Специальные основания прекращения служебного контракта
Специальное основание расторжения служебного контракта связано с достижением гражданским служащим определенного возраста. Часть 6 ст. 25 Закона о гражданской службе устанавливает предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Соответственно, п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона к числу оснований прекращения служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, относит достижение гражданским служащим указанного предельного возраста. Возрастное ограничение на гражданской службе не может рассматриваться как дискриминация гражданских служащих, так как оно определяется особенностями гражданской службы. На данное обстоятельство указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 3 октября 2002 г. № 233 [8].
Нормой ч. 6 ст. 25 Закона о гражданской службе возрастные ограничения для гражданских служащих не исчерпываются. Согласно ч. 5 той же статьи с гражданским служащим, замещающим должность на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Поскольку условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон (ч. 5 ст. 24 Закона), на практике возможна ситуация, когда гражданский служащий, достигший 60-летнего возраста, отказывается от «перезаключения»служебного контракта. Возникают вопросы: как должен в таком случае поступить работодатель (представитель нанимателя), вправе ли он расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим? Таких оснований увольнения, как достижение 60-летнего возраста или отказ от перезаключения служебного контракта, законодательством не предусмотрено. В Законе о гражданской службе введено новое понятие - приостановление служебного контракта (ч. 1 ст. 39). При определенных обстоятельствах, не зависящих от воли сторон, служебный контракт не прекращается, а приостанавливается. Основания приостановления служебного контракта, перечисленные в ч. 1 ст. 39 Закона о гражданской службе, весьма различны. Приостановление служебного контракта предусматривается: 1) в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; 2) в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда; 3) в связи с избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность либо избранием на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; 4) в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой, если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ; 5) в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом. Правовое положение лица, служебный контракт с которым приостановлен, оказывается весьма неопределенным.
Как следует из формулировки Закона, при приостановлении служебного контракта гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы, но остается в соответствующем реестре и включается в кадровый резерв. Однако в Законе не указывается, что следует понимать под кадровым резервом: представляет ли он собою лишь перечень лиц, которым должна быть предоставлена должность государственной гражданской службы, или это список гражданских служащих, ожидающих предоставления соответствующей должности и находящихся до изменения обстоятельств на временном простое с выплатой какого-то содержания? Неясно, обеспечивается ли гражданский служащий в период приостановления служебного контракта в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность, денежным содержанием, вправе ли он, не ожидая прекращения служебного контракта, вступать в трудовые отношения с другим работодателем и т. д. В Законе нет нормы, согласно которой с прекращением обстоятельств, послуживших основанием к приостановлению служебного контракта, гражданский служащий должен быть восстановлен в должности. Более того, предусматривается возможность расторжения приостановленного контракта[9].
Так, если в течение трех месяцев после прекращения обстоятельств, перечисленных в п. п. 1, 3 и 4, гражданский служащий не назначается на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению. При приостановлении контракта в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность, установлен иной порядок: если в течение шести месяцев невозможно предоставить гражданскому служащему, служебный контракт с которым приостановлен, другую должность гражданской службы, то приостановленный служебный контракт подлежит прекращению, причем увольнение в этом случае возможно лишь с согласия гражданского служащего. Такое регулирование может завести ситуацию в тупик: при отсутствии согласия на увольнение и обязанности представителя нанимателя восстановить действие служебного контракта приостановление контракта принимает бессрочный характер. Неясность правового статуса лица, служебный контракт с которым приостановлен, недостаточная защита его трудовых прав требуют внесения существенных изменений в соответствующее регулирование. От приостановления и прекращения служебного контракта следует отличать отстранение гражданского служащего от замещаемой должности. Если прекращение служебного контракта предполагает полное прекращение прав и обязанностей сторон контракта, то отстранение от замещаемой должности не прерывает существующего служебного правоотношения, а ведет к появлению новых прав и обязанностей сторон. В науке трудового права под отстранением от работы понимается недопущение работодателем работника к выполнению работы по трудовой функции, обусловленной трудовым договором. Данное определение базируется на нормах ТК РФ, и Закон о гражданской службе воспроизвел его в ст. 32. Отстранение от работы допускается лишь по основаниям, указанным в законе. При отсутствии таких оснований работодатель не вправе отстранять работника от работы, поскольку это было бы нарушением условий трудового договора, по которому работодатель обязался предоставить работнику работу. Специфику отстранения от работы представители науки трудового права видят в том, что при наличии соответствующего основания работодатель обязан отстранить работника от работы . Кроме того, хотя отстранение от работы и предполагается как временный акт, оно не может быть ограничено фиксированным сроком, так как работник отстраняется до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
Отстранение от работы означает для работника невозможность выполнять работу в силу прямого указания работодателя. Это положение верно для любого работника, в том числе и для государственного гражданского служащего. ТК РФ предусматривает шесть случаев отстранения от работы и указывает, что число таких случаев может быть увеличено как федеральными законами, так и иными нормативными правовыми актами РФ. Закон же о гражданской службе в ст. 32 предусматривает четыре случая отстранения от замещаемой должности, три из которых прямо повторяют норму ТК, хотя и не дословно, а четвертый является специфическим для гражданских служащих. Кроме случаев отстранения от должности, предусмотренных в ст. 32 Закона, представитель нанимателя может отстранить гражданского служащего при осуществлении служебной проверки и в период урегулирования конфликта интересов. Отстранение от занимаемой должности осуществляет представитель нанимателя. В отличие от общего правила, установленного ТК, представитель нанимателя в одних случаях обязан произвести отстранение гражданского служащего от исполнения служебных обязанностей, в других случаях он имеет право, но не обязан это сделать. Представитель нанимателя обязан отстранить гражданского служащего от замещаемой должности: 1) при появлении гражданского служащего на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; 2) в случае если гражданский служащий не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда); 3) в случае привлечения гражданского служащего в качестве обвиняемого, если судом вынесено в отношении его постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ. Представитель нанимателя вправе отстранить гражданского служащего от замещаемой должности в период урегулирования конфликта интересов, а также при проведении служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания. Данная особенность отражает специфику гражданской службы. Отсутствие в Законе некоторых других оснований отстранения от замещаемой должности ставит перед практикой вопрос: применимы ли в этом случае нормы, предусмотренные в ТК РФ? Так, ст. 76 ТК РФ обязывает работодателя отстранить от работы работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором [10].
Поскольку данная ситуация возможна и при прохождении гражданской службы, а этот вопрос не урегулирован в специальном законе, то должна действовать общая норма ТК. Нормы ТК РФ также будут действовать в случае отстранения работника от должности в связи с приостановлением на срок до двух месяцев действия специального права, поскольку возможность отстранения от должности в такой ситуации Законом о гражданской службе не установлена. При отстранении гражданского служащего от замещаемой должности в период урегулирования конфликта интересов и на время служебной проверки денежное содержание за ним сохраняется. В остальных случаях отстранения от замещаемой должности гражданской службы денежное содержание не выплачивается.
Такое положение оправдано, поскольку речь идет об определенных проступках гражданского служащего. Сомнение возникает лишь в том случае, когда гражданский служащий не прошел проверку знаний в области охраны труда не по своей вине. ТК в этом случае признает право работника на сохранение за ним заработной платы, и гражданский служащий не должен быть поставлен в худшее положение по сравнению с другими работниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно ст.23 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. В научной литературе сложилось два основных подхода к определению правовой природы служебного контракта: с одной стороны, рассмотрение служебного контракта с точки зрения разновидности трудового договора, с другой - отнесение служебного контракта к виду административного договора. При этом, необходимо рассматривать служебный контракт, как разновидность договора, содержащие определенные специфические признаки, обусловленные особенностями прохождения государственной гражданской службы. К специфическим признакам служебного контракта, например могут быть отнесены: процедура заключения ; существенные условия служебного контракта; особенности отдельных оснований расторжения служебного контракта и т. д.
Служебный контракт является важнейшим документом государственного гражданского служащего при прохождения им службы в государственном органе, именно в нём указаны права и обязанности сторон, существенные условия контракта, а также срок действия его. Содержание служебного контракта составляют существенные и другие условия. К существенным относятся условия, наличие которых является обязательным для признания служебного контракта заключенным. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность соглашения. Существенными условиями являются наименование замещаемой должности государственной гражданской службы с указанием подразделения государственного органа, дата начала исполнения должностных обязанностей, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент, права и обязанности представителя нанимателя. Но помимо существенных, в служебном контракте могут быть предусмотрены и другие условия: испытание при поступлении на гражданскую службу; неразглашение сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну. Порой, служебные права и обязанности могут оговариваться в приложениях к ним. Наиболее часто в приложениях содержаться дополнительные условия службы по контракту, например об установлении испытательного срока, оплате жилья, о доплате к заработной плате, возмещении расходов по использованию личного автомобильного транспорта в служебных целях и т. д. В любом случае, любые условия контракта о службе не могут ухудшать служебное, социальное положение государственного служащего по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством.
При заключении служебного контракта определены стороны служебного контракта - представитель нанимателя с одной стороны, и гражданин или государственный гражданский служащий - с другой. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы. Служебный контракт является соглашением, что позволяет говорить о совокупности в его содержании существенных и дополнительных условий. К существенным условиям отнесены: 1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указание подразделения государственного органа; 2) дата начала исполнения должностных обязанностей; 3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент; 4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования; 5) права и обязанности представителя нанимателя; 6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и опасных условиях; 7) режим служебного времени и времени отдыха; 8) условия оплаты труда (размер должностного оклада государственного гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности); 9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью. При заключении служебного контракта предусматривается возможность включения следующих условий: 1) испытание при поступлении на гражданскую службу; 2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений; 3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета. Среди существенных условий служебного контракта является режим служебного времени.
В случае заключения служебного контракта, в нём обязательно указывается его срок действия. Согласно ст. 25 закона о государственной гражданской службе, определены следующие виды служебных контрактов: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт. Служебный контракт на неопределенный срок согласно указанного закона имеет срок - достижение предельного возраста нахождения на гражданской службе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Согласно ст. 39 закона, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Согласно ст. 25.1 закона, гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя. С гражданским служащим может быть заключен срочный служебный контракт, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет. С
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Правовые акты
1. Конституция Российской федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. М., 2016. (с измен. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ ( с посл. измен. от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 7. – Ст. 163.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 234.
4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ)// СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 213.
5. Федеральный закон от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2015 г. № 357-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»( в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 395-ФЗ) // СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2015 г. № 357-ФЗ) // СЗ РФ. – 2008. – № 54. – Ст. 6228.
8. Указ Президента РФ от 25.07.2006г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (с измен. и доп. от 10 июля 2015 года) // СЗ РФ. – 2006. – № 31. – Ст. 3459.
9. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ) // СЗ РФ. – 1995. – № 31. – Ст. 2990.-утратил силу.
Специальная литература
10. . Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. - М: Проспект, 2012.-368с.
11. Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Трудовые договоры. Трудовые споры. - М.:«Бератор-Пресс», 2014.-456с.
12. Бугров Л. Ю. Дифференциация и трудовые договоры // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения. Материалы Пятой международной научно-практической конференции / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2013.-241с.
13. Гусов К.Н., Циндяйкина Е.П., Цыпкина И.С. Особенности трудового договора с отдельными категориями работников: научно-практическое пособие / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2013.-289с.
14. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / О.В. Абрамова, М.А. Бочарникова, З.Д. Виноградова и др.; под ред. Ю.П. Орловского - 5-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. -368с.
15. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / И.А. Воробьев, Н.М. Исаева, А.В. Кирилин и др.; под общ. ред. В.И. Шкатуллы. 6-е изд., перераб. - М: Норма, 2013. 458с.
16. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.Ю. Головина, А.В. Гребенщиков, Т.В. Иванкина и др.; отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. 2-е изд., доп. - М.: Городец, 2012.-321с.
17. Кудис Э. В. Государственная гражданская служба как форма реализации публичных интересов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2014.- 98с.
18. Курс российского трудового права. Т. 2. Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. - М., 2012.-321с.
19. Мальцева Е.С., Печенкина В.В., Шведов А.И. Государственное ре-
гулирование рынка труда и занятости населения: региональный аспект.
Монография. - Орел: Издательство ОРАГС, 2014.-368с.
20. Скачкова Г.С. Трудовые договоры в различных сферах деятельности. М., 2013.-368с.
21. Ульянова А.В. Служебный контракт и трудовой договор: общие черты и отличия (сравнительно-правовой анализ): Автореферат дисс. канд. юрид. наук. - М., 2013.- 58с.
22. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории государства и права. -М.: Институт государства и права РАН, 2013.-347с.
23. Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе (Теория и практика): Дис... д-ра юрид. наук. - М., 2014.-368с.