Судебная трасологическая экспертиза

11. Майлис Н.П. Судебная трасология: учеб. для вузов. М., 2008.

12. Самищенко С.С. Атлас необычных папиллярных узоров. М., 2007.

Судебная фототехническая экспертиза

13. Булгаков В.Г., Колотушкин С.М. Компьютерные технологии в криминалистической фотографии. Волгоград, 2008.

14. Ищенко Е.П. Криминалистическая фотография и видеозапись: учеб.-практ. пособие. М., 2009.

Судебная портретная экспертиза

15. Зинин А.М. Габитоскопия и портретная экспертиза: курс лекций. М., 2010.

Судебная баллистическая экспертиза

16. Владимиров В.Ю. Теория и практика криминалистического оружиеведения. СПб., 2008.

17. Плескачевский В.М., Юхин С.Н. Криминалистическое оружиеведение: справочник. М., 2009.

Судебная экспертиза холодного оружия

18. Подшибякин А.С. Холодное оружие: криминалистическое учение. М., 2010.

Судебно-техническая экспертиза документов

19. Буринский Е.Ф. Судебная экспертиза документов, производство ее и пользование ею. М., 2002.

20. Шишкин С.Б. Технико-криминалистические исследования документов со специальными средствами защиты от подделки. Саратов, 2009.

Судебные речеведческие экспертизы

21. Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. М., 2008.

22. Кошманов П.М., Кошманов М.П. Классификация идентификационных признаков в почерковедческой экспертизе: учеб. пособие. Волгоград, 2010.

Судебная фоноскопическая экспертиза

23. Галяшина Е.И. Судебная фоноскопическая экспертиза. М., 2011.

Судебная взрывотехническая экспертиза

24. Беляков А.А. Криминалистическое взрывоведение: проблемы теории и практики. Красноярск, 2007.

25. Моторный И.Д. Основы криминалистической взрывотехники. М., 2009.

Судебные компьютерно-технические экспертизы

26. Нарижный А.В. Использование специальных познаний при выявлении и расследовании преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий: автореф. дис. … канд. юр. наук. Краснодар, 2009.

27. Усов А.И. Судебно-экспертное исследование компьютерных средств и систем: основы методического обеспечения: учеб. пособие / под ред. Е.Р. Россинской. М., 2009.

Нормативно-правовые акты

28. Кодекс об административных правонарушениях РФ. М., 2012.

29. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2012.

30. О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации: ФЗ РФ от 31 мая 2001 г. № 73 (с изм. и доп.). Доступ из справочн.-консульт. системы «КонсультантПлюс».

Интернет-ресурсы

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.law.kubsu.ru официальный сайт юридического факультета Кубанского государственного университета.

www.duma.gov.ruофициальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

www.ksrf.ruофициальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации

www.supcourt.ruофициальный сайт Верховного Суда Российской Федерации

www.arbitr.ruофициальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

www.genproc.gov.ruофициальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации

www.sledcom.ruофициальный сайт Следственного комитета Российской Федерации

law.edu.ru федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

Методические рекомендации (материалы) для преподавателей

Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер и читаются по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. Лекционный материал отражает основные вопросы дисциплины и позволяет выполнить тестовые задания.

Практические занятия проводятся в учебных группах по наиболее узловым и сложным темам с целью углубленного изучения магистрантами теоретических проблем курса, привития им практических навыков производства отдельных видов судебных экспертиз. Занятия проходят в учебных группах по всем темам курса. На них отрабатывается умение правильно отобрать необходимые объекты, составить перечень вопросов для производства конкретной экспертизы, проведение юридического анализа и оценки экспертного заключения.

Деловые игры должны помочь магистрантам уяснить содержание судебно-экспертной деятельности, способы разрешения проблемных ситуаций, приобрести первичные навыки по производству конкретных экспертиз, составления экспертного заключения по уголовным, административным делам и т.д.

Консультации – одна из форм руководства работой магистрантов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала – проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену, а также при необходимости перед семинарами, практическими занятиями и деловыми играми.

К проведению занятий наряду с профессорско-преподавательским составом привлекаются известные ученые-юристы и крупные специалисты – работники судебно-экспертных учреждений, правоохранительных и иных органов.

Текущий контроль полученных магистрантами знаний включает:

• индивидуальные (а в отдельных случаях и групповые) собеседования;

• тестирование;

• контрольные письменные работы;

• выполнение программных заданий, в том числе и на базе компьютерной техники.

Итоговым контролем является экзамен после прохождения всего курса, цель которого – проверка теоретических знаний магистрантов и навыков применения этих знаний при решении ситуаций, возникающих в повседневной работе судебных экспертов.

Основная форма изучения дисциплины – самостоятельная работа магистрантов с использованием рекомендованной литературы и нормативных источников, методических указаний и консультаций на протяжении всего периода изучения курса.

В ходе преподавания применяется комплекс традиционных и современных интенсивных (активных) форм и методов обучения, в том числе проблемный подход, метод разрешения конкретных ситуаций, использование компьютерных программ.

Практические занятия служат трибуной для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок в ходе судебно-экспертной деятельности. Успешному их проведению способствует тщательная предварительная подготовка к ним магистрантов. Необходимо, в первую очередь, ознакомиться с заданием к практическому занятию, определить примерный объем работы по подготовке к нему, выделить вопросы, упражнения и задачи, ответить на которые или решить их без предварительной подготовки не представляется возможным, а также ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения. Этот перечень может быть дополнен преподавателем, из него могут быть исключены отдельные источники с учетом изменений в законодательстве, принятия новых правовых актов и выхода в свет новой литературы. Об этом магистранты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует, однако, иметь в виду, что в библиотеке вуза могут отсутствовать отдельные рекомендуемые источники.

При ответе на вопросы и решении задач следует ориентировать магистрантов внимательно читать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы в его защиту, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.

При сомнении в правильности ответов можно давать возможность посоветоваться с другими магистрантами или обратиться за консультацией к преподавателю. По просьбе магистрантов или по инициативе преподавателя могут проводиться групповые консультации. При подготовке к занятиям можно пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, видеофильмами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства можно использовать и на занятиях для лучшего, закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех магистрантов. Поэтому имеется возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссии не исключают стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, решения Пленума Верховного Суда РФ, решения судов по конкретным вопросам, литературные источники.

За устные и письменные ответы магистрантам выставляются оценки по пятибалльной системе.

Обсуждение каждого вопроса, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии, и высказывает свою точку зрения, отмечая положительные и отрицательные моменты.

Наши рекомендации