Тема 1. Предмет, методология и историография
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
направленность (профиль) – Уголовное право, криминология;
Гражданское право, семейное право, иеждународное частное право
квалификация (степень) выпускника – магистр
Институт Академии ФСИН России | |
Категория обучающихся: | студенты |
Курс (ы): | 2-й (заочная форма обучения) |
Рязань 2017 г.
ББК 67.0р30
Т-33
Рецензенты:
А. А. Юнусов, доктор юридических наук, профессор (профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России);
Е.В. Стругова,кандидат юридических наук (доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России).
Автор-составитель: А.Р. Корнилов,кандидат юридических наук, доцент
|
Рабочая программа дисциплины составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, утвержденного приказом Минобрнауки России «16» ноября 2016 г. № 1424.
Типовая (примерная) программа по дисциплине отсутствует.
Рассмотрена и одобрена на заседаниях кафедры теории государства и права, международного и европейского права «___» _________20__ г., протокол № ___, методического совета академии «___» _________20__ г., протокол № ___.
Начальник обеспечивающей кафедры
кандидат юридических наук _____________ Д. А. Толченкин
Учебно-методическое издание
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Рабочая программа дисциплины
Технический редактор … Подписано в печать ______________ Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. ... Тираж 30 экз. Заказ № _____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК 67.0р30 © Корнилов А.Р., 2017 г. © Академия ФСИН России, 2017 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП | |||||
2. | Место дисциплины в структуре ОП | |||||
3. | Объем дисциплины | |||||
4. | Структура и содержание дисциплины | |||||
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | |||||
6. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | |||||
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | |||||
8. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | |||||
9. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины | |||||
10. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | |||||
11. | Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | |||||
1. Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП
Код компе-тенции | Результаты освоения ОП (содержание компетенции) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
Профессиональные компетенции (ПК) | ||
ПК-2 | способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать:классификацию правовых семей, место и роль сравнительного правоведения в становлении и развитии отдельных сфер общественных отношений, специфику взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права в зависимости от принадлежности правовой системы к определенной правовой семье. Уметь: давать квалифицированное толкование нормативных правовых актов и предметные консультации в отношении реализации правовых предписаний соответствующей правовой системы, оперировать юридическими понятиями и категориями, вырабатывать механизмы, способствующие качественной реализации норм материального и процессуального права. Владеть:навыками анализа правореализационной и правоприменительной практики в рамках соответствующей правовой системы, применения нормативных правовых актов с учетом их юридического статуса и интерпретационной характеристики в семье континентального права. |
ПК-7 | способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты | Знания:классификация и общая характеристика правовых семей, правовая карта мира, основные закономерности права, характерные для правовых систем отдельных государств, источники права различных правовых систем, основные виды, способы и правила толкования источников права, в том числе, и нормативных правовых актов. Умения:использование критериев классификации правовых семей, сравнение правовых систем с целью выявления их общих и особенных черт, самостоятельный анализ источников права различных правовых систем, квалифицированное толкование нормативных правовых актов. Навыки:сравнительно-правового и аналитического исследования современных правовых семей, методика самостоятельного изучения и анализа источников права различных правовых систем, толкование нормативных правовых актов с применением методов сравнительного правоведения и в целом компаративистики. |
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Сравнительное правоведение» относится к базовой части блока 1«Дисциплины» в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция и базируется на знаниях, полученных в рамках подготовки бакалавра.
До начала изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» обучающиеся должны:
Знать: понятие и значение метода сравнительного правоведения в системе изучения общественных наук, теорию и методологию общетеоретических дисциплин, историю развития правовых семей и правовых систем, основные научные школы, основные подходы к определению понятия «правовая семья», «правовая система», характерные черты и особенности основных правовых систем современности, основания их классификации и сравнения.
Уметь: применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права, для использования в правотворческой и научно-исследовательской деятельности, ориентироваться в многообразии правовых систем современного мира, оперировать юридическими понятиями и категориями сравнительного правоведения; находить, исследовать, анализировать и давать оценку нормативным правовым актам и иным источникам права в рамках современных правовых семей.
Владеть: специальной терминологией, в том числе, на иностранном языке; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов и иных средств правовой системы; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, поиска оптимальных форм правового регулирования, путей сближения правовых систем, разрешения правовых проблем и коллизий.
3. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Сравнительное правоведение» составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
4. Структура и содержание дисциплины
Тематический план
заочная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Аудиторная контактная работа | Самостоятельная работа | |||||
Всего | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||||||
Семинарские занятия | Практические занятия | Лабораторные и другие виды занятий | |||||||
Установочная сессия | |||||||||
Предмет, методология и историография сравнительного правоведения | |||||||||
Лабораторно-экзаменационная сессия | |||||||||
Классификация правовых систем современности | |||||||||
Правовые системы Германии и Франции | |||||||||
Правовые системы Англии, США и стран Британского содружества | |||||||||
Современное мусульманское и индусское право | |||||||||
Правовые системы социалистических стран Азии, Кубы и КНР | |||||||||
Правовые системы Японии и скандинавских стран | |||||||||
Современные правовые системы африканских стран и стран Латинской Америки. Смешанные правовые системы современности | |||||||||
Форма контроля: зачет, контрольная работа | |||||||||
Всего по дисциплине (модулю) | |||||||||
Содержание дисциплины
Сравнительного правоведения
Сравнительное правоведение как особая отрасль правового знания.
Изучение правовой карты современного мира — основная задача современного сравнительного правоведения.
Сравнительное правоведение как метод и как научная дисциплина. Сравнительное правоведение как учебный курс. Значение курса для подготовки высококвалифицированных юристов.
Возникновение и основные этапы развития сравнительного правоведения. Общая характеристика сравнительного правоведения в XIX – XX веках.
Историко-философское направление сравнительного правоведения в Германии.
Французская школа сравнительного законодательства.
Развитие сравнительного правоведения в России.
Современное состояние юридической компаративистики. Разработка проблем сравнительного правоведения учеными-юристами зарубежных стран.
Используемая литература: [ 1, 3, 4, 5, 12, 15, 20, 30, 32, 37, 41, 42, 43, 46, 53, 56, 58]
Британского содружества
Особенности формирования английского общего права и системы его источников. Значение и место общего права в правовой системе. Правовой прецедент. Соотношение законодательства и судебного правотворчества. Судебные доктрины и концепция норм права.
Формирование и особенности правовой системы США. Федеральное право и право штатов. Особенности общего права США. Кодификация и систематизация законодательства США. Судебный контроль. Источники американского права.
Современные тенденции развития американского права.
Основные тенденции в развитии современного английского права.
Английское общее право — историческая основа правовых систем Британского Содружества.
Классификация национальных правовых систем стран Британского Содружества. Особенности правовых систем Канады, Австрии и Новой Зеландии. Источники права.
Соотношение английского права и местного обычного права. Источники права. Судебная система.
Используемая литература:
[ 6, 7, 8,10, 18, 28, 31, 32, 37, 38,43, 53, 54]
Кубы и КНР
Периоды возникновения и развития правовых систем социалистических государств Азии: 1) возникновение и становление права; 2) колониальный период; 3) становление, формирование и развитие социалистических правовых систем стран Азии. Влияние конфуцианства и легизма на жизнь азиатских обществ. Основная форма совершенствования законодательства социалистических государств Азии – кодификация.
Особенности правовой системы Кубы.
Правовая система КНР.
Используемая литература:
[ 3, 10, 15, 16, 21, 32, 36, 40, 43, 42, 44, 51, 52, 53, 55]
Вариант № 1.
Вариант № 2.
Правовая система Израиля.
Вариант № 3.
Правовая система ЮАР.
Вариант № 4.
1. Типология и классификация правовых семей современности.
Вариант № 5.
Вариант № 6.
Вариант № 7.
Вариант № 8.
Вариант № 9.
Вариант № 10.
1.Классификация правовых систем стран Британского Содружества.
Вариант № 11.
1.Правовая система Кубы. Перспективы развития социалистического права.
Вариант № 12.
Правовая система КНР.
Вариант № 13.
Вариант № 14.
1.Классическое индусское право. Основные источники.
Вариант № 15.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
направленность (профиль) – Уголовное право, криминология;
Гражданское право, семейное право, иеждународное частное право
квалификация (степень) выпускника – магистр
Институт Академии ФСИН России | |
Категория обучающихся: | студенты |
Курс (ы): | 2-й (заочная форма обучения) |
Рязань 2017 г.
ББК 67.0р30
Т-33
Рецензенты:
А. А. Юнусов, доктор юридических наук, профессор (профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России);
Е.В. Стругова,кандидат юридических наук (доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России).
Автор-составитель: А.Р. Корнилов,кандидат юридических наук, доцент
|
Рабочая программа дисциплины составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, утвержденного приказом Минобрнауки России «16» ноября 2016 г. № 1424.
Типовая (примерная) программа по дисциплине отсутствует.
Рассмотрена и одобрена на заседаниях кафедры теории государства и права, международного и европейского права «___» _________20__ г., протокол № ___, методического совета академии «___» _________20__ г., протокол № ___.
Начальник обеспечивающей кафедры
кандидат юридических наук _____________ Д. А. Толченкин
Учебно-методическое издание
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Рабочая программа дисциплины
Технический редактор … Подписано в печать ______________ Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. ... Тираж 30 экз. Заказ № _____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК 67.0р30 © Корнилов А.Р., 2017 г. © Академия ФСИН России, 2017 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП | |||||
2. | Место дисциплины в структуре ОП | |||||
3. | Объем дисциплины | |||||
4. | Структура и содержание дисциплины | |||||
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | |||||
6. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | |||||
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | |||||
8. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | |||||
9. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины | |||||
10. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | |||||
11. | Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | |||||
1. Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП
Код компе-тенции | Результаты освоения ОП (содержание компетенции) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
Профессиональные компетенции (ПК) | ||
ПК-2 | способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать:классификацию правовых семей, место и роль сравнительного правоведения в становлении и развитии отдельных сфер общественных отношений, специфику взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права в зависимости от принадлежности правовой системы к определенной правовой семье. Уметь: давать квалифицированное толкование нормативных правовых актов и предметные консультации в отношении реализации правовых предписаний соответствующей правовой системы, оперировать юридическими понятиями и категориями, вырабатывать механизмы, способствующие качественной реализации норм материального и процессуального права. Владеть:навыками анализа правореализационной и правоприменительной практики в рамках соответствующей правовой системы, применения нормативных правовых актов с учетом их юридического статуса и интерпретационной характеристики в семье континентального права. |
ПК-7 | способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты | Знания:классификация и общая характеристика правовых семей, правовая карта мира, основные закономерности права, характерные для правовых систем отдельных государств, источники права различных правовых систем, основные виды, способы и правила толкования источников права, в том числе, и нормативных правовых актов. Умения:использование критериев классификации правовых семей, сравнение правовых систем с целью выявления их общих и особенных черт, самостоятельный анализ источников права различных правовых систем, квалифицированное толкование нормативных правовых актов. Навыки:сравнительно-правового и аналитического исследования современных правовых семей, методика самостоятельного изучения и анализа источников права различных правовых систем, толкование нормативных правовых актов с применением методов сравнительного правоведения и в целом компаративистики. |
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Сравнительное правоведение» относится к базовой части блока 1«Дисциплины» в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция и базируется на знаниях, полученных в рамках подготовки бакалавра.
До начала изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» обучающиеся должны:
Знать: понятие и значение метода сравнительного правоведения в системе изучения общественных наук, теорию и методологию общетеоретических дисциплин, историю развития правовых семей и правовых систем, основные научные школы, основные подходы к определению понятия «правовая семья», «правовая система», характерные черты и особенности основных правовых систем современности, основания их классификации и сравнения.
Уметь: применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права, для использования в правотворческой и научно-исследовательской деятельности, ориентироваться в многообразии правовых систем современного мира, оперировать юридическими понятиями и категориями сравнительного правоведения; находить, исследовать, анализировать и давать оценку нормативным правовым актам и иным источникам права в рамках современных правовых семей.
Владеть: специальной терминологией, в том числе, на иностранном языке; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов и иных средств правовой системы; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, поиска оптимальных форм правового регулирования, путей сближения правовых систем, разрешения правовых проблем и коллизий.
3. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Сравнительное правоведение» составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
4. Структура и содержание дисциплины
Тематический план
заочная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Аудиторная контактная работа | Самостоятельная работа | |||||
Всего | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||||||
Семинарские занятия | Практические занятия | Лабораторные и другие виды занятий | |||||||
Установочная сессия | |||||||||
Предмет, методология и историография сравнительного правоведения | |||||||||
Лабораторно-экзаменационная сессия | |||||||||
Классификация правовых систем современности | |||||||||
Правовые системы Германии и Франции | |||||||||
Правовые системы Англии, США и стран Британского содружества | |||||||||
Современное мусульманское и индусское право | |||||||||
Правовые системы социалистических стран Азии, Кубы и КНР | |||||||||
Правовые системы Японии и скандинавских стран | |||||||||
Современные правовые системы африканских стран и стран Латинской Америки. Смешанные правовые системы современности | |||||||||
Форма контроля: зачет, контрольная работа | |||||||||
Всего по дисциплине (модулю) | |||||||||
Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет, методология и историография
Сравнительного правоведения
Сравнительное правоведение как особая отрасль правового знания.
Изучение правовой карты современного мира — основная задача современного сравнительного правоведения.
Сравнительное правоведение как метод и как научная дисциплина. Сравнительное правоведение как учебный курс. Значение курса для подготовки высококвалифицированных юристов.
Возникновение и основные этапы развития сравнительного правоведения. Общая характеристика сравнительного правоведения в XIX – XX веках.
Историко-философское направление сравнительного правоведения в Германии.
Французская школа сравнительного законодательства.
Развитие сравнительного правоведения в России.
Современное состояние юридической компаративистики. Разработка проблем сравнительного правоведения учеными-юристами зарубежных стран.
Используемая литература: [ 1, 3, 4, 5, 12, 15, 20, 30, 32, 37, 41, 42, 43, 46, 53, 56, 58]