Козлов Александр Владимирович

Кафедра

Государственно-правовых дисциплин

А.В. Козлов

Правоведение

Рабочая программа дисциплины

для студентов, обучающихся

по направлению 37.03.01 «Психология»

(программа подготовки бакалавров)

очная форма обучения

Москва 2015

Аккредитованное образовательное частное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»

Кафедра

Государственно-правовых дисциплин

УТВЕРЖДАЮ Ректор _______________ А.Г. Забелин «______»____________20__г.

А.В. Козлов

Правоведение

Рабочая программа дисциплины

Для студентов, обучающихся

по направлению 37.03.01 «Психология»

(программа подготовки бакалавров)

очная форма обучения

Рекомендовано Учебно-методическим советом МФЮА

(протокол № __ от _ ________ 2015г.)

Одобрено кафедрой государственно-правовых дисциплин

(протокол № 4 от 25.11.2015 г.)

Москва 2015

УДК

ББК

Рецензент:Стороженко О.М., к.ю.н., зав.кафедрой государственно-правовых дисциплин

К Козлов А.В.Правоведение.Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 37.03.01 «Психология» (программа подготовки бакалавров), очная форма обучения. - М.:МФЮА, кафедра государственно-правовых дисциплин, 2015. – 38 с.

Дисциплина «Правоведение» изучает основные закономерности происхождения и существования государства и права, а также основы российского законодательства.

Дисциплина Б.00.06. «Правоведение» относится к Блоку 1 дисциплин базовой части образовательной программы по направлению 37.03.01 «Психология» (бакалавриат).

Рабочая программа дисциплины содержит перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, место дисциплины в структуре образовательной программы, объем дисциплины, содержание дисциплины и видов учебных занятий, учебно-тематический план, содержание практических занятий и семинаров, учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы, описание фонда оценочных средств, перечень основной и дополнительной литературы, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», методические указания для обучающихся по освоению дисциплины, описание материально-технической базы.

УДК

ББК

Учебное издание

Козлов Александр Владимирович

Правоведение

Рабочая программа дисциплины

Компьютерный набор, верстка: Титов А.П.

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл.п.л.1,6. Изд. № – 2015. Тираж - 14 экз.

Заказ № ______

Отпечатано в МФЮА

Ó Козлов Александр Владимирович, 2015

Ó МФЮА, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

   
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4  
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы. . . . . . .5  
3 Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах . . . 6  
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6  
4.1 Содержание тем дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6  
4.2 Учебно-тематический план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10  
4.3 Содержание практических занятий и семинаров. . . . . . . . . . . . . . . .12  
5 Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20    
6 Описание фонда оценочных средств для проведения текущего контроля/промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине22    
7 Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34    
8 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины. . . . . . . . . . . 34    
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин34  
10 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. . . . . . .36    

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Дисциплина Б.00.0.6. «Правоведение» обеспечивает формирование следующих компетенций:



Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4)
Владения Умения Знания
Юридической терминологией Использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности Теоретических основ отраслевых дисциплин права, а также практики реализации правовых норм
Навыками работы с правовыми актами Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения Правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности
Навыками анализа различных правовых явлении, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности Анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях права

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б.00.06. «Правоведение» относится к блоку 1 дисциплин базовой части образовательной программы по направлению 37.03.01 «Психология» (бакалавриат).

Дисциплина «Правоведение»базируется на знаниях, умениях и владениях, приобретенных студентами при изучении дисциплин: «Философия», «История».

Требования к входным знаниям, умениям и владениям студентов:

Знать Уметь Владеть
Методологию философской науки; Использовать общие методы научного познания при изучении образовательных дисциплин; Навыками оценки результатов научного анализа;
Формационный и цивилизационный подходы к возникновению и сути государства и права Использовать категории (понятия) истории; выявлять особенности каждого исторического периода Навыками конструирования научных категорий с использований знаний разных наук и дисциплин

3. Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего (в часах) Семестры (в соответствии с учебными планами)
 
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ) и семинары
в т.ч.занятия в интерактивных формах (ЗИФ)
Самостоятельная работа
В семестре
В сессию
Вид промежуточной аттестации экзамен в форме тестирования

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий.

4.1. Содержание тем дисциплины

Содержание практических занятий и семинаров

Наименование темы (раздела) дисциплины Тема практического и /или семинарского занятия Рекомендуемые источники (раздел и порядковый номер источника) Трудоемкость в часах
Правоведение в системе юридических и гуманитарных наук Содержание занятия: 1. Предмет и метод правоведения как науки и учебной дисциплины. 2. Место правоведения в системе юридических наук и учебных дисциплин. 3. Место правоведения в системе гуманитарных наук и учебных дисциплин. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Соотношение понятий правоведение и юриспруденция. 2. Взаимодействие правоведения и философии. 3. Взаимодействие правоведения и экономической теории [1]
Государство: понятие, признаки, формы, функции. Общая характеристика основных форм государства Содержание занятия: 1. Понятие и признаки государства. Государственные функции. 2. Понятие формы государства, общая характеристика форм государства. 3. Территориальное устройство, как форма государства. 4. Форма правления, как форма государства. 5. Политический режим, как форма государства. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Понятие и признаки федерации и конфедерации. 2. Унитарное государство: понятие и признаки. 3. Сравнительная характеристика парламентской и президентской республик. 4. Монархия: абсолютная, ограниченная, дуалистическая. 5. Критерии разделения политических режимов на демократические и недемократические.  
Система государственного устройства Российской Федерации. Принцип разделения властей. Характеристика высших органов государственной власти Российской Федерации. Содержание занятия: 1. Понятие и признаки системы государственного устройства. 2. Общая характеристика принципа разделения властей. 3. Общая характеристика Российского парламента. 4. Общая характеристика высших органов исполнительной власти РФ: Правительство, Президент. 5. Высшие суды: полномочия и структура. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Общая характеристика системы сдержек и противовесов. 2. Полномочия Президента РФ. 3. Государственная Дума, как основной законодательный орган РФ. 4. Верховный суд. Порядок формирования и полномочия [1]
Право: понятие, признаки, отрасли и институты. Понятие правового государства. Структура и система нормативно-правовых актов Российской Федерации. Содержание занятия: 1. Понятие и признаки права. 2. Принцип разделения системы права на отрасли и институты на основе предмета регулирования. 3. Понятие и признаки правового государства. 4. Понятие нормативно-правового акта. Общая характеристика системы нормативно-правовых актов РФ. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Классификация отраслей российского права. 2. Иерархия нормативно-правовых актов РФ. [1]
Правоотношения: понятие и участники. Правонарушение и юридическая ответственность. Содержание занятия: 1. Понятие и признаки правоотношения. 2. Юридические лица, как участники правоотношений. 3. Физические лица, как участники правоотношений. 4. Понятие и признаки правонарушения. 5. Общая характеристика юридической ответственности. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Государство, как участник правоотношений. 2. Правоспособности и дееспособность. 3. Правовой статус личности. 4. Учение о субъективных правах и юридических обязанностях [1]
Общая характеристика конституционного права, как отрасли права. Содержание занятия: 1. Объект и предмет регулирования конституционного права, как отрасли права. Методы регулирования. 2. Субъекты отношений регулируемых отношений в сфере регулирования конституционного права. 3. Основные источники конституционного права, как отрасли права: Конституция и Федеральные законы. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Конституция, как основной закон страны. 2. Понятие и признаки конституционного закона. 3. Основные права и свободы человека и гражданина. [2]
Основные характеристики административного права, как отросли права. Содержание занятия: 1. Объект и предмет регулирования административного права, как отрасли права. Методы регулирования. Субъекты правоотношений регулируемых в сфере административного права. 2. Основные источники административного права, как отрасли права. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Основные министерства и ведомства Российской Федерации. 2. Приказы и распоряжения субъектов административных отношений, как источники правового регулирования. 3. Кодекс об административных правонарушениях, как источник административного права. [2]
Основные характеристики гражданского права, как отрасли права. Содержание занятия: 1. Объект и предмет регулирования гражданского права, как отрасли права. Методы регулирования. 2. Субъекты отношений регулируемых в сфере гражданского права. 3. Основные источники гражданского права, как отрасли права. 4. Общая характеристика отраслей права наиболее близких к Гражданскому праву. Семейное право. Трудовое право.   Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Учение об имущественных и личных не имущественных правах. 2. Гражданский кодекс, как основной источник регулирования имущественных и личных не имущественных отношений. [2]
Основные характеристики уголовного права, как отрасли права Содержание занятия: 1. Объект и предмет регулирования уголовного права, как отрасли права. Методы регулирования. 2. Субъекты регулируемых отношений в сфере уголовного права. 3. Уголовный кодекс, как основной источник отрасли Уголовного права. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Понятие преступления. Повышенная общественная опасность, как основная характеристика преступления. 2. Состав преступления: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. 3. Понятие и формы вины. [2]
Общая характеристика процессуальных отраслей права Содержание занятия: 1. Объекты и предмет регулирования процессуальных отраслей. 2. Субъекты регулирования процессуальной отрасли права (участники процессуальной деятельности). Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Уголовный процесс: понятие участники. 3. Гражданский процесс: понятие участники. 4. Общая характеристика Уголовно-процессуального кодекса. 5. Основные положения Гражданско-процессуального кодекса. [2]
Общая характеристики Земельного права, как отрасли права Содержание занятия: 1. Объект и предмет регулирования Земельного права, как отрасли права. Методы регулирования. 2. Субъекты отношений регулируемых в сфере Земельного права. 3. Основные источники. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Земельный кодекс, как источник Земельного права. 2. Градостроительный кодекс, как источник правоотношений регулируемых в сфере земельного права. [4,5,6]

5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Наименование темы (раздела) дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах Указание разделов, тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися
Правоведение в системе юридических и гуманитарных наук Изучение и конспектирование источников [1]
Государство: понятие, признаки, формы, функции. Общая характеристика основных форм государства Изучение и конспектирование источников [1]
Система государственного устройства Российской Федерации. Принцип разделения властей. Характеристика высших органов государственной власти Российской Федерации. Изучение и конспектирование источников [1]
Право: понятие, признаки, отрасли и институты. Понятие правового государства. Структура и система нормативно-правовых актов Российской Федерации. Изучение и конспектирование источников [1]
Правоотношения: понятие и участники. Правонарушение и юридическая ответственность. Изучение и конспектирование источников [1]
Общая характеристика конституционного права, как отрасли права. Изучение и конспектирование источников [2]
Основные характеристики административного права, как отросли права. Изучение и конспектирование источников. Решение задач [2]
Основные характеристики гражданского права, как отрасли права. Изучение и конспектирование источников. Решение задач [2]
Основные характеристики уголовного права, как отрасли права Изучение и конспектирование источников. Решение задач [2]
Общая характеристика процессуальных отраслей права Изучение и конспектирование источников. Решение задач [4,5,6]
Общая характеристики Земельного права, как отрасли права Изучение и конспектирование источников. Решение задач [4,5,6]
Общая характеристика информационного права Изучение и конспектирование источников. Решение задач [4,5,6]
  Итого:  
  Экзамен  
  Всего:  

6. Описание фонда оценочных средств для проведения текущего контроля/промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

6.1. Типовые задания

Результаты освоения УД/М (код и наименование) Тип задания Форма контроля
Правоведение Коллоквиум Оценка устного или письменного ответа по сути вопросов коллоквиума по шкале оценивания
  Блиц-опрос Оценка выставляется по традиционной шкале оценивания
  Решение задачи Оценивается вклад каждого студента в выполнении творческого задания по шкале оценивания
  Тестовые задания 30 тестовых заданий за 30 минут: 25-30 – «отлично», 20-24 – «хорошо», 15-19 тестовых – «удовлетворительно».
  Доклад-сообщение Оценка студенту за самостоятельность и наличия авторского текста (включая обобщение, систематизация, анализ материала и выводы) более 50% -«5», 40% - «4», 30-20% - «3», отсутствие авторского материала в сообщении – «2».

Методические материалы

Семинарские занятия.

Семинар – это форма учебного занятия, на котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного активного общения, в процессе выступления учащихся по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера, прививаются методологические и практические умения и навыки учащимся.

Цель семинара – стимулировать активность студентов, повысить интерес к предмету, систематизировать, углубить и обобщить знания, расширить кругозор, совершенствовать умения и навыки, применять, использовать, переносить усвоенные знания и умения в среду самостоятельной деятельности; кроме того, на семинарских занятиях студенты обучаются культуре полемики, построению аргументированного выступления.

Как и в учебном процессе в целом, основной ведущей функцией семинара является познавательная функция.

Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных исторических проблем вырисовываются их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекавшие ранее внимания студентов.

Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение теоретического богатства, формирование исторических познаний и философского мировоззрения, современных эстетических критериев. Воспитательными возможностями надо умело воспользоваться при организации работы студентов, в содержательной методике семинарских занятий.

Функция контроля за содержательностью и систематичностью самостоятельной работы – является вспомогательной к вышеназванным функциям. На семинаре преподаватель имеет возможность оценивать уровень подготовленности и работы каждого студента в отдельности и группы в целом, и реагировать на негативные стороны в освоении дисциплины.

Формы проведения семинаров:

Выбор формы семинарского занятия по дисциплине «История таможенного дела и таможенной политики» зависит от ряда факторов:

· Содержание темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий;

· Уровень подготовленности, организованности и работоспособности конкретной студенческой группы;

· Опыт использования различных семинарских форм на предыдущих занятиях.

В практике семинарских занятий по дисциплине «История таможенного дела и таможенной политики России» можно выделить ряд форм:

· Семинар-коллоквиум (устный);

· Семинар-обсуждение;

· Творческое проблемное задание;

· Тестирование и блиц-опросы;

· Семинар-коллоквиум (письменная контрольная работа);

Методика проведения семинарского занятия:

1. Определение цели, комплекса задач (методических, дидактических, воспитательных).

2. Отбор материала (оптимальное соотношение изученного и нового – должен быть посильным и вызывать интерес).

3. Подбор литературы и средств наглядности.

4. Составление плана семинара.

5. Определение формы записей учащихся на уроках.

6. Продумать организацию и стиль проведения, а также воспитательный момент и способ «разрядки».

Структура семинарского занятия:

1. Организационная часть (Сообщение темы, цели, задач, плана. Перечисление литературных источников).

2. Подготовительная часть (Повторение основных вопросов предыдущей лекции. Подготовка или самоподготовка учащихся по вопросам семинара).

3. Семинарское занятие (Проводится в любой форме; учебный материал обязательно рассматривается в различных аспектах и связях).

4. Контролирующая часть семинара (Контрольно-корректирующая проверка. Проверка основных знаний и умений по теме – законы, теории, понятия и т. д.).

5. Заключительная часть семинара (Подведение итогов работы на семинаре, оценивание работы учащихся, запись домашнего задания).

Семинар – коллоквиум.

Коллоквиум – форма учебного занятия, понимаемая как беседа преподавателя с учащимися с целью активизации знаний.

Коллоквиум представляет собой мини-экзамен, проводимый с целью проверки и оценки знаний студентов после изучения большой темы или раздела в форме опроса или опроса с билетами.

Коллоквиум может проводиться в устной или письменной форме.

Устная форма. Ответы оцениваются одновременно в традиционной шкале («неудовлетворительно» - «отлично»).

Письменная форма. Для проведения письменной формы коллоквиума, из списка можно выбрать 5-7 вопросов для нескольких вариантов.

Задачи коллоквиума:

· Проверка и контроль полученных знаний по изучаемой теме или разделу;

· Расширение проблематики в рамках дополнительных вопросов по теме или разделу;

· Углубление знаний при помощи использования дополнительных материалов при подготовке к занятию;

· Студенты должны продемонстрировать умения работы с различными видами исторических источников;

Этапы проведения коллоквиума:

1. Подготовительный этап:

· Формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения с дифференциацией по уровню сложности;

· Предоставление дополнительного списка литературы;

· Постановка целей и задач занятия;

· Разработка структуры занятия;

· Консультация по ходу проведения занятия.

2. Самостоятельная подготовка студентов к вопросам (домашнее задание).

3. Начало занятия:

· Разбить студентов на микрогруппы по 5-7 человек и рассадить их соответствующим образом, что бы им было удобно работать совместно;

· Раздать вопросы по заданной теме или разделу для совместного обсуждения в микрогруппах.

4. Этап ответов на поставленные вопросы:

· Преподаватель поясняет студентам сколько времени дается на обдумывание и обсуждение поставленного вопроса, после этого один из студентов микрогруппы дает ответ;

· Студенты из других микрогрупп задают вопросы отвечающему, комментируют и дополняет предложенный ответ;

· Преподаватель регулирует обсуждения, задавая наводящие вопросы, корректируя неправильные или неполные ответы (важно преподавателю не навязывать свою точку зрения);

· Преподаватель делает пометку возле номера микрогруппы «верно / неверно», полный / неполный», «аргументированный / неаргументированный», и задает следующий вопрос.

Итог.

· На заключительном этапе суммируются результаты по каждой микрогруппе;

· Преподаватель должен охарактеризовать работу каждой микрогруппы, ответы каждого ответившего студента;

· Преподаватель выделяет наиболее грамотные и корректные ответы студентов и выставляет оценки.

Критерии оценки коллоквиума:

Оценка «5»

· глубокое и прочное усвоение материала темы или раздела;

· полные, последовательные, грамотные и логически излагаемые ответы;

· демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы и дополнительно рекомендованной литературы;

· воспроизведение учебного материала с требуемой степенью точности.

Оценка «4»

· наличие несущественных ошибок, уверенно исправляемых обучающимся после дополнительных и наводящих вопросов;

· демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы;

· четкое изложение учебного материала.

Оценка «3»

· наличие несущественных ошибок в ответе, не исправляемых обучающимся;

· демонстрация обучающимся не достаточно полных знаний по пройденной программе;

· не структурированное, не стройное изложение учебного материала при ответе.

Оценка «2»

· не знание материала темы или раздела;

· при ответе возникают серьезные ошибки.

Решение задач.

Под решением задач понимается составление запроса юристу-специалисту по заданной теме, либо самостоятельный поиск решения элементарных юридических задач.

Решение задач проводится на коллоквиуме по указанной теме.

Критерии решения задачи:

- четкость построенных предложений;

- однозначность поставленных вопросов/предлагаемых решений.

Задачи творческого задания:

Выработка у студентов навыка работы в современных правовых системах и решения элементарных юридических задач.

Критерии оценки творческого задания:

Оценка «5»

- четко сформулированный запрос юристу-специалисту по заданной теме;

- однозначность решения простой юридической задачи со ссылкой на нормативно-правовые акты.

Оценка «4»

- наличие в запросе или решении несущественных ошибок, уверенно исправляемых обучающимся после дополнительных и наводящих вопросов;

Оценка «3»

• наличие в запросе или решении несущественных ошибок, не исправляемых обучающимся;

Оценка «2»

• неумение и не желание составить запрос или решить задачу.

• при составление запроса возникают серьезные ошибки, демонстрирующие серьезные пробелы в пройденном материале.

Блиц-опрос.

«Блиц» значит быстрый, такой опрос не требует много времени для проведения. Часто для его реализации используется небольшой тест, состоящий из 10 – 20 вопросов и содержащий варианты ответов. Вопросы для теста подбираются в соответствии с целью проводимой диагностики. В соответствии с задачами опроса определяется его место в структуре урока: либо он является этапом подготовки к активному усвоению нового учебного материала и с его помощью определяется первичное понимание учащимися нового материала, либо для закрепления и проверки пройденных понятий и определений.

Проведение блиц-опроса:

1. Преподаватель сообщает студентам о предстоящем блиц-опросе, сообщая при этом в какой форме он будет проходить: в форме устного опроса или в форме письменного теста. Студентам сообщается сколько времени будет отведено на занятии на проведение блиц опроса.

2. Если блиц-опрос проводится в устной форме, преподаватель объясняет сколько времени дается студентам на обдумывание полученного вопроса и как преподаватель будет назначать отвечающего.

3. Если блиц-опрос проводится в виде теста, преподаватель сообщает студентам сколько им дается тестовых заданий и сколько времени они могут затратить на их решение.

4. Студентам выдаются листы с заданиями или преподаватель включает тест на компьютеры студентов из тестовой базы.

Примерный перечень вопросов для проведения письменного коллоквиума:

1. Предмет и метод правоведения как науки и учебной дисциплины.

2. Место правоведения в системе юридических наук и учебных дисциплин.

3. Место правоведения в системе гуманитарных наук и учебных дисциплин.

4. Понятие и признаки государства. Государственные функции.

5. Понятие формы государства, общая характеристика форм государства.

6. Территориальное устройство, как форма государства.

7. Форма правления, как форма государства.

8. Политический режим, как форма государства.

9. Понятие и признаки системы государственного устройства.

10. Общая характеристика принципа разделения властей.

11. Общая характеристика Российского парламента.

12. Общая характеристика высших органов исполнительной власти РФ: Правительство, Президент.

13. Высшие суды: полномочия и структура.

14. Понятие и признаки права.

15. Принцип разделения системы права на отрасли и институты на основе предмета регулирования.

16. Понятие и признаки правового государства.

17. Понятие нормативно-правового акта. Общая характеристика системы нормативно-правовых актов РФ.

18. Понятие и признаки правоотношения.

19. Юридические лица, как участники правоотношений.

20. Физические лица, как участники правоотношений.

21. Понятие и признаки правонарушения.

22. Общая характеристика юридической ответственности.

23. Объект и предмет регулирования конституционного права, как отрасли права. Методы регулирования.

24. Субъекты отношений регулируемых отношений в сфере регулирования конституционного права.

25. Основные источники конституционного права, как отрасли права: Конституция и Федеральные законы.

26. Объект и предмет регулирования административного права, как отрасли права. Методы регулирования. Субъекты правоотношений регулируемых в сфере административного права.

27. Основные источники административного права, как отрасли права.

28. Объект и предмет регулирования гражданского права, как отрасли права. Методы регулирования.

29. Субъекты отношений регулируемых в сфере гражданского права.

30. Основные источники гражданского права, как отрасли права.

31. Общая характеристика отраслей права наиболее близких к Гражданскому праву. Семейное право. Трудовое право.

32. Объект и предмет регулирования уголовного права, как отрасли права. Методы регулирования.

33. Субъекты регулируемых отношений в сфере уголовного права.

34. Уголовный кодекс, как основной источник отрасли Уголовного права.

35. Объекты и предмет регулирования процессуальных отраслей.

36. Субъекты регулирования процессуальной отрасли права (участники процессуальной деятельности).

37. Объект и предмет регулирования Земельного права, как отрасли права. Методы регулирования.

38. Субъекты отношений регулируемых в сфере Земельного права.

39. Основные источники правовой охраны информации.

40. Понятие защиты информации.

41. Основные положения ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Примерный перечень тем для докладов-сообщений

1. Соотношение понятий правоведение и юриспруденция.

2. Взаимодействие правоведения и философии.

3. Взаимодействие правоведения и экономической теории.

4. Понятие и признаки федерации и конфедерации.

5. Унитарное государство: понятие и признаки.

6. Сравнительная характеристика парламентской и президентской республик.

7. Монархия: абсолютная, ограниченная, дуалистическая.

8. Критерии разделения политических режимов на демократические и недемократические.

9. Общая характеристика системы сдержек и противовесов.

10. Полномочия Президента РФ.

11. Государственная Дума, как основной законодательный орган РФ.

12. Верховный суд. Порядок формирования и полномочия.

13. Классификация отраслей российского права.

14. Иерархия нормативно-правовых актов РФ.

15. Государство, как участник правоотношений.

16. Правоспособности и дееспособность.

17. Правовой статус личности.

18. Учение о субъективных правах и юридических обязанностях.

19. Конституция, как основной закон страны.

20. Понятие и признаки конституционного закона.

21. Основные права и свободы человека и гражданина.

22. Основные министерства и ведомства Российской Федерации.

23. Приказы и распоряжения субъектов административных отношений, как источники правового регулирования.

24. Кодекс об административных правонарушениях, как источник административного права.

25. Учение об имущественных и личных не имущественных правах.

26. Гражданский кодекс, как основной источник регулирования имущественных и личных не имущественных отношений.

27. Понятие преступления. Повышенная общественная опасность, как основная характеристика преступления.

28. Состав преступления: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

29. Понятие и формы вины.

30. Уголовный процесс: понятие участники.

31. Гражданский процесс: понятие участники.

32. Общая характеристика Уголовно-процессуального кодекса.

33. Основные положения Гражданско-процессуального кодекса.

34. Земельный кодекс, как источник Земельного права.

35. Градостроительный кодекс, как источник правоотношений регулируемых в сфере земельного права.

36. Общая характеристика наиболее значимых подзаконных актов в сфере защиты информации.

Примеры задач:

Для составления запроса юристу-специалисту:

В орган местного самоуправления переданы материалы межевания земельного участка для согласования и проведения кадастрового учета. По истечении 30-ти дневного срока орган местного самоуправления материалы межевания не возвратил. Мотивированный ответ не представил.

Составьте перечень вопросов юристу специалисту для построения последующего плана действий по согласованию материалов межевания.

Для разрешения простых юридических задач:

Перечислите перечень необходимых документов для проведения кадастрового учета объекта недвижимости со ссылкой на действующий нормативно-правовой акт.

Перечень контрольных вопросов к экзамену:

1. Предмет и метод правоведения как науки и учебной дисциплины.

2. Место правоведения в системе юридических наук и учебных дисциплин.

3. Место правоведения в системе гуманитарных наук и учебных дисциплин.

4. Соотношение понятий правоведение и юриспруденция.

5. Взаимодействие правоведения и философии.

6. Взаимодействие правоведения и эконом

Наши рекомендации