Семинар 15. Основы административного судопроизводства

1. Понятие административного судопроизводства. Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства.

2. Субъекты административного судопроизводства.

3. Доказывание и доказательства в административном судопроизводстве.

4. Производство в суде первой инстанции.

5. Пресмотр судебных постановлений.

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс. // ГП. 2005 г. № 2.

2. Диков Г.В. Проблемы создания системы административной юстиции в России (В свете зарубежного опыта). // ГП. 2001 г. № 5.

3. Кононов А.Л. Об общих принципах права во французской и бельгийской судебной практике по административным делам. // ГП. 2001 г. № 3.

4. Кононов П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры. // ГП. 2001 г. № 6.

5. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990.

6. Мельников В.А., Солдатов А.П. Административное право Российской Федерации (Части Общая и Особенная). ВА МВД РФ, 2006.

7. Мельников В.А. Право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту. Монография. Волгоград, 2002.

8. Панова И.В. Административное судопроизводство в Российской Федерации. // ГП. 2001 г. № 10.

9. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Административная юстиция, административное судопроизводство. // ГП. 2002 г. № 1.

10. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М, 1979.

7 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Особенность учебного процесса определяется образовательной технологией, которая предполагает сочетание нескольких форм обучения. К таким формам обучения относятся: лекционные занятия, семинарские (практические), самостоятельная работа студентов с учебными материалами, научной литературой и судебной практикой, выполнение письменных работ, индивидуальные консультации преподавателя (как очными, так и письменными, с использованием электронной почты и Интернет).

Самостоятельная работа это, прежде всего особый процесс добывания знаний.

Содержание учебного процесса должно быть акцентировано на привитие студентам фундаментальных основополагающих знаний, позволяющих выработать практические навыки и умения анализировать и решать практические правовые проблемы. Это предполагает использование активных методов в обучении и немаловажную роль при этом играет самостоятельная подготовка.

Кроме основной задачи научить студентов учиться, с учетом специфики юридической профессии, самостоятельная работа студентов призвана решать и такие задачи как:

1) оказывать помощь студентам в приобретении прочных знаний (перестройка содержания лекций с целью придания им проблемного характера, выделение творческого материала для самостоятельной проработки, разработка системы заданий и контроля за их исполнением, определение списка обязательной и дополнительной литературы);

2) создавать опыт самостоятельной учебно-научной деятельности и стимулиро­вать его развитие (подбор творческих заданий, привлечение последних науч­ных первоисточников, обсуждение опыта самостоятельной творческой работы студентов на студенческих конференциях и научных студенческих кружках);

3) помогать студентам в овладении профессионально направленными приемами учебной деятельности с ориентацией на будущую специальность юриста (изучение юридических журналов, обеспечение профессиональной направленности тематики курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в деятельности различных правоохранительных органов и других структур);

4) укреплять стремление студентов к самообразованию.

Основными видами самостоятельной работы студентов применительно к этим условиям и требованиям является:

1. Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для студентов учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучение которых следует обратить особое внимание и др.

2. Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций.

3. Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам.

4. Выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций.

5. Подготовка к семинарским, практическим занятиям, зачетам и зачетам. Активная познавательная деятельность в ходе их проведения.

6. Выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой.

7. Написание рефератов, докладов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ.

8. Подготовка докладов на студенческие научно-практические конференции.

9. Самостоятельное чтение правовых журналов: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Законодательство», «Российская юстиция»; «Законность», «Хозяйство и право», «Закон», «Гражданский и арбитражный процесс», а также «Российской газеты», Журнала «Нотариус», Журнала «Нотариальный вестник» и др.

Самостоятельная работа включает:

¾ решение типовых задач; выполнение различных упражнений по образцу;

¾ составление правовых документов;

¾ подготовку к семинарским занятиям, зачетам и зачетам; самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы; заучи­вание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала; доработка конспектов лекций; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; выяснение наиболее сложных, не­понятных вопросов и их уточнение во время консультаций; предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый учебный материал;

¾ подготовку сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме;

¾ написание контрольной, курсовой работы; выполнение специальных учебных заданий, предусмотрен­ных учебной программой; систематическое чтение правовых журналов, периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации.

¾ написание рефератов, научных статей; участие в научно-исследовательской работе; подготовка ВКР; выполнение специальных творческих заданий и др.

В качестве учебных материалов для обучения должен использоваться не только лекционный материал, но и самостоятельное изучение учебников, специальной литературы и периодических изданий. Студенты должны уметь пользоваться правовыми системами Консультант Плюс и Гарант. Современные информационные технологии позволяют перенести уникальные печатные издания «Классиков русской цивилистики», многообразные энциклопедии и словари на электронные носители, они так же могут служить учебным материалом.

Способы самостоятельной работы студента:

¾ освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.) с использованием учебников, учебных пособий;

¾ более глубокое изучение специальной научной литературы по отдельным проблемным вопросам;

¾ закрепление знаний теоретического материала путем решения задач, выполнения контрольных работ, тестов для самопроверки. Следует учитывать, что работа с задачами позволяет понять и запомнить основные нормативно-правовые акты и прививает навыки их применения;

¾ подготовка к групповой дискуссии, деловой игре, выступлению на научной студенческой конференций или научном студенческом кружке;

¾ проведение письменного анализа конкретной ситуации и выявление проблем в правовом регулировании;

¾ разработка правовой документации, составление проекта сделки или процессуальных документов;

¾ выработка собственного мнения, подходов и моделей;

¾ сопоставление различных научных и практических идеи и точек зрения;

¾ формирование представлений о тенденции развития законодательства.

В зависимости от процесса обучения самостоятельная работа студента может включать все выше перечисленные виды, либо их часть в самом разнообразном соотношении. Контроль, за проведением самостоятельной работы может осуществлять преподаватель.

Задания для самостоятельной работы студента могут четко формулироваться преподавателем, либо избираться студентами самостоятельно, при этом они должны быть разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем должен быть определен часами, отведенными в учебной программе.

Результаты самостоятельной работы студента контролируются преподавателем. Эти результаты оцениваются и учитываются в ходе итоговой аттестации студента по изучаемой дисциплине. Наиболее приемлемой формой оценки результатов работы студента по изучаемой дисциплине является балльная.

Используемые формы контроля: тестирование; проверка письменных заданий, контрольных работ, задач; доклад по самостоятельно изученной теме; экспресс опрос.

Наши рекомендации