Тема5. Российский суд в период формирования, расцвета и кризиса абсолютизма (конец XVII-первая пол.XIX в.)
1. Суд в России при Петре I и в первой половине XVIII в. Формирование суда Российской империи.
2. Суд и процесс во второй половине XVIII — первой половине XIX в. — от судебно-административной реформы Екатерины II, кодификации права М. М. Сперанского и до буржуазной судебной реформы.
1.Суд в России при Петре I и в первой половине XVIII в. Формирование суда Российской империи.
Укрепление судебных органов было взаимосвязано с социально-экономическими причинами, внутриполитической борьбой и Северной войной. Эти обстоятельства сказывались на структуре судебных органов. В течение первой четверти XVIII в. формировалась следующая судебная система.
Высшую судебную власть при такой форме правления, как абсолютная монархия, осуществлял царь, который вовсе не должен был как-либо мотивировать свое решение. Но Петр I рассматривал лишь те дела, в которых ему виделись наиболее опасные преступления против самодержавия и государства. Стрелецкие казни, расправы над участниками антифеодальных восстаний показывают, что многие решения царь принимал единолично. Известно, что по возвращении из Великого посольства Петру показались слишком мягкими наказания за очередной стрелецкий бунт. Царь не только ужесточил наказание, но и приказал приближенным лично участвовать в казни стрельцов. Всевластие царя формально- юридически могло быть закреплено решением суда, например Тайной канцелярией розыскных дел в Санкт-Петербурге. Тайная канцелярия розыскных дел и Преображенский приказ в Москве тоже функционировали для следствия, которое вел сам царь по наиболее важным политическим делам.
Формально следующей после царя судебной инстанцией являлся Сенат. Решения Сената считались окончательными и обжалованию не подлежали. Сенат рассматривал дела, передаваемые по инстанции нижестоящими судебными учреждениями, однако Сенат мог являться и судом первой инстанции по наиболее важным политическим делам и должностным преступлениям. Но царь часто вмешивался в дела Сената, часто присутствовал на его заседаниях. Понятно, что верноподданные сенаторы рассматривали все дела в угоду царю. Следствие и суд над царевичем Алексеем Петровичем, приговоренным единогласно Сенатом к смертной казни, наглядное тому подтверждение.
В подчинении Сената находились коллегии, которые также обладали судебными функциями. Например, Юстиц-коллегия создавалась и функционировала как специальный высший и апелляционный судебный орган по отношению к судам низшей инстанции. В основном Юстиц-коллегия рассматривала наиболее значимые уголовные дела, по которым предусматривалась смертная казнь. Кроме того, свои судебные органы имели Камер-, Коммерц- и Мануфактур- коллегии. Как правило, они рассматривали дела по должностным, финансовым, производственным преступлениям подчиненных им структур. Однако президенты коллегий входили в Сенат. Получается, что коллегии сами себя и контролировали. При сплошной коррупции высших должностных лиц (например, А. Меньшикова) вряд ли приходится говорить об объективности и принципиальности решений, выносимых коллегиями на рассмотрение Сената. Только если факты мздоимства А. Меньшикова становились известны царю, следовало наказание (царь мог высечь за злоупотребления). Но санкций по закону по отношению к сенатору не следовало.
В 1713-1719 гг. в губерниях были введены должности ландрихтеров, затем надворные, провинциальные и городские суды. Президентами надворных судов являлись сами губернаторы или вице- губернаторы, всего в суде коллегиально заседало до шести членов. Названные судебные органы являлись первой и апелляционной инстанцией по отношению к нижним судам. В компетенции надворных судов находились гражданские и уголовные дела. В компетенции нижних коллегиальных и единоличных судов были менее значимые уголовные и гражданские дела. Однако воеводы или губернаторы при неразделении административной и судебной власти не могли быть объективными. К тому же губернаторы сами часто нарушали закон.
Кроме этого, существовали еще суды для горожан, церковный сословный суд, замыкавшийся на Синоде. Право суда над своими крестьянами по незначительным преступлениям имели помещики, в других случаях дело передавалось в нижний или надворный суд (в зависимости от состава преступления).
Нововведения в судебной структуре были систематизированы в 1722 г. Судебная реформа вводила высшую судебную инстанцию — надворные суды по отношению к низшей судебной инстанции — провинциальному суду (низший суд по реформе 1722 г. упразднялся). Провинциальный суд состоял из воеводы и двух асессоров. К компетенции этого суда относились незначительные уголовные и гражданские дела.
По «Краткому изображению процессов или судебных тяжб» (1715 г.) вводился военный суд — кригсрехт, он состоял из высшей и низшей инстанций: генеральный кригсрехт и полковой. Высшая инстанция состояла из семи членов суда под председательством президента суда, которым мог быть только высший офицер (фельдмаршал или генерал). Генеральный кригсрехт рассматривал наиболее опасные преступления и являлся апелляционным судом по отношению к низшему кригсрехту. Полковой кригсрехт также состоял из семи членов суда под председательством полковника или полуполковника.
Надзор за правильной деятельностью суда осуществляли: в кригсрехте — аудиторы (с 1715 г.), в надворных судах — прокуроры (с 1720 г.), в Сенате и Синоде, коллегиях — обер-прокуроры. В общем, по стране прокуратура была учреждена в 1711-1722 гг.
Итак, система судов была достаточно сложной, запутанной. Сословность суда, низкий уровень образования (в том числе юридического) судей и чиновников, коррупция не отвечали требованиям не только правосудия, но и времени. Вместе с тем по сравнению с прежней судебной системой 1649 г. реформы Петра I были шагом вперед.
Процессуальное право. Наиболее важными источниками процессуального права были следующие правовые акты: Указ 1697 г. об отмене очных ставок, «Краткое изображение процессов и тяжб» 1715 г., Указ о форме суда 1723 г.
Указ 1697 г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах». Небольшой по объему источник ограничивает процессуальные правила Соборного уложения и, как видно из самого названия Указа, предписывал, чтобы по «челобитию всяких чинов и людей в обидах и разорениях чинить розыск» вместо состязательного процесса. Таким образом, в процессуальных нормах торжествовали принципы обвинительного суда. Петр не мог положиться на объективность обычного состязательного суда, принимавшего свои решения на основании свидетельских показаний. За ложные клятвы и лжесвидетельство суд предусматривал смертную казнь (ст. 9). Действия Указа распространялись первоначально на крепостные дела по крепостям, а не по розыску (ст. 12). В делах «про мену, про продажу и про заклад по грамотам из Поместного приказа» развивались процессуальные нормы Соборного уложения. Именной Указ «О допросе в съезжих избах самих владельцев и свидетелей, бывших при совершении оных» (22 марта 1700 г.) требовал, чтобы воеводы названные сделки регистрировали при свидетелях.
Приговор 22 марта 1707 г. «О допрашивании приводимых в Судный приказ по истцовым делам людей и крестьян перед судьями: о прикладывании к тем допросам рук, не отходя от судейского стола, и о креплении тех допросов дьячьими руками». Приговор также требовал документально зафиксировать существовавшие к тому времени сделки.
Другим важным источником, развивающим нормы процессуального права, является изданный в 1715 г. устав «Краткое изображение процессов и тяжб». В новом законе доминировал розыскной следственный процесс, но в гражданских делах допускалось и состязательное производство. В последнем случае разрешалось ведение дела адвокатами.
Независимо от формы, в которой проводился процесс, он разделялся на три части. Первая часть процесса включала в себя действия от оповещения до привлечения ответчика к суду. Вторая часть процесса характеризовала само судебное разбирательство до оглашения приговора суда. Третья часть включала в себя меры процессуального порядка по исполнению приговоров суда или опротестованию судебных решений.
Особое внимание уделялось самому суду, судоустройству. Разграничивалась компетенция гражданских и воинских судов. Поскольку структура и компетенция гражданского суда уже определялись предыдущим законодательством, «Краткое изображение...» 1715 г. (первый отечественный процессуальный кодекс) подробнее характеризует военный суд (кригсрехт). Глава II источника в процессуальном плане предусматривает рассмотрение дел при едином порядке по инициативе сторон (челобитчик и ответчик) и по инициативе государства (розыскной процесс). Основное внимание уделяется розыскному суду. Законодатель предусматривал, что суд будет объективным. Поэтому предусматривался целый ряд конкретных предписаний: документальное фиксирование оповещения сторон в суде, меры, повышающие ответственность за неявку в суд. Структуре суда придавалось более конкретное очертание. Вводилась должность аудитора, отвечавшего за объективность самого суда. Определялось, что судьи должны быть объективными и связаны какими-либо отношениями с лицами, проходившими по гражданским или уголовным делам (ст. 13 гл. I). Кроме конкретных мер, влиявших на беспристрастность, члены суда присягали на Евангелии и должны были «более смотреть на само дело, нежели на краснословие и лепоту процессов».
Первая часть судебного процесса определяла субъектов (челобитчика и ответчика), их оповещение о суде. По первой части процесса в гражданских делах разрешалось нанимать адвоката.
Вторая часть источника посвящена собственно судебному процессу, начиная с анализа доказательств. При этом упоминаются четыре вида доказательств. Самым неоспоримым из доказательств было своевольное признание. При формальном соблюдении объективности других доказательств на суде не требовали (гл. II второй части процесса). Следующими по важности доказательствами были показания свидетелей. Глава III — о свидетелях говорит, что свидетелями могут быть мужчины и женщины, определяет, что свидетелями являются добрые и беспорочные люди. Вместе с тем определялся круг лиц, которые не могли быть свидетелями (несовершеннолетние до 15 лет), или были презираемыми свидетелями, к ним относились: преступники, подозреваемые в преступлении и т.д.
Письменные доводы признавались третьими по значимости свидетельскими показаниями. Письменные свидетельства законодатель подразделял на неоспоримые (явные), т.е. зарегистрированные в государственных органах, и другие виды письменных доказательств: грамоты, духовные, мирские письма, рукописания, реверзы, которые необходимо было проверить.
Присяга как вид доказательств ставилась законодательством на последнее место. Рекомендовалось прибегать к присяге в крайнем случае, когда другие доказательства не приводили к должным результатам. Законодательство определяло круг лиц, присяга которых не признавалась — ими являлись вышеназванные презираемые свидетели и аналогичные им лица. Структурно рядом с присягой в источнике стоит расспрос с пристрастием (т.е. с угрозой пытки) и сама пытка (гл. VI). Пытка, как видим, не включалась в виды доказательств. Законодатель понимал, что признание, полученное под пыткой, формально становилось важнейшим доказательством, и видел в этом противоречие. В связи с этим применение пытки процессуально ограничивалось. Однако при соблюдении минимальных формальностей полученные под пыткой признания признавались судом, что при несовершенной правовой системе способствовало беззаконию.
Третья часть процесса определяла порядок обжалования решений нижнего суда в высшем суде и исполнения решений суда и вводила обязательное правило рассмотрения в кригсрехте всех розыскных дел, где применялись пытки.
Указ от 5 ноября 1723 г. «О форме суда» — источник, в котором процессуальное право получило дальнейшее развитие. Законодатель ограничивал компетенцию розыскного суда делами о наиболее тяжких государственных преступлениях, таких как измена, злодейство, «слов, противных Его императорского величества... и бунт» (ст. 5). В остальных случаях вновь вводился более открытый состязательный суд, при этом процессуальные действия совершенствовались. Вопросы рассматривались в четкой последовательности, а стенограмма заседаний суда становилась более емкой и ясной. Суд становился демократичнее (ст. 7 Указа разрешала истцам и ответчикам направлять в суд своих представителей). В последний год правления Петра I и после его смерти вновь возобладали принципы, изложенные в «Кратком изображении процессов или судебных тяжб», — компетенция состязательного суда вновь была ограничена гражданскими делами.
В период правления Петра I для судебного процесса характерно сосуществование состязательного и инквизиционного судов. При этом после окончания Северной войны законодательство стало более либеральным.
В общем, судебный процесс при Петре I развивался в двух направлениях. Ориентируясь на Европу, царь стремился заимствовать более прогрессивные, цивилизованные, начала судоустройства. Но на практике получалось развитие розыска как раз, а не состязательного суда. Широкое применение на суде признания, добытого с помощью пыток обвиняемого, сближало суд эпохи Петра I с мрачной средневековой инквизицией.
Таким образом, отечественное право, соответственно и суд конца XVII — первой четверти XVIII в., претерпели значительные изменения. Нормы уголовного и процессуального права были кодифицированы, существенное развитие получило административное право. Формирование абсолютной монархии связано с вмешательством государства во все сферы общественных отношений. В европейских странах формирование новых общественных отношений — более эволюционный процесс. Россия в первой четверти XVIII в. вводила эти новые отношения в административном порядке.
Отечественный суд в результате петровских преобразований уже в полной мере отвечал требованиям абсолютной монархии, развитому крепостному праву общества и государственному строю Российской империи.
2.Суд и процесс во второй половине XVIII — первой половине XIX в.
Судоустройство. Суд при Екатерине II (1775 г.) продолжал оставаться сословным. Во главе этой системы находилась сама императрица, которая была против разделения властей даже при сохранении неограниченной монархии (как это предлагали европейские просветители и наш соотечественник С. Десницкий).
Высшими инстанциями в пределах отраслевых, сословных и территориальных полномочий были Сенат и Синод.
Сенат под руководством назначенного царицей генерал-прокурора сохранил во многом свои судебные функции, которыми его наделил еще Петр I. Он состоял из общего собрания и шести департаментов. На Сенате замыкалась вся разветвленная система сословной российской судебной системы и юстиции. Помимо судебной власти, Сенат осуществлял также функции прокурорского надзора через губернских прокуроров, которым подчинялись стряпчие по гражданским, уголовным делам и уездные стряпчие.
Адмиралтейская и Военная коллегии ведали соответственно военно-морскими и военными судами, основываясь на уже сформировавшейся прежде системе военных судов для военнослужащих.
Для гражданского населения в соответствии с сословным делением общества по реформе 1775 г. учреждались различные в своих полномочиях суды. Во главе этой системы находились генерал-губернаторы и губернаторы с губернским правлением, палатами гражданского и уголовного судов. Нижестоящими инстанциями были верхний земский суд с гражданским и уголовным департаментами, верхняя и нижняя расправа, волостная расправа, дворянская опека. В качестве судей и заседателей были губернаторы, предводители дворянства, капитан-исправники. Данные суды учреждались для сословий по месту жительства в губерниях России, отдельно для дворян и крестьян (помещики также обладали правом суда над своими крестьянами, за исключением наиболее важных преступлений).
В городах для купцов, мещан, иных сословий городских обывателей учреждались гражданский и уголовный департаменты губернских и уездных магистратов (а в столицах еще и верхний и нижний надворные суды). При магистратах также учреждались словесные суды по коммерческим делам и сиротская опека.
Особняком, лишь под руководством губернаторов и в составе шести заседателей, от сословных судов находились приказы общественного призрения. Они ведали социальной сферой (школы, больницы, приюты и т.д.), т.е. делами, прежде бывшими в компетенции церковно-гражданского права. В их же подчинении была часть исправительной системы (работные и исправительные дома, куда направлялись нищие, бродяги, непослушные крестьяне).
Екатерина II была сторонницей коллегиального суда, что и отражено в их составе. Палаты уголовного и гражданского суда в магистратах состояли из председателя, двух советников и двух асессоров. Суд в магистратах был апелляционной инстанцией для дел, решенных в земских судах.
В каждой губернии был верхний земский суд, состоявший в полном присутствии из двух председателей и десяти заседателей. При этом суде состоял прокурор с двумя стряпчими. Земские суды были апелляционной инстанцией уездных судов и дворянских опек.
Верхняя и нижняя расправа были соответственно апелляционной и первой инстанцией. Верхняя расправа состояла из двух председателей и десяти заседателей. В нижней расправе заседали судья и восемь заседателей. Председатели и судьи были обязательно из дворян, заседатели могли быть и из разночинцев (но только не из крепостных крестьян).
Как церковный судебный орган сохранился Синод, он ведал духовными вопросами и делами, относившимися к церковно- гражданским праву. Во главе Синода находился назначенный императрицей обер-прокурор, помощниками его были митрополиты. Один из архиереев возглавлял духовную консисторию — высшую инстанцию церковного суда. Епархиальный суд значительных изменений по сравнению с предыдущим периодом не претерпел.
Как видно, феодальный суд эпохи Екатерины II совершенствовался структурно, он сохранил основные черты и тенденции, заложенные Петром I. Прежде всего, обозначенная судебная система отвечала внутренней политике России, которая даже при появлении буржуазных элементов сохраняла позиции феодальной державы. Приведенная здесь судебная система просуществовала в России до судебной реформы середины XIX века.