Тема 12. История советского суда в 1917 г.
Во время Октябрьской революции 1917 г. и последующей Гражданской войны рухнула вся система российской государственности, начался слом всей существующей структуры судебных органов. В революционном хаосе, захватившем страну, правосудие подменялось вседозволенностью людей, обладавших властью и оружием, а право — политикой, революционной необходимостью и моралью, часто не совместимой с общепринятыми нормами цивилизованного мира. Сначала исключением, а затем и повседневной практикой стали массовые расстрелы, внесудебные расправы, погромы, экспроприации и прочие беззакония. Фраза «Без суда и следствия» даже не резала слух современников и воспринималась как неотъемлемая составляющая революции. Красный террор, так же как и белый, в то время поглотил миллионы человеческих жизней, оставил людей без семьи, крова, свободы, без надежды на будущее, раскидал миллионы соотечественников в эмиграцию по всему миру.
Охрана революционного порядка сразу после победы Октябрьской революции 1917 г. была первоначально возложена на Петроградский Военно-революционный комитет (ВРК; упразднен в декабре 1917 г.), который осуществлял вооруженную охрану города, арестовал министров Временного правительства, разогнал предпарламент. Специальных судебных органов еще не было, и судебные функции возлагались на Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению от 28 октября 1917 г. была создана рабоче-крестьянская милиция. Она находилась в ведении местных советов и в то же время подчинялась НКВД, т.е. была в двойном подчинении. Советская милиция была единственным органом, сохранившимся со времени Февральской революции. Милиция боролась с заметно усилившимся в то время криминалом, и ее сил | для наведения элементарного порядка явно не хватало. При Совете народных комиссаров (СНК) была поэтому образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), учрежденная 7 декабря 1917 г. Первоначально на ВЧК возлагалась обязанность по пресечению контрреволюции, I саботажа (т.е. политических преступлений против новой власти) и преданию виновных суду Военно-революционного трибунала. Затем ВЧК получила неограниченные полномочия: от ареста и следствия до вынесения приговора и его исполнения. ВЧК была выведена из-под государственного контроля и согласовывала свои | действия лишь с ЦК РКП(б).
5 сентября 1918 г. вышел Декрет СНК «О красном терроре», [ а затем еще ряд актов, по которым ВЧК окончательно становилась [ карательно-репрессивным органом по самым различным делам, на- р чиная от политических (контрреволюция) до экономических (спе- ; куляция). Дальнейшая тенденция развития ВЧК говорит о ее эво- | люции не только как репрессивно-судебного, но и как следственно- | го органа, обладавшего разветвленной структурой. Из Положения ; от 28 октября 1918 г. «О Всероссийской и местных чрезвычайных [ комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и престу- \ плениями по должности» видно, что ВЧК не только формирова- I ла структуру по всей стране (губернские, уездные, транспорт- | ные, фронтовые, армейские ЧК), но и обладала весьма широкими полномочиями в расследовании соответствующих преступлений, [ а в Декрете СНК от 21 февраля 1918 г. «Социалистическое Отечество в опасности!», в постановлении СНК «О красном терроре», в инструкциях ВЧК был предусмотрен и расстрел на месте без суда и следствия. При этом следствие велось упрощенно. Следователи ВЧК отчитывались на специально созванных судебных заседаниях ВЧК, где зачитывали итоговый следственный документ, который выносился на голосование. При отсутствии единодушного решения дело направлялось в вышестоящую инстанцию ВЧК (если предлагался как мера наказания расстрел) или выносилось окон- нательное решение, если предлагалось иное наказание (тюрьма, лагерь, ссылка, взятие заложником). В результате только в 1918 г. было репрессировано более 30 тыс. человек, а расстреляно, в том числе без суда, более шести тысяч человек. Только с формированием системы революционных трибуналов и народных судов в 1919 г. у ВЧК изъяли право вынесения приговоров, но за ЧК сохранилось право применения наказания в прифронтовых местностях, объявленных на военном положении, за преступления, связанные с контрреволюцией и бандитизмом. Таким образом, карательно- репрессивная сущность ВЧК не изменилась даже после принятия решения ВЦИК от 6 февраля 1922 г. о реорганизации ВЧК в Государственное политическое управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) с сужением ее компетенции. Ограничение полномочий ГПУ связано с отсутствием необходимости в дублирующем карательно-репрессивном органе, завершением формирования советской судебной системы с судебной реформой 1922 г. После того как IX Всероссийский съезд советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД, уже в 1923 г. создает-' ся единый общесоюзный орган — Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Система его органов состояла из ОГПУ СССР, ГПУ союзных республик, политотделов при исполкомах Советов и особых отделов в Красной армии и на транспорте. При ОГПУ создается Главное управление милиции, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. В составе ОГПУ была образована также судебная коллегия, т.е. в нем соединена и правоохранительная и судебная деятельность. Судебная коллегия ОГПУ существовала до постановления ЦИК СССР об ее упразднении (10 июля 1934 г.) и образовании Наркомата внутренних дел СССР, где были учреждены коллегии в составе трех судей — печально известные «тройки».
Для рассмотрения особо опасных для советской власти политических преступлений в период становления советской судебной системы создавались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали под контролем Народного комиссариата юстиции (Наркомюста — НКЮ). Революционные трибуналы учреждались по декрету СНК о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. № 1 как чрезвычайные временные карательные органы в борьбе с контрреволюцией. Первоначально революционные трибуналы
в своей деятельности руководствовались Инструкцией Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 г. В ней определялись компетенции трибуналов, содержались процессуальные нормы, а также перечень составов преступлений и виды наказаний. Далее, 16мая 1918 г. при ВЦИК согласно постановлениям Президиума ВЦИК, СНК, НКЮ был учрежден революционный трибунал. Постановлением НКЮ РСФСР от 16 июня 1918 г. революционные трибуналы завершают стадию своего юридического оформления. В их компетенции остаются наиболее значимые дела о преступлениях против революции и советской власти. В борьбе с контрреволюцией, саботажем, другими тяжкими преступлениями против завоеваний советской власти ревтрибуналы ничем не были связаны и налагаемые ими наказания были не мягче обозначенных в законах революционного времени. Хотя смертная казнь как наказание не предусматривалась в советских законах того времени, постановление НКЮ РСФСР от 16 июня 1918 г. было воспринято как руководство к действию, и ревтрибуналы с июля 1918 г. стали широко применять смертную казнь, особенно в связи с политикой красного террора.
На законодательном уровне революционные трибуналы были учреждены также декретом ВЦИК от 20 ноября 1919 г., который утвердил Положение о революционных военных трибуналах. Следующее Положение о революционных военных трибуналах, по которому учреждались трибуналы при Реввоенсовете республики, при Реввоенсоветах Красной армии и Красного флота, а также трибуналы в частях армии и флота, было принято 4 мая 1920 г. В их ведении были не только контрреволюционные, но и экономические преступления (например, спекуляция), уголовные дела (например, взяточничество). Кассационной инстанцией определялся Кассационный трибунал ВЦИК, членом которого был председатель ревтрибунала Реввоенсовета республики, в трибунал также входили члены коллегии из Наркомюста, члены ревтрибуналов Реввоенсоветов армии и флота. Председатель Кассационного ревтрибунала избирался из членов ВЦИК. Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении революционных трибуналов» учреждался Верховный трибунал при ВЦИК, являвшийся судом первой инстанции по делам особой важности, а также единым кассационным органом.
Таким образом, с созданием новой советской судебной системы были упразднены все прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов. Была приостановлена деятельность мировых судов. Прежняя судебная система была сломана, начала функционировать новая система советского суда.
Вместе с тем постепенно создавалась новая судебная система, первоначально сформулированная в трех декретах о советском суде.
Декретом СНК о суде №1 от 24 ноября 1917 г. окончательно ликвидирована дореволюционная система общего и военного суда. Для ликвидации прежних судебных учреждений назначались комиссары. Взамен были учреждены выборные народные суды, состоявшие из профессионального председателя и двух народных заседателей, представлявших общественность. Они объединялись в одну коллегию, избирались местными советами. Провозглашалась исходя из революционной ситуации сменяемость судей. Кассационными инстанциями определялись съезды судей — уездные и столичные. Местные народные суды решали все гражданские дела по искам, не превышающим 300 рублей, и уголовные дела с наказанием в пределах двух лет лишения свободы.
Декрет о суде №2, принятый 7 марта (22 февраля) 1918 г., учреждал окружные суды, в их составе определялись коллегии из трех постоянных членов и четырех народных заседателей для решения гражданских дел. Коллегии, состоявшие из председателя и 12 народных заседателей, выносили решения по уголовным делам, основываясь на доказательствах о факте преступления и мере наказания, исходя из революционной законности. Вводился кассационный порядок обжалования, апелляционный порядок обжалования решений и приговоров суда отменялся. Особое внимание в декрете уделялось реализации правосознания трудящихся классов в форме их участия в общественном обвинении и общественной защите, для чего создавались соответствующие коллегии при советах. Окружные суды представляли собой первую инстанцию, а областные — вторую. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) как высший законодательный орган был вправе отменить любое решение народного суда. Таким образом, Декрет о суде № 2 наметил создание советской судебной системы, однако процесс остался незавершенным и получил развитие в последующем.
Декрет СНК о суде от 20 июля 1918 г. № 3 внес изменения в подсудность народных судов. В их ведении остались уголовные дела, за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях (убийство, разбой, бандитизм, изнасилование, взяточничество, спекуляция, фальшивомонетничество). Кассационной инстанцией определялся учреждаемый по декрету Кассационный народный суд в Москве. Он состоял из гражданского и уголовного отделений. В составе суда по представлению Народного комиссариата юстиции ВЦИК утверждал председателя суда, его заместителя, восемь членов суда, представленных до этого окружными народными судами и советами местных народных судей.
Создаваемые суды руководствовались декретами советской власти, правилами Судебных уставов 1864 г. (если они не были отменены советской властью). При этом в постановлении ВЦИК от 30 ноября 1918 г. оговаривалось, что ссылки в приговорах и решениях на законы свергнутых властей запрещаются.
Вехой в становлении единой советской судебной системы стало Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. В соответствии с этим документом народные суды комплектовались с участием советов и их исполкомов. Народные суды состояли из народного судьи и народных заседателей в количестве, определяемом местным исполкомом. Народные суды, исходя из их территориальности и видов подсудности, соответственно полномочиям рассматривали административные, уголовные и гражданские дела.
В общем, первыми итогами становления советской судебной системы стали революционные трибуналы и системы общих (народных) судов. Если революционные трибуналы рассматривали политические дела и приравненные к ним наиболее тяжкие преступления экономического характера, военного суда, то народные суды заменили собой систему досоветского общего суда и института мировых судей.
В истории судебных и внесудебных репрессий, незаконных преследований нужно назвать политику красного и белого террора.
Все политические режимы, установившиеся в России в годы Гражданской войны, использовали преимущественно насильственные методы организации и осуществления власти. Террор служил средством для удержания власти всеми конфликтующими сторонами (большевиками, белым движением, приверженцами Учредительного собрания). Террор стал естественным проявлением классовой борьбы и первоначально носил индивидуальный характер. Переход к массовому террору связывают с распоряжением командующего Добровольческой армией генерала Л. Корнилова в январе 1918 г.: пленных в боях с красными не брать. Впоследствии жестокую карательную политику по отношению не только к противнику, но и к сочувствующему местному населению (рабочим, крестьянам) проводили Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, казачьи атаманы. Таким образом, впервые Россия столкнулась с белым, а затем уже с красным террором.
Большевики обосновывали введение террора необходимостью защиты завоеваний революции. В Красной армии также действовало распоряжение: пленных не брать. Зимой 1918 г. безопасность Советской республики обеспечивалась путем изоляции классовых врагов в концентрационных лагерях. Декретом СНК от 21 февраля 1918 г. «Социалистическое Отечество в опасности!» официально вводится смертная казнь, отмененная до этого Вторым съездом Советов (25-26 октября 1917 г.). Декрет предусматривал мобилизацию всех работоспособных членов «буржуазного класса» для рытья окопов, сопротивляющихся же надлежало расстреливать без суда. После убийства Володарского Ленин призывает к проведению массового красного террора в Петрограде. Сложившаяся ситуация была использована для исключения из состава ВЦИК и местных советов правых эсеров и меньшевиков как «стремящихся низвергнуть власть Советов». После убийства Урицкого и покушения на Ленина 5 сентября 1918 г. Совнарком принял декрет о красном терроре. Декрет придавал законодательную основу фактически проводимому большевиками террору и превращал массовый террор, внесудебные расправы в государственную политику. Согласно декрету расстрелу без решения суда подлежали лица, причастные или прикосновенные к мятежам и террору, что давало широкие полномочия карательным органам. В революционном правосознании людей, в классовой идеологии большевиков закрепилась аксиома правомерности внесудебных преследований. Неудивительно, что эта мысль получила развитие в советской правовой доктрине, в секретных директивах, в партийных решениях и на законодательном уровне в последующем, после окончания Гражданской войны.
Пока же, в феврале 1919 г., декрет ВЦИК разрешил брать заложников из крестьян, которые подлежали расстрелу в случае невыполнения приказа о расчистке снега. Успехи Красной армии в 1920 г., вмешательство мирового сообщества с требованием прекратить белый и красный террор да кровопролитие войны, правда, несколько ослабили террор как белый, так и красный. Декрет от 17 января 1920 г. отменил расстрел, но предусмотрел возвращение к политике террора в случае оказания поддержки мятежникам со стороны Антанты. Наметилась определенная тенденция применять наказание только по решению суда.
Непрерывная эскалация террора в годы Гражданской войны изменила в обществе понимание законности. Карательные органы руководствовались не законом, а политической целесообразностью. В. И. Ленин сформулировал принцип: «Польза революции, польза рабочего класса — вот высший закон». Классовый принцип при осуществлении террора расширил возможности применения внесудебных репрессий. Для лишения свободы достаточно было подозрения в сочувствии контрреволюции и соответствующего административного решения. Распространение поэтому получили заложничество, концентрационные лагеря, массовые расстрелы для устрашения населения, пытки. Для осуществления политики террора противоборствующие силы создавали свои карательные органы: контрразведку, «поезда и баржи смерти». Хотя с 1920-1921 гг. и происходит ослабление террора, но революционный зародыш тоталитаризма уже укоренился в советском обществе и государстве, получил свое дальнейшее развитие.
Сама система, где судебная власть отрицалась, а судебные полномочия получали силовые структуры (или же они сами себя ими наделяли) с молчаливого согласия власти, не могла эволюционировать к правосудию и справедливости. Например, советская власть передала функции борьбы с контрреволюцией созданной 7 декабря
1917 г. при СНК Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Председателем стал Ф. Э. Дзержинский. Сейчас на него, во многом справедливо, возлагают ответственность за репрессии. Но, как показывают документы, ставшие доступными в наше время, к массовым репрессиям, начавшимся в 1917 г., непосредственно причастны многие политические деятели как из большевиков, так и из их непримиримых противников. В итоге наша страна перенесла в XX столетии величайшую трагедию, значение и глубина которой до сих пор не осознаны, реальная оценка которой еще не дана. Одной из виновниц внесудебных репрессий справедливо называют ВЧК. Действительно, в феврале
1918 г. ВЧК приобретает широкие полномочия для подавления врагов революции: право внесудебного рассмотрения дел с применением расстрела. Фактически в годы Гражданской войны никому не подчинявшаяся ВЧК подменила собой и следственные, и судебные органы. Она самостоятельно и проводила следствие, и выносила приговор. Местные ЧК и советы выносили решения о наказаниях просто исходя из революционной целесообразности. 1ак, ВЧК обладала правом репрессивных мер не только по делам, связанным с контрреволюционной или антисоветской деятельностью, что для этой организации было характерно, но и по некоторым хозяйственным преступлениям (например воровство и грабежи на транспорте). Дело в том, что в условиях разрухи транспорт имел стратегическое значение и воровство топлива (угля и т.п.) усугубляло ситуацию коллапса экономики, поэтому команды ВЧК отлавливали лиц, промышлявших воровством на транспорте, и подвергали наказаниям, вплоть до расстрела на месте преступления без суда и следствия. Другой общеизвестный факт — в 1918 г. была расстреляна царская семья. Если даже не учитывать моральной, этической составляющей этого бесчеловечного деяния, не было ведь и законного решения суда, соответствующего даже революционным нормам и правилам военного времени. Просто Екатеринбургский совет не мог позволить, чтобы Николая II и его семью освободили белые, находившиеся на подступах к городу. Семья Романовых была расстреляна, а большевики, зная о том, что совершили злодеяние, уничтожили следы преступления. Аналогичных решений советов или сомнительных органов власти, наделивших себя разными полномочиями, было множество. Дворян, капиталистов, других представителей эксплуататорского класса, офицеров расстреливали или заключали под стражу лица, называвшие себя большевиками, эсерами, анархистами. Злодеяния сопровождались экспроприациями по принципу «грабь награбленное». Совершавшие такие действия лица имели на это мандаты или действовали без каких-либо документов. Уже в 1920 г. членам ЦК стало понятно, что методы репрессий необходимо ослабить, но в условиях революционного террора, угара Гражданской войны реализовать данное решение было нереально. Хотя 18 марта 1920 г. ВЦИК и отменил право ВЧК применять внесудебные репрессии, но органы госбезопасности продолжали осуществлять репрессии, ссылаясь на секретные директивы ЦК. Впрочем, ВЧК была упразднена декретом ВЦИК 8 февраля 1922 г., но репрессивная сущность ОГПУ в составе НКВД не уменьшилась, а в последующем даже возросла, внесудебные преследования не были упразднены. Для удержания власти советский режим использовал массовые репрессии. Возникшая экономическая и политическая система, основанная на внеэкономическом принуждении и непрерывной мобилизации, могла существовать только в условиях постоянной угрозы извне и изнутри. Обоснованием репрессий стала идея об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, требовавшая беспощадного уничтожения врагов. В этих условиях тоталитарный террор был объективно неизбежен, и он только усилился субъективными аспектами, связанными с личностью И. В. Сталина. Материалы судебных дел, например о партии эсеров, затем шахтинского 1928 г., свидетельствуют о том, что были привлечены к уголовной ответственности по 58-й и другим статьям Уголовного кодекса за контрреволюционную или антисоветскую деятельность и терроризм лица, невиновные в этих преступлениях либо совершившие иные деяния (возможно, взятки, превышение полномочий и т.д.), а то и просто по халатности и разгильдяйству нанесшие ущерб угледобывающей отрасли Донбасса. Чекистами была раскрыта как будто целая многочисленная антисоветская организация, более 100 человек, члены которой по решению суда понесли различные наказания — от расстрела до лишения свободы на различные сроки. Таких громких дел в условиях нэпа было много. В материалах уголовных дел фигурировали, как правило, нэпманы (предприниматели), советские или партийные работники (бюрократия), зарубежные менеджеры или специалисты. С точки зрения И. В. Сталина и советской терминологии, все они были классово чуждыми элементами, а их действия экономического характера (с точки зрения власти и закона — противоправные) назывались антисоветскими, контрреволюционными. Становится поэтому понятной логика большевистских вождей, искренне полагавших, что по мере строительства коммунизма должно усиливаться сопротивление враждебных классов. Кроме того, под этим предлогом легко было свернуть нэп и расправиться с целым слоем советских граждан, названных нэпманами.
Гражданская война и последующие репрессии 1920-х гг. привели к огромным человеческим жертвам (более 30млн погибших в Мировой и Гражданской войнах, свыше 2 млн эмигрантов), а по косвенным статистическим данным, сопоставляющим переписи населения 1914 и 1939 гг., потери были на порядок выше. Произошло кардинальное упрощение социальной структуры: были уничтожены интеллигенция, буржуазия, помещики, качественно ухудшился рабочий класс (кадровых рабочих осталось не более 700тыс.). Вместе с тем в годы Гражданской войны вырос советский бюрократический аппарат, он в три раза превосходил царский. Во главе огромной страны оказалась большевистская партия, образовательный уровень которой был ниже образовательного уровня общества. Гражданская война изменила общественную психологию: насилие стало нормой жизни, и эта социальная установка только усиливалась. В результате революционных потрясений структура общества приблизилась к восточной, раннегосударственной: основную массу населения стали составлять крестьяне, пролетариат сократился в численности, а над трудящимися классами ширился и креп партийный и советский бюрократический аппарат. В итоге вместе с социализмом в советской стране строилось тоталитарное государство, в котором не могло быть места справедливой судебной системе, отождествляющей себя с правосудием.
В названной тематике периода Гражданской войны и последующих событий отдельно необходимо обозначить также историю суда в районах, охваченных так называемым белым движением или не подконтрольных советской власти. К весне — лету 1918 г., когда сложились сильные политически и хорошо организованные антисоветские очаги, поддержанные извне антибольшевистские силы сгруппировались в неоднородное по составу белое движение, основу которого составили офицеры царской армии. В ходе начавшейся Гражданской войны под контроль белых попали обширные районы Сибири, Поволжья, Дона, Северного Кавказа, Крыма, Северо-Западного края, Туркестана и другие регионы.
Судебная система на территории, подконтрольной белому движению, сохраняла прежний, дореволюционный, порядок, измененный в условиях Гражданской войны. Остановимся кратко на действиях белогвардейцев на Юге России и на ее Востоке. Так, приказом Главнокомандующего Вооруженных сил Юга России А. И. Деникина в марте 1920 г. было введено Положение об управлении областями, занимаемыми Вооруженными силами Юга России. Наряду с должностями членов военного командования оно устанавливало должности государственного контролера, начальника гражданского управления (ведающего в том числе вопросами юстиции). Эти должностные лица входили в Совет, являвшийся совещательным органом при главнокомандующем. Последнему подчинялись казачьи части и органы самоуправления, до 1920 г. имевшие довольно широкую автономию, в том числе судебную.
Правосудие на территории, контролируемой Вооруженными силами Юга России, осуществлялось военно-полевыми судами, корпусными и военно-судными комиссиями при начальниках гарнизонов (в составе председателя и пяти членов). Комиссии подчинялись главному прокурору, военно-полевые суды — войсковым начальникам. Несколько позднее в состав корпусных и гарнизонных комиссий с правом совещательного голоса были включены по два представителя от крестьянской волости. Предварительное следствие проводилось одним из членов комиссии, тем самым следствие и судопроизводство смешивались. При рассмотрении дел военно-судные комиссии руководствовались правилами о военно- полевых судах. Приговоры утверждались военачальниками. В случае несогласия последних с приговором дело передавалось в корпусной или военно-окружной суд.
На Северном Кавказе, в Средней Азии в годы Гражданской войны учреждались поддерживаемые советами шариатские суды, суды аксакалов, а на Крайнем Севере — тундровые суды. Но они упразднялись белыми властями, а после 1920 г. и советской властью и к 1929 г. были ликвидированы повсеместно. Шариатские суды, суды аксакалов, тундровые суды, действовавшие на Кавказе, в Средней Азии и на севере страны как местные и понимавшиеся (хотя и с некоторой долей условности) на заре советской власти как разновидность народных судов, повсеместно упразднялись в течение 1920-х гг. по мере упрочения советской власти и в связи с успехами государственного строительства. Большевики объяснили отказ от шариатских судов тем, что кадии были классово чуждыми элементами по отношению к простым мусульманам, были сторонниками эксплуататорских классов, плохо знали исламское право или трактовали его в угоду затаившимся контрреволюционным элементам, отказ от шариата объяснялся также преимуществами советского народного суда, действовавшего на Кавказе наряду с шариатскими судами. Так же и на севере страны местные суды упразднялись по схожим причинам.
Примеры деятельности судов, не подчинявшихся советской власти, можно привести и на востоке страны (Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия). Комуч, другие белые правительства в зоне иностранной интервенции в правосудии опирались на гражданские и военные суды, оставшиеся от прежней эпохи, или учреждали свои карательные и судебные учреждения.
Противники советской власти также развернули террор, называемый белым. Однако народ в своей массе не поддерживал белые власти, симпатизировал красным, что в итоге предопределило победу большевиков.
На этом историческом фоне после окончания Гражданской войны становление судебной системы вступает в завершающую фазу. В 1922-1924 гг. была осуществлена судебная реформа.
31 октября 1922 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе (реализо- вывалась с 1 января 1923 г.). В РСФСР создавалась единая, своеобразная судебная система, не признававшая как независимую судебную власть, так и систему разделения властей. Советская судебная система состояла из четырех звеньев: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный Суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов в РСФСФ создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии. Специальные суды учреждались и действовали на основании ряда Положений, Наказов и других актов 1922-1924 гг. Среди них важнейшими были Положение о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г., Наказ Верховному Суду СССР, утвержденный Положением ЦИК СССР от 14 июля 1924 г. Позднее были приняты: Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г. (с дополнениями — 1928-1930 гг.), «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик» от 29 октября 1929 г. Названный акт 1929 г. вместе с соответствующими главами Конституции СССР 1924 г. и Конституциями союзных республик завершают правовое оформление советского суда в 1920-е гг.
Арбитражные комиссии, созданные в 1922 г. в ходе судебной реформы, были, по сути, своеобразным советским специальным арбитражным судом. Арбитражные комиссии учреждались в губерниях для разрешения имущественных споров между хозяйствующими субъектами, т.е. государственными и иными учреждениями и предприятиями при областных экономических совещаниях. Система арбитража возглавлялась Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны (СТО) как органе, подотчетном ЦИК и осуществлявшем общее управление народным хозяйством, совместно с СНК. Таким образом, арбитражный суд оказался в прямом подчинении у государственных исполнительных органов.
В систему судебных органов вносились изменения в соответствии с административно-территориальным делением СССР. Создавались региональные суды, в их числе был учрежденный в 1925 г. Северо-Кавказский суд.
Становление судебной системы сопровождалось появлением советских кодексов. В1918-1919 гг. были предприняты первые попытки кодификации (приняты Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, Кодекс законов о труде, Руководящие начала по уголовному праву), но в условиях Гражданской войны кодификационные работы не завершились.
Проведение новой экономической политики потребовало установить во всех областях жизни более четкие начала законопоряд- ка, основанные не только на революционных социальных нормах, доктрине, правосознании, но и на законе. Еще в 1918 г. были приняты трудовое и семейное законодательство. В послевоенное время в результате советской кодификации были приняты девять кодексов: Уголовный 1922 г., Гражданский 1922 г., Земельный 1922 г., Уголовно-процессуальный 1923 г., Гражданско-процессуальный 1923 г., Лесной 1923 г., Кодекс законов о труде 1922 г., а также Исправительно-трудовой кодекс 1924 г., Брачно-семейный кодекс 1926 г. 29 октября 1924 г. были приняты Основы судоустройства СССР (а также Положение о судоустройстве РСФСР 1926 г.), а 31 октября 1924 г. приняты Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик. Эти законы являлись наиболее значимыми в совершенствовании правового регулирования и функционирования советской судебной системы.
После окончания Гражданской войны репрессивная сущность советской власти только усилилась. Считалось, что по мере укрепления новой власти и строительства коммунизма сопротивление противников Советского государства («врагов народа») будет только усиливаться. Поэтому советская судебная система отражала сущность тоталитарного государства, а развитие материального и процессуального права отражало тенденции развития Советской страны. Тенденцией стало усиление военных судов, которые наделялись все более широкими полномочиями. Исходили также из политических решений исполнительной власти (ЦИК, НКЮ), партийных решений, например ЦК ВКП(б), или личных решений И. В. Сталина, его окружения.
Само право понималось как возведенная в абсолют воля господствующего класса, справедливость отождествлялась с нормами революционной морали и целесообразности. В связи с этим нет ничего удивительного, что УК РСФСР 1922 г. допускал применение уголовного закона по аналогии и возможность придания обратной силы уголовному закону, усиливающему наказание за совершенное ранее преступление.
В гражданском праве В. И. Ленин настаивал на отречении от всего, что связано с частной собственностью, учение о ней, о многих институтах частного нрава было названо реакционным буржуазным. В семейном праве опека и попечительство признавались скрытой формой эксплуатации в семье, сама семья в некоторых ультралевых публикациях считалась пережитком эксплуататорского государства, коммунистические утопии даже предполагали перейти от семьи к общине или свободному союзу мужчины и женщины.
Аналогичные тенденции коснулись и процессуального права. Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г. исходил из упрощения процесса в советском суде по сравнению с процессуальным правом досоветского времени. Некоторые институты (мировой суд, присяжные заседатели, присяжные поверенные) были упразднены. 28мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. Нарком юстиции возглавил прокуратуру, являясь прокурором республики, т.е. прокуратура входила в состав НКЮ. Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял в 1922 г. Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. В результате обвинение и защита оказались в едином органе — Народном комиссариате юстиции. Таким образом, советский суд эволюционировал в общей канве развития советского тоталитаризма.
Еще одним органом, подменившим суд в условиях советского тоталитаризма, стала правящая партия большевиков (РСДРП(б), РКП(б), ВКПБ(б)). Ее многочисленные директивы 1918-1921 гг. говорят о прямом партийном вмешательстве во все государственные дела, судебные в том числе. Секретные и официально изданные документы свидетельствуют о расстрелах, высылке из страны, уголовных преследованиях, санкционированных по прямому указанию ЦК партии и ее членов. В условиях белого и красного террора, беззаконий, репрессий это объяснялось современниками реалиями Гражданской войны, смуты. Но в послевоенный период тенденция внесудебных преследований со стороны партии большевиков не ослабла. Например, с 1921 г. ЦК РКП(б) обязал суды направлять в партийные комитеты на местах дела, в которых фигурируют члены партии. Документы 1922-1923 гг. запрещали партийным защитникам в суде (адвокатам) представлять интересы лиц, особенно коммунистов, обвиняемых в государственных и экономических преступлениях, таких как взяточничество, спекуляция и др. А в 1926 г. над большевиками, совершившими преступления или проступки, суд надлежало проводить в виде показательных процессов. Уместно добавить, что для всего советского времени характерно было проведение по месту работы показательных, даже несудебных, процессов, носящих в том числе воспитательный характер.
Наконец, согласно перечисленным актам вводились жесткие требования к работникам суда и органам советской юстиции. Как правило, все руководящие и судейские должности были выборными, как правило, на 1 год, кроме исключений процессуального характера. Вводились квоты, определяющие классовый состав органов юстиции и суда. Около 50% состава должны быть пролетарского происхождения, остальные — крестьяне, красноармейцы и краснофлотцы. Специального юридического образования для народных судей не требовалось, но, в духе того времени, требовались революционное правосознание, личностные качества (честность и др.