Судебная контрреформа, суд и процесс в России в 1889- 1917 гг. Окончание формирования суда на национальных окраинах Российской империи.
Суд и процесс в период контрреформ 1880-1890-х гг. Отход от либеральных реформ впервые стал проявляться в 1870-е гг., еще в период правления Александра II, что объяснялось ростом в пореформенной России общественного движения.
С 1866 г. присяжным судам запретили рассматривать дела о печати. В 1871 г. произошли изменения в процессуальном праве. Отныне дознание по государственным преступлениям переходило из компетенции судебных следователей к жандармам. Особо важные дела, связанные с народовольческим движением и опасными государственными преступлениями, с 1872 г. рассматривались Особым присутствием Сената. Александр II затягивал с осуществлением городской реформы, предпринимал ряд мер охранительного характера. Ситуация в корне изменилась после неудавшегося покушения на царя 8 февраля 1880 г. Самодержец был возмущен неспособностью полицейских органов обеспечить его безопасность. Уже 12 февраля 1880 г. учреждена Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Т. Лорис-Меликовым. Комиссия проработала около двух месяцев и предложила ряд мер, оформленных актами 6 августа 1880 г. — 17 февраля 1881 г. По указам Александра II в это время упразднялось III отделение с передачей его функций Департаменту полиции МВД, усиливался контроль Сената над губерниями, где отмечалась наибольшая социальная активность, усилилась борьба с народовольцами. Вместе с тем предлагалось пойти на некоторые уступки законопослушным представителям земств и привлечь их к участию в законотворческой деятельности Государственного совета. Эти меры получили название «план умиротворения России». 1 марта 1881 г. Александр II был убит в результате покушения народовольцев, и намеченный план «умиротворения» проявился уже в другом ракурсе.
2 марта 1881 г. на престол вступил Александр III и вскоре (29 апреля 1881 г.) новый император подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу контрреформ 1880-1890-х гг. Александр III всегда выступал сторонником жесткого внутриполитического курса, но в данном случае контрреформы являлись также ответом общественному движению на убийство Александра II.
Контрреформы проводились сразу по нескольким направлениям. Были осуществлены судебная, земская, городская контрреформы, отмечались реакционные меры в области народного образования, ужесточалась цензура, ограничивались права национальных меньшинств.
Судебная контрреформа преследовала две взаимосвязанные цели: ограничить гласность, демократичность суда и усилить административное вмешательство в судопроизводство. В частности, Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. запрещало публиковать отчеты суда по политическим делам (ст. 17-18 гл. II), а 12 февраля 1887 г. появился указ, по которому любое дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проходило в закрытом порядке. Из ведения общих судов изымались дела о противодействии, сопротивлении, покушениях на власти или должностных лиц. Указом от 20 мая 1885 г. вводилось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое обладало правом смещать судей и перемещать их на другую судебную должность. Представление о необходимости кадровых перестановок имел право осуществлять министр юстиции. В 1889 г. были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 г. — открытость гражданского суда.
Серьезный удар был нанесен институту мировых судей. 12 июня 1889 г. вышло Положение о земских участковых начальниках. По новому закону мировой суд упразднялся повсеместно, кроме Петербурга, Москвы и Одессы. Вместо мировых судов в 40 губерниях страны учреждались земские участки. Всего было образовано более 2 тыс. земских участков из расчета 4-5 участков на уезд. В уездах вместо должности мирового судьи вводилась должность земского участкового начальника (ст. 47). В отличие от мировых судей земские участковые начальники не избирались, а назначались по представлению губернаторов министром внутренних дел (ст. 14). Кроме того, участковые начальники могли быть только из дворян, с высоким имущественным цензом и прослужившие до этого в судебных или подобных им учреждениях не менее трех лет. Высшее образование для этих судей было желательным, но не обязательным, можно было ограничиться «незаконченным домашним» (ст. 6-7). Таким образом, вновь усиливался принцип сословного суда. В городах вместо мировых судей учреждались также уездные члены окружного суда и городские судьи, назначаемые министром юстиции. Земские участковые начальники обладали достаточно широкими полномочиями: надзор над общинным крестьянским самоуправлением, курирование волостных судов, уездных по крестьянским делам присутствий. Земские начальники были правомочны рассматривать земельные вопросы, в их ведение переходили гражданские и уголовные дела, подсудные прежде мировым судьям. Кроме того, земские начальники наделялись полицейскими полномочиями (ст. 24-39).
Первой инстанцией Положение от 12 июня 1889 г. определяло земских уездных начальников и городских судей, второй — судебное присутствие уездного съезда, состоявшее из члена уездного окружного суда, городских судей и земских начальников. Председателем съезда был уездный предводитель дворянства. Кассационной инстанцией являлись губернские присутствия во главе с губернатором (ст. 62-66).
В отличие от мировых судов и уездного по крепостным делам присутствия, земские начальники творили в уездах настоящий произвол. Факты взяточничества, вымогательства, превышения полномочий стали в уездах повсеместными.
В соответствии с чрезвычайным Положением от 14 августа 1881 г. (принималось натри года, но всякий раз продлялось), другими законами ужесточалась карательная политика самодержавия. Увеличивался штат Отдельного корпуса жандармов, учреждались новые жандармские структуры, так называемые охранные отделения. Царская охранка действовала самостоятельно от местных жандармских учреждений, активно использовала деятельность тайных агентов-доносчиков и провокаторов. В 1882 г. создается новая структура — секретная полиция, обладавшая агентурной сетью для контроля над русскими эмигрантами и дискредитации революционного движения.
В начале XX в. появляется новый актовый материал: Уложение о наказаниях 1903 г., 23 апреля 1906 г. изданы Основные государственные законы.
Ситуация в стране резко изменилась в связи с революцией 1905-1907 гг. Правительство П. А. Столыпина осуществило силовые методы подавления революционного движения. Были разгромлены профсоюзы, запрещены демократические издания. 19 августа 1906 г. был принят указ о военно-полевых судах. Указ не был внесен на рассмотрение Государственной думы и утратил силу 20 апреля 1907 г., тем не менее началось его широкое применение. В 1906-1907 гг. было вынесено более тысячи смертных приговоров. В стране вновь появились виселицы, прозванные в народе «столыпинские галстуки». Судебное преследование активно заменялось внесудебной расправой карательных органов (полиции, жандармерии, охранных отделений). Методы были разные, в том числе противоправные (подкуп, шантаж, убийства и т.д.).
После революции начинается процесс восстановления законности. Так, в 1912 г. был восстановлен институт мировых судей, а земские начальники утратили судебную власть. При рассмотрении гражданских дел не только мировыми судьями, но и окружными судами допускалось применение местных обычаев.
После начала Первой мировой войны (1914-1918 гг.) Россия была вынуждена прибегнуть к чрезвычайным административным мерам.
20 июня 1914 г. учреждена новая редакция Военно-судебного закона о суде в военное время. Согласно этому в районах военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть передавалась полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду. (Новая редакция Закона не отменяла, а дополняла действовавшее Положение 1892 г. «О местностях, объявленных на военном положении».) Военным судам были подсудны не только военнослужащие, но и все лица, находившиеся на обозначенной территории, как русские подданные, так и проживавшие на захваченной территории. Военные суды формировались из офицеров, оперативно и при закрытом режиме решали дела, приговор вступал в силу и приводился в исполнение в течение суток.
В 1915 г. были введены Особые совещания — чрезвычайные межведомственные органы управления, состоявшие из представителей различных организаций, учреждений и ведомств. В Особые совещания входили представители местных организаций — местных совещаний, что регламентировалось Правилами от 10 сентября 1915 г., в соответствии с которыми в губернии и крупные города направлялись уполномоченные. Особые совещания и губернаторы ограничивали местное самоуправление, в частности при введении военного положения. По своему усмотрению губернатор мог изъять в свою власть административные дела о преступлениях и проступках, мера наказания по которым не превышала трех месяцев тюрьмы или трех тысяч рублей штрафа. Губернаторы получили право передавать дела для рассмотрения в военный суд и требовать от судов рассмотрения дел при закрытых дверях. С учреждением Всероссийского союза земств и городов (Земгор) и военно-промышленных комитетов (ВПК) в 1915 г. данные чрезвычайные органы по организации обороны и тылового обеспечения получили право предъявлять иски в суде и отвечать по искам.
Однако чрезвычайные меры не оградили страну от революционных потрясений. С 1917 г. царское, а затем и Временное правительство было вынуждено применить еще более жесткие меры для подавления беспорядков с помощью армии, а на фронте восстановили смертную казнь, ужесточилось уголовное и внесудебное преследование. Тем не менее Россия погружалась в хаос революции и Гражданской войны, перечеркнувших позитивный опыт становления судебной власти страны в предыдущий 50-летний период ее истории.