Европейское право и сравнительное правоведение
Вопросы:
1. Становление европейского права.
2. Содержание европейского права.
3. Европейское правовое пространство.
1. Становление европейского права.
История европейского права – это история правовых институтов, норм, идей, получивших распространение в таком регионе мира, как Европа.
Европа – небольшой участок суши огромной евразийской территории. Но, правотворчество здесь оказало значительное влияние на мотивацию создания правовых норм; на их формы и содержание; почти во всем мире.
Исторический путь европейского права, прослеживается с греко-римской эпохи (по мнению некоторых авторов и ранее).
В средние веказакладывалась основа европейского правопорядка благодаря позднеантичному римскому праву, философии и системе образования греческих полисов. Результат – высокий уровень развития юридической техники. Право становится более точным инструментом управления через законодательство и контроль юридической практикой.
Европейское право как новый юридический феноменвозникло во II половине XX века.
Понятие “европейское право” охватывает право всех европейских организаций, включая:
1) Совет Европы (1949г.);
2) Организацию Североатлантического договора (НАТО);
3) Западноевропейский союз;
4) Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
5) Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др.
Центральное место в европейском праве занимает право трех европейских сообществ:
1) Европейского объединения угля и стали (1951г.);
2) Европейского экономического сообщества (1957г.);
3) Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) (1957г.).
Важный этапв развитии европейского права – трансформация этих трех европейских сообществ в Европейский Союз (ЕС) (1992г.), который подвергся серьезной реформе в 1997г.
Под Европейским правом сегодня понимается право Европейского Союза, вытекающее из:
- Парижского 1951г.;
- Римского 1957г.;
- Брюссельского 1965г.;
- Маастрихтского 1992г.;
- Амстердамского 1997г. договоров.
Ему присущи черты национального права и внутреннего права, которое применяется во всех странах ЕС.
Оно отличается от классического международного права, т.к. образует автономный международный правовой режим, интегрированный в право стран – членов ЕС.
Иногда европейское право рассматривается как федеральное право.
2. Содержание европейского права.
Европейское право включает две части:
- Институциональное европейское право;
- Материальное право, европейское право.
Институциональное европейское право включает проблемы политической, административной и юридической организации.
Это, во-первых, нормы, касающиеся статуса, функций, полномочий органов следующих политических органов и институтов ЕС:
- Европейский парламент;
- Европейский совет;
- Европейская комиссия;
- Суд первой инстанции;
- Судебная Палата;
- Палата счетов;
- Консультативные учреждения;
- Суд;
- Контрольные инстанции.
Во-вторых, нормы, касающиеся источников права в иерархии юридических актов в рамках ЕС:
- договоры;
- соглашения;
- регламенты;
- директивы;
- решения.
Материальное европейское право(сущностные нормы европейского права) – это нормы, регулирующие поведение и деятельность индивидов и групп в различных областях в сфере применения европейских договоров.
Это, другими словами, свод норм, составляющих экономическое право.
В целом, материальное европейское право устанавливает:
1) нормы, определяющие режим экономических свобод, действующих в отношении различных участников экономической жизни ЕС: конкретную организацию свободного движения физических лиц и имущества;
2) принципы и нормы осуществления общих экономических мер и действий в странах-членах ЕС.
Таким путем постепенно сформировались специализированные разделы Европейского права:
1) европейское торговое право;
2) европейское налоговое право;
3) европейское социальное право;
4) сельскохозяйственное право;
5) банковское право;
6) транспортное право и др.
3. Европейское правовое пространство.
Возникло на базе проблемы прав человека. До середины XXв. считалось, что все связанное с правами человека – внутренняя исключительная компетенция каждого государства.
Теперь – это критерий, степень доверия к государству.
«Европейское правовое пространство» как понятие, его юридический аспект, сформулировано в Хельсинки на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
Формирование европейского правового пространства не означает некоего надгосударственного европейского права.
Единое правовое пространство– это региональная правовая система, объединяющая национальные правовые системы европейских стран и, участвующих в общеевропейском процессе США и Канады, и обеспечивающая правовые основания «общеевропейского дома».
Это не общее право наднационального характера, а поиск и создание правового минимума в государствах, который обеспечивает их нормальное взаимообщение в рамках общеевропейского процесса.
Раньше в сближении и сотрудничестве государств виделась роль международного права, теперь – в национальном правовом развитии в направлении правовой государственности.
Ученые-юристы выделяют следующие уровни анализа европейского правового пространства:
- правовая семья;
- правовое государство;
- сотрудничество в рамках международной организации;
- сотрудничество между самими международными организациями.
Основные направления создания основ европейского пространства:
1) международное право и его прогрессивное развитие;
2) соответствующая ему эволюция внутригосударственного законодательства, судебной практики и т.д.;
3) сравнительное изучение правовых систем как способ выявления общего и устранимых различий между ними.
Сложился определенный вариант гармонизации внутреннего законодательствагосударств путем приведения его в соответствие с согласованными европейскими стандартами в области прав человека – определение правовых минимальных стандартов демократичности, ниже которых государства не должны опускаться в своем национальном законодательстве.
Сравнительное правоведениеиграет важную рольв решениитрех проблем в рамках концепции европейского правового пространства.
Первая – разработка критериев правового государства путем сравнительного анализа опыта европейских стран, установления юридических стандартов, позволяющих отличать правовое государство от неправового.
Вторая – дальнейшее повышение и конкретизация общеевропейских стандартов в области прав человека.
Третья - совершенствование механизма сотрудничества в вопросах, относящихся к человеческому измерению (обмен информации, относящийся к соблюдению прав человека и основных свобод, к контактам между людьми и к другим проблемам гуманитарного характера).
В связи с разработкой концепции единого европейского правового пространствасуществуют следующие актуальные направления исследований:
1) сравнительное изучение особенностей и тенденций развития основных правовых систем Европы – семьи романо-германского права, семьи общего права, семьи скандинавского права, семьи социалистического права;
2) разработка европейской тенденции правового государства как основного элемента европейского правового пространства (черты, напр.: правовая стабильность, политический механизм, уважение прав человека и основных свобод, отказ от силы и угрозы силы, правового пути решения возникающих споров и т.д.);
3) исследование правовой деятельности европейских международных организаций и их роли в создании системы европейского правового пространства;
4) исследование правовых отношений и правового сотрудничества между европейскими международными организациями как одного из уровней европейского правового пространства;
5) изучение правовых аспектов общеевропейского процесса с целью разработки его стабильных организационно-правовых основ: политических институтов, постоянных органов и учреждений ОБСЕ.
Контрольные вопросы.
1. Что такое европейское право и когда оно возникло как новый юридический феномен?
2. Что в себя включает институциональное европейское право?
3. Какие специализированные разделы европейского права вы знаете?
4. Какова роль сравнительного правоведения в решении проблем в рамках концепции европейского правового пространства?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.