Охрана правопорядка и борьба с преступностью
в Древнерусском государстве.
При переходе общества от первобытнообщинного устройства к государственной организации возникало все больше новых установлений, которые должны были обеспечивать интересы (прежде всего материальные) выделившейся родоплеменной знати. Эти установления (явно несправедливые, так как противоречили веками существовавшим древним обычаям) можно было закрепить, прежде всего, с помощью военной силы и полицейских органов.
До конца второго десятилетия XVIII века в России не было регулярных полицейских органов, не употреблялся и термин «полиция». В допетровской Руси эта деятельность государства обозначалась понятием «благочиние».
«Полиция» зародилась в древнегреческих полисах, как функция управление городом-государством (политая). В средневековой Европе из этого термина выделяется «политика», обозначавшая внешнее управление. В XVII - XVIII вв. «полиция» в странах Западной Европы понималась как функция и исполнительный орган государства по внутреннему управлению.
Охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности, принуждение к исполнению правовых велений осуществляется каждым государством. В странах со слабо развитой государственностью, особенно на ранних этапах развития государства, когда его аппарат прост и мало дифференцирован, эта, полицейская - в современном понимании, функция исполняется органами управления широкой или общей компетенции.
В возникающей на основе развития городов-полисов русской государственности VII-IX вв. можно четко различить три основные элемента управления: князь, дружина, народное собрание (вече). Вместе с тем в этот период действует так называемая «десятичная» (численная) система общественной организации, сложившаяся в догосударственный период «военной демократии». Все население городов и сельских общин (вервей) делилось на десятки, сотни и тысячи, во главе которых стояли соответственно десятские, сотские и тысяцкие - военные вожди-старосты (волостели), избираемые на вечевых сходах (народных собраниях) или назначаемые князем из числа своей дружины. Со временем система десятичного (концово-уличного в Новгороде) управления превратилась в административную организацию самоуправления в городских посадах и волостях, а система общего управления государством стала дворцово-вотчинной.
С укреплением власти князя его дружина все больше отделялась от остального населения, превращаясь в основное орудие государственного управления. Из числа дружинников формировалась иерархия должностных лиц, посредством которых и осуществлялось это управление. Уже в договоре князя Олега с Византией в начале X века упомянуты русские бояре, князья, великие князья (в Чернигове, Любече, Ростове, Полоцке, Переяславе). Назван и верховный властитель – «великий князь Росьский».
Дружина великого князя являлась не только его военной силой, но и основным инструментом административного управления внутренними делами. Дружина подразделялась на старшую (княжи мужи, бояре) и младшую (гридни, отроки, детские). Свои дружины имели и князья, подвластные великому князю. С помощью дружин собирались дань и виры (штрафы) с населения городов и сельских общин. Из старших дружинников назначались должностные лица.
Один из первых исследователей полицейского права в России Петр Гуляев писал: «История открывает нам, что как скоро Рюрик призван был в Россию володеть и рядить по праву, то с того же времени начались утверждаться и чиновники к тому. В изданных Великим Ярославом 1017 года Законах, известных под именем Русской Правды, видим уже благоустройственные чины и их должности, как-то: вирник, судья и взыскатель пошлины...» (Права и обязанности градской и земской полиции и всех вообще жителей российского государства по их состояниям. М., 1824, с.8).
Князь собирал дань и различные виры, прежде всего вытекавшие из его судопроизводства, непосредственно сам вместе с дружинниками (сбор дани) или назначал для этого наиболее приближенных старших дружинников - огнищан, бояр. Так, виру - штраф за те или иные правонарушения или обычные пошлины - собирал вирник. У вирника имелись помощники (отроки) и приставы (метельники).
Для управления городами и возникающих около них посадами князем назначались посадники. В Новгороде и Пскове посадники избирались вечевым собранием из числа знатных бояр.
Для управления княжеским хозяйством назначался тиун (приказчик) - лицо, получавшее и выполнявшее распоряжения князя, боярина. По своему положению он был приравнен к огнищанам. Так же высоко были поставлены княжеские подъездной и конюх при стаде (за их убийство - вира 80 гривен). Князем назначались и более мелкие управители: мостники, отвечавшие за строительство и ремонт мостов, сельские тиуны, смотрители за полевыми работами и др. Занимаемые должности обычно становились пожизненными и передавались по наследству.
До принятия христианства функции «благоустройства» в значительной мере принадлежали сельским общинам (верви). Они посредством избираемых старост организовывали «стражу» для охраны поселений от внешних вторжений, принимали меры для оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий, пожаров, вдовам и сиротам, улаживали споры между общинниками. По древнему обычаю община несла ответственность за розыск преступников, была охвачена «круговой порукой»: за преступление, совершенное членом общины, в расплате принимали участие все общинники.
Центром верви был погост - площадь, на которой собирались общинники и где стояло изображение бога, которому они поклонялись. Здесь же находился кон, на котором делались жертвоприношения под руководством волхвов. Установления, принимаемые на собраниях общины или княжеской волей, стали называть «законом» в отличие от древнего обычая – «покона».
Необходимо отметить, что Древнерусское право знает такие термины, обозначающие преступные деяния, как татьба - кража (тать - вор), головничество - убийство ( головник-уголовник - убийца), свада, сварь - ссора, пакощь - грабеж (пакощьник - грабитель). «Русская правда» вводит суровые наказания за эти деяния. Общим термином, обозначающим преступное деяние, является «обида», то есть материальный, моральный или физический вред, причиненный конкретному лицу. Причем совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения считалось смягчающим вину обстоятельством.
Формы и методы предупреждения и борьбы с преступностью были различны. Например, розыск похищенного и самого вора «Русская правда» возлагает на потерпевшего. В качестве представителя администрации мог быть выделен дружинник или тиун. Пострадавшие искали обидчика по следам (гонение следа) или зачитывали приметы похищенного или обидчика на базарной площади (заклич). Для изобличения преступника проводились очные ставки (свод), а так же применялись ордалии (суд божий). Относясь с опаской ко всем приезжим и видя в них потенциальных правонарушителей (конокрадов, воров, поджигателей), в Древнерусском государстве было установлено требование «знатка» для каждого, не принадлежавшего к общине человека, то есть требование одного из членов общины поручиться за него. С XIII века известны проезжие грамоты для иностранцев, которые были своеобразными удостоверениями личности и в тоже время позволяли местным властям контролировать их поведение. Этими решениями было положено начало организации контроля за передвижением населения в стране. В Новгородской республике для предупреждения и раскрытия государственных преступлений начинают применяться принципы розыскного (инквизиционного) процесса. Для поиска и поимки беглых и разбойников проводились облавы.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что специальных полицейских органов и должностных лиц, занимавшихся профилактикой и борьбой с преступностью, охраной правопорядка в этот период на Руси еще не существует. Все эти функции выполняли князья и их администрация: наместники и волостели, посадники и тиуны, дружинники, мечники, вирники, праветчики, дворские, приставы и само население.
В Новгородской республике полицейские функции выполняли посадник, тысяцкий и сотские, кончанские и уличанские старосты и старосты в пятинах.
После крещения Киевской Руси (988 г.) и постепенного перехода от десятичной системы управления к дворцово-вотчинной некоторые функции благоустройства перешли к русской православной церкви. Так, по принятии крещения князь Владимир в 996 г. издал церковный устав, по которому церковь определялась как организация общественного призрения, в связи с чем князь ввел десятинный сбор (церковная десятина) на содержание при церквах благотворительных учреждений.
Сами князья, а вслед за ними и другие благочестивые люди также занимались этим делом, но как частные лица. Они строили богадельни, больницы, монастыри, училища, призревали нищих. Большинство князей получают от летописцев похвалу за «нищелюбие». Так, например, Н.М. Карамзин, ссылаясь на средневековых летописцев, писал, что великий киевский князь Ярослав «завел в Новегороде первое народное училище, где 300 отроков, дети пресвитеров и старейшин, приобретали сведения, нужные для священного сана и гражданских чиновников».
Как показывают исторические памятники той эпохи, государственная власть, преследуя свои собственные финансовые и военные цели, оставила за собой из функций благоустройства, по преимуществу надзор за торговлей и путями сообщения. Общий интерес, создавший великое княжество Киевское - охрана границ и внешней торговли - направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей, отмечал историк В.О. Ключевский.
В договорах с греками и немцами русские князья обязывались к принятию различных мер для содействия торговым отношениям (выдача паспортов купцам, устройство перевозов через волоки и др.). Чтобы пресечь злоупотребления в торговле, назначались мытники на торги, которые осуществляли надзор за мерой и весом. Этот надзор, хотя и был поручен церкви по церковным уставам, но находился под наблюдением государства.
В обязанности десятских и сотских старост в числе прочих входили поимка убийц и защита жителей от татей и разбойников. Они должны были побуждать к исполнению разного рода натуральных и иных повинностей, присутствовали на суде, в некоторых случаях были советниками князей и участвовали в решении политических дел, наблюдали за общим порядком. Их общественное положение было весьма высоким, соответствующим сложности и важности возложенных на них обязанности «управляти им всякая дела».
Суд правили князья, волостели и наместники князей, посадники, тиуны, им помогали мечники, праветчики, доводчики, дворские, приставы. Обвинителем выступал ябедник. Некоторые следственно-розыскные функции, а также арест и содержание под стражей осуществляли недельщики, состоящие при местных администраторах. Правовой основой судебной и вообще всей системы управления внутренними делами были древние обычаи («Закон Русский»), княжеские решения и установления (уставы), иногда - решения вечевых собраний. Огромное значение имело появление «Русской Правды» - первого письменного свода норм русского обычного права. Он был составлен в XI веке как приложение к Кормчим книгам - древнерусским сводам церковных установлений - и стал впоследствии своеобразным руководством для княжеских судов.
«Русская правда» ничего не говорит о таком виде наказания, как лишение свободы, но на практике арестованных правонарушителей, особенно «государевых обидчиков», до суда содержали в подвалах, клетях, земляных тюрьмах. Земляная тюрьма представляла собой вырытую в земле глубокую яму, в нее опускался бревенчатый сруб (поруб). Часто бревенчатый сруб не делался, и заключенный находился прямо в земляной яме. Каких либо органов, ведавших местами заключения, и специальных тюремщиков в этот период не существовало.
Нормативно-правовые акты XII - XIII веков уже содержат указания о заключении в погреба или порубы, сопровождавшиеся заковыванием преступника в кандалы, рогатки или колодки (отсюда - колодник). Эти орудия отягощали нахождение в тюрьме. Под рогатками подразумевались особые металлические ошейники, на внешней поверхности которых были вделаны железные прутья или гвозди, настолько длинные, что арестант с такой рогаткой на шее был лишен возможности прилечь, и был вынужден оставаться стоя или в сидячем положении даже ночью. Использовали тюремщики и так называемые «стулья», которые представляли собой короткий (50 - 80 см.) тяжелый чурбан, окованный железом. В один конец чурбана был вбит массивный костыль на короткой цепи, заканчивающейся металлическим ошейником. Этот «стул» заключенный вынужден был везде таскать с собой. Что касается колодок, то их форма была различна, делались они из дерева и предназначались для одновременного одевания на руки, ноги и шею. Все эти «приспособления» были очень тяжелыми, их вес доходил до пяти пудов.
Ни в одном государстве пожары не были так часты и нигде они не были так опустошительны, как на Руси. Фактически все строения были деревянными, крыты соломой или дранкой, были сильно скучены. При сильных ветрах, обуславливаемых равнинным положением, эти строения представляли обильный горючий материал для пожаров. И уже первые летописи не обходились без упоминания о злой силе огня. Однако наряду с обыденными, бытовыми пожарами Русь, её города, селения часто горели во время нашествий иноземных захватчиков, в результате междоусобных войн удельных князей. Такие пожары были особенно губительны. В удельно-вечевой период не было такого князька, который не жег бы владений своего врага. Кто мог больше сжечь, тот и побеждал. И со времени образования государственности на Руси органы власти и управления пытались бороться с пожарами, однако в древние времена способы борьбы заключались не столько в мерах предупреждения возможности возникновения самих пожаров, сколько в суровых мерах и взысканиях за умышленный или случайный поджег. Сведения об этом мы находим в «Русской правде», которая устанавливает за поджег «поток и разграбление» - самое жестокое наказание, которому кроме поджигателей подвергались преступники, совершившие умышленное убийство. Тушение пожаров возлагалось на население, специальных пожарных не существовало.
Летописец, описывая пожар в городе Искоростене, отмечает, что пожар пытались потушить. Из этого можно сделать вывод, что в Киевской Руси уже были известны какие-то огнегасительные орудия. Что это были за орудия, как они выглядели и действовали - неизвестно. Видимо, они были заимствованы во время похода князя Олега с войском на Византию и представляли собой простейшие насосы.
В XII-XIV вв. произошли большие изменения в характере отношений княжеской власти и населения, особенно в Северо-Восточной Руси. Князья становятся полными собственниками своих земель, доставшихся им по наследству или в результате колонизации пустошей. Эти княжества стали называться «уделами». Вечевые собрания в них почти исчезают. Десятичная система управления полностью вытесняется дворцово-вотчинной и на смену тысяцким приходят воеводы, сотские и десятские возглавляют мелкие административно-территориальные единицы, поселения, их части. Дробление княжеств на уделы происходило очень быстро, что стало одной из причин покорения русских княжеств татаро-монголами в XIII веке.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Древнерусском государстве как четкого разделения внешних и внутренних функций управления, так и специальных органов для их постоянного выполнения еще не было. Осуществление внутренних функций, особенно благоустройства, было возложено на всех администраторов, которые назначались князьями или выбирались вечевыми (сельскими) собраниями.