Специфика практических занятий по Особенной части

Прежде чем приступить к изучению Особенной части российского уголовного права, следует ознакомиться с учебной программой и методическими указаниями. Необходимо помнить о тесной взаимосвязи Общей части уголовного права с Особенной. Методически очень важно определить характер опасности каждой группы преступлений, объединенных в отдельную главу Уголовного кодекса, и уметь дать их общую характеристику. Отдельные составы преступлений рекомендуется изучать в следующей последовательности:

- место данного состава преступления в системе Особенной части уголовного права;

- понятие этого состава в уголовном законе;

- юридический анализ данного состава преступления (анализ объекта, объективной стороны, субъекта преступления);

- виды данного преступления;

- отграничение этого состава от смежных, сходных по признаку.

Определяя место преступления в системе Особенной части, студент должен установить, в какой именно главе Уголовного кодекса это преступление предусмотрено, затем определить место преступления внутри главы. Дать понятие отдельного преступления – значит запомнить и воспроизвести его основное содержание и необходимые признаки. Если уголовный закон не содержит такого понятия, то надлежит использовать те определения, которые даны уголовно-правовой наукой.

Чтобы избежать ошибок при юридическом анализе преступления, необходимо:

1. Отграничивать родовой и видовой объекты от непосредственного, а непосредственный объект от предмета преступления.

2. Дать характеристику объективной стороны состава преступления с определением материального, формального или усеченного состава.

3. Уяснить возможные формы и виды вины в каждом составе при характеристике субъективной стороны преступления. Следует иметь в виду, что в формальных составах вина определяется только по отношению к деянию.

4. Выяснить при анализе субъекта преступления возраст, с которого ответственность наступает за конкретный состав преступления, а так же, в случае необходимости, признаки специального субъекта преступления.

5. При анализе видов состава преступления студентам необходимо раскрыть каждый из квалифицирующих признаков, обратившись к разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по различным категориям уголовных дел.

Самостоятельная работа в аудиторное время может включать:

1) конспектирование (составление тезисов) лекций;

2) выполнение контрольных работ;

3) решение задач;

4) работу со справочной и методической литературой;

5) работу с нормативными правовыми актами;

6) выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях;

7) защиту выполненных работ;

8) участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;

9) участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях;

10) участие в тестировании и др.

Самостоятельная работа во внеаудиторное время может состоять из:

1) повторения лекционного материала;

2) подготовки к практическим занятиям;

3) изучения учебной и научной литературы;

4) изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);

5) решения задач, и иных практических заданий

6) подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;

7) подготовки к практическим занятиям устных докладов (сообщений);

8) подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;

9) выполнения курсовых работ, предусмотренных учебным планом;

10) выполнения выпускных квалификационных работ и др.

11) выделения наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями на консультациях.

12) проведения самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Для проведения занятий используются информационные технологии:

1. Дидактические материалы:презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи, комплекты схем, плакатов

2. Технические средства обучения: аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; проекторы, ноутбуки, персональный компьютер, множительная техника (МФУ);

3. Электронные образовательные ресурсы: учебники; словари; периодические издания.

4. Программное обеспечение и информационно-справочные системы:

а) Редактор MS WORD (или пакет MS Office);

б) Информационно-правовая система «Консультант плюс»

в) Информационно-правовая система «Гарант»

г) Программа для создания презентаций Power Point.

5. Информационная образовательная среда

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной-библиотечной системе (ЭБС) IPRbooks, к электронной информационно-образовательной среде Института.

Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает:

а) доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

б) фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

в) проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

г) формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

д) взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

1. Аудиторный фонд Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

2. Библиотека Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

3. Электронно-библиотечная система IPRbooks.

4. Оборудование для дистанционного проектирования в лекционных залах учебного материала.

5. Компьютерное оборудование и лицензионное программное обеспечение, включая доступ в Интернет.

Наши рекомендации