Местным прямым (поимущественным) налогом.

урегулирован гл. 31 НК РФ

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ.

В отношении налогоплательщиков-организацийпредставительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплатыналога (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Местные органы власти (органы власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в том числе вправе:

установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ),

не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 393 НК РФ);

предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиковправо не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ);

установить местные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Если же уполномоченные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не регламентируют земельный налог на подведомственной территории, то налог тем не менее считается установленным и подлежит уплате по федеральным ставкам (п. 3 ст. 394 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Налогоплательщиками

п. 1 ст. 388 НК РФ

в общем случае - организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ,

на праве собственности,

праве постоянного (бессрочного) пользования или

праве пожизненного наследуемого владения.

Перечень "облагаемых" видов прав является

закрытым

и не предусматривает всех возможных видов прав на земельный участок.

п. 2 ст. 388 НК РФ

специально указано, что не признаются налогоплательщиками

организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них:

на праве безвозмездного пользования,

праве безвозмездного срочного пользования,

переданных им по договору аренды.

Земельный налог - единственный из отечественных поимущественных налогов, предполагающий обложение имущества, находящегося на праве пользования.

Как это разъяснено в п. 1постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" в общем случае плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Обязанность уплачивать земельный налог

возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и

прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Соответственно, возникновение обязанности по уплате земельного налога не является следствием фактического использования земельного участка.

Объектп. 1 ст. 389 НК РФ - земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Объекта налогообложения = юридический факт объект налогообложения земельным налогом

- факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.

п. 2 ст. 389 - виды земельных участков, не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации).

ст. 395 НК РФ предусматривает федеральные налоговые льготы.

Освобождаются от налогообложения организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

ст. 390 НК РФ налоговая база = кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Предельные налоговые ставки установлены в п. 1 ст. 394 НК РФ:

- 0,3% -

- земельные участки, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса)

- или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- 1,5% - в отношении прочих земельных участков.

К примеру, Постановлением городской Думы Н. Новгорода "О земельном налоге" предусматриваются конкретные налоговые ставки:

- 0,3% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Нижнем Новгороде и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- 1% от кадастровой стоимости участка в отношении земель под объектами образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры, спорта, культуры и искусства;

- 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

Кадастровую стоимость конкретного земельного участка можно узнать на публичной кадастровой карте.

Предварительный расчет налога можно выполнить с помощью сайта ФНС России.

Исчисляется земельный налог:

- организациями - самостоятельно (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 396 НК РФ);

- налоговыми органами - для физических лиц, с заблаговременным направлением налогового уведомления плательщику (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 396 НК РФ).

п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что

органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Налоговым периодом - календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ).

Срок уплаты земельного налога установлен:

- для организаций:

в п. 1 ст. 397 НК РФ, п. п. 5.1, 5.2 Постановления городской Думы города Н. Новгорода "О земельном налоге":

авансовые платежи уплачиваются по итогам отчетного периода не позднее 10 мая, 10 августа, 10 ноября как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По истечении налогового периода налог уплачивается не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

- для физических лиц:

в п. 1 ст. 397 НК РФ: не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельногоучастканалоговую декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ).

Налоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Для физических лиц налоговая декларация в рассматриваемом налоге не предусмотрена, как и для иных налогов, исчисляемых налоговыми органами.

Наши рекомендации