие различные ведомства.
В 1883 году Главному тюремному управлению были подчинены места заключения Кавказа. В его составе были образованы: в 1894 году – статистическая часть; в 1902 году – новое делопроизводство по организации арестантских работ, в этом же году – бухгалтерия.
В числе мер, направленных на совершенствование управления тюремной системой, следует особо выделить передачу ее в 1895 году в подчинение Министерства юстиции. Многие ученые и практики считали его ошибочным и вредным для дальнейшей судьбы тюремного дела.
В 1904 году упраздняется Тюменский приказ о ссыльных, его функции по распределению ссыльных в Сибири передаются Главному тюремному управлению, причем в то же время в его составе учреждается особый архив для хранения дел ссыльных. В 1906 году при ГТУ учреждается центральное дактилоскопическое бюро. В 1908 году в составе ГТУ выделяется особое делопроизводство, в функции которого вменяется разработка законодательных и других принципиально важных для тюремной части вопросов.
С 1893 года ГТУ начинает издавать ежемесячный журнал «Тюремный вестник». Кроме него выпускались и другие издания в качестве справочных материалов, пособий для тюремной администрации.
Реформа тюремной системы коснулась всех ее управленческих звеньев. Реформа предусматривала создание управленческого звена тюремной системы на губернском и областном уровнях с определенными правомочиями. На среднем уровне высшая власть принадлежала губернаторам, начальникам областей и градоначальникам. Им вменялось в обязанность наблюдение за благоустройством мест заключения, а также контроль за исполнением всех постановлений правительства о порядке содержания заключенных. Губернатором предоставлялось право назначения, перемещения и увольнения от должности начальников тюрем и их помощников, состоящих в должностях от 14 до 7 класса включительно.
Законом от 15 июня 1887 года к органам управления отдельных мест заключения отнесены:
а) начальники (вместо смотрителей) тюрем и их помощники;
б) помощницы начальников тюрем или смотрительницы, заведующие женскими отделениями;
в) состоящие при местах заключения священники, диаконы и псаломщики;
г) врачи, фельдшеры и фельдшерицы.
Законом от 31 марта1890 года для местного заведования тюремной частью были учреждены в некоторых местностях губернские тюремные инспекции. С введением должности губернского тюремного инспектора он становится фактически главою местного тюремного управления. Для осуществления своих функций инспектор наделялся определенной дисциплинарной властью. Комплектование должностей губернских тюремных инспекторов и их помощников осуществлялось из числа чинов Главного тюремного управления. Допускалось также замещение этих должностей чинами судебного ведомства и прокурорского надзора.
В процессе реформы тюремного ведомства была разработана и правовая база организации исполнения наказания в виде лишения свободы. В 1890 году вносятся коррективы в Устав о содержащихся под стражей, согласно которым в перечень мест содержания под стражей гражданского ведомства включались: помещения для подвергаемых аресту; арестантские помещения при полиции; тюрьмы (губернские, областные и уездные тюремные замки, Санкт-Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма); исправительные арестантские отделения; тюрьмы для содержания преступников, присужденным к каторжным работам, пересыльные тюрьмы.
Устав подробно регламентировал организационно-управленческие вопросы мест заключения, деятельность Попечительного о тюрьмах общества, ввел элементы прогрессивной системы в процессе исполнения наказания (отряд исправляющихся, условное досрочное освобождение) и другие.
Таким образом, в дореволюционной России пенитенциарные учреждения с 1802 по 1895 гг. подчинялись МВД, а в период 1895-1917 гг. – Министерству юстиции.
Лекция 6
Реформы полицейских органов России
в начале ХХ века (1900-1917 гг.).
Вопросы лекции:
1. Изменения в структуре, составе и функциях полиции Российской империи в период революции 1905-1907 гг.
2. Особенности организации и основные функции органов поддержания правопорядка в период власти Временного правительства.