Экспертиза, взрывотехническая экспертиза
1. Понятие, классификация трасологических экспертиз.
2. Дактилоскопическая экспертиза.
3. Экспертиза следов орудий, инструментов, механизмов.
4. Экспертиза следов транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).
5. Предмет и объекты судебно-баллистической экспертизы
6. Взрывотехническая экспертиза.
Рекомендуемая литература
1. Судебные экспертизы в гражданском судопроизводстве: организация и практика: научно-практическое пособие / под ред. Е.Р. Россинской. М.: Юрайт, 2011 (с табл.). (Настольная книга специалиста).
2. Аверьянова Т.В., Статкус В. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов. М.: Юрайт, 2015.
3. Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: базовый курс учебник для вузов. М., 2015 / Электронная библиотека «Лань». http://e.lanbook.com/books/
4. Зинин А.М. Участие специалиста в процессуальных действиях. М.: Проспект, 2015
5. Криминалистика: учебник / под ред. Л. Драпкина. М.: Юрайт, 2014.
6. Муженская Н. Экспертиза в российском законодательстве. Руководство-справочник для следователя, дознавателя, судьи. М., 2015.
7. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза. Типичные ошибки. М.: Проспект, 2014. / Электронная библиотека «Лань». http://e.lanbook.com/books/
8. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Судебная экспертиза. Сборник документов. М: Проспект, 2015.
9. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессах. М: Проспект, 2014. / Электронная библиотека «Лань» http://e.lanbook.com/books/
10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для вузов. М., 2011. / Электронная библиотека «Лань» http://e.lanbook.com/books/
Контрольные вопросы
1. Экспертиза следов ног и обуви.
2. Роль специалиста-взрывника в подготовке мате риалов экспертизы.
Темы рефератов
1. Экспертиза холодного оружия.
2. Вопросы, на которые позволяет ответить диагностическое изучение оружия.
Методические рекомендации
Трасологическая экспертиза относится к классу традиционных криминалистических экспертиз. При изучении ее видов (дактилоскопическая, следов ног и иных следов человека, следов животных, орудий взлома и инструментов) следует обратить особое внимание на закрепление, изъятие и упаковку объектов исследования.
Среди судебных дорожно-транспортных экспертиз, наряду с автотехнической, выделяют транспортно-трасологическую, технико-диагностическую экспертизу, ситуалогическую и инженерно-психофизиологическую экспертизы.
Тема 11. Фоноскопическая, одорологическая, компьютерно-техническая экспертизы
1. Фоноскопическая экспертиза: предмет, объект, возможности.
2. Одорологическая экспертиза: предмет, объект, средства проведения.
3. Экспертиза видео- и звукозаписей: голоса и звучащей речи; звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей; видеоизображений, условий, средств, материалов, следов видеозаписей.
4. Предмет, объект, виды компьютерно-технической экспертизы.
Рекомендуемая литература
1. Судебные экспертизы в гражданском судопроизводстве: организация и практика: научно-практическое пособие / под ред. Е.Р. Россинской. М.: Юрайт, 2011 (с табл.). (Настольная книга специалиста).
2. Аверьянова Т.В., Статкус В. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов. М.: Юрайт, 2015.
3. Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: базовый курс учебник для вузов. М., 2015 / Электронная библиотека «Лань». http://e.lanbook.com/books/
4. Зинин А.М. Участие специалиста в процессуальных действиях. М.: Проспект, 2015
5. Криминалистика: учебник / под ред. Л. Драпкина. М.: Юрайт, 2014.
6. Муженская Н. Экспертиза в российском законодательстве. Руководство-справочник для следователя, дознавателя, судьи. М., 2015.
7. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза. Типичные ошибки. М.: Проспект, 2014. / Электронная библиотека «Лань». http://e.lanbook.com/books/
8. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Судебная экспертиза. Сборник документов. М: Проспект, 2015.
9. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессах. М: Проспект, 2014. / Электронная библиотека «Лань» http://e.lanbook.com/books/
10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для вузов. М., 2011. / Электронная библиотека «Лань» http://e.lanbook.com/books/
Контрольные вопросы
1. В чем особенности осмотра магнитных носителей с записями и подготовка материалов?
2. Какие средства, используются в процессе одорологической выборки.
Темы сообщений и рефератов
1. Вопросы, решаемые по исследованию аппаратных и программных средств.
2. Особенности получения образцов для сравнительного исследования по фоноскопической (видеофонографической) экспертизе.
3. Особенности назначения одорологической экспертизы.
Методические рекомендации
Фоноскопическая экспертиза решает вопросы, связанные с проверкой подлинности фонограмм, приобщаемых к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств, и установлением личности по голосу и речи. В возможности данного вида экспертизы входит восстановление дословного содержания текста разговора, определение, является ли представленная фонограмма оригиналом или копией.
Фоноскопическая экспертиза решает вопросы, связанные с проверкой подлинности фонограмм, приобщаемых к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств, и установлением личности по голосу и речи. В возможности данного вида экспертизы входит восстановление дословного содержания текста разговора, определение, является ли представленная фонограмма оригиналом или копией.
Образовательные технологии
Таблица 4. «Используемые интерактивные
образовательные технологии»
Занятия проводятся в разных формах: обсуждение проблемных вопросов, решение ситуативных задач «мозговой штурм», выполнение различных практических заданий в форме деловой/ролевой игры (в ходе которой выполняется почерковедческая экспертиза с последующим анализом заключения эксперта). Для проведения отдельных занятий приглашаются эксперты Экспертно-криминалистического центра ГУВД по Краснодарскому краю и Краснодарской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.
Семестр | Вид занятия (Л, ПР, ЛР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
2 курс 2 семестр ОФО | ПР | По темам 9, 10 проводится деловая игра: по заданной фабуле распределяются роли, выполняются соответствующие экспертизы, составляются и оцениваются заключения экспертов | |
ЛР | – | – | |
Итого: |
Практические занятия.
Тема 9. «Экспертизы рукописей и документов (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая экспертиза документов)» проводится деловая игра: по заданной фабуле распределяются роли, выполняются соответствующие экспертизы, составляются и оцениваются заключения экспертов (4 ч).
Тема 10. «Трасологические экспертизы, судебно-баллистическая экспертиза, взрывотехническая экспертиза» − проводится деловая игра: по заданной фабуле распределяются роли, выполняются соответствующие экспертизы, составляются и оцениваются заключения экспертов (5 ч).
Семестр | Вид занятия (Л, ПР, ЛР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
2 курс 2 семестр ЗФО | ПР | По темам 9, 10 проводится деловая игра: по заданной фабуле распределяются роли, выполняются соответствующие экспертизы, составляются и оцениваются заключения экспертов | |
ЛР | – | – | |
Итого: |
Практические занятия.
Тема 9. «Экспертизы рукописей и документов (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая экспертиза документов)» проводится деловая игра: по заданной фабуле распределяются роли, выполняются соответствующие экспертизы, составляются и оцениваются заключения экспертов (4 ч).
Тема 10. «Трасологические экспертизы, судебно-баллистическая экспертиза, взрывотехническая экспертиза» − проводится деловая игра: по заданной фабуле распределяются роли, выполняются соответствующие экспертизы, составляются и оцениваются заключения экспертов (4 ч).