Тема 2. Судебная власть. Правосудие и его демократические принципы. Судебная система. Органы судейского сообщества – 6 часов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Планы семинарских занятий
« Правоохранительные органы»
Направление подготовки 40.03.01
Юриспруденция (уровень бакалавриата)
Форма обучения: очная
Барнаул
Планы семинарских занятий по учебной дисциплине «Правоохранительные органы» для студентов 1 курса дневного отделения юридического факультета подготовили:
д-р юрид. наук, профессор Давыдов С.И.;
канд.юрид.наук, доцент Дудко Н.А.; канд.юрид.наук, доцент Псарева Б.В.
Планы семинарских занятий по учебной дисциплине «Правоохранительные органы» для студентов 1 курса дневного отделения одобрены на заседании кафедры
уголовного процесса и криминалистики от «30» августа 2017 г., протокол № 1.
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов
Планы семинарских занятий по учебной дисциплине «Правоохранительные органы» для студентов 1 курса дневного отделения утверждены на заседании методической комиссии юридического факультета
от « » 2017 г., протокол №
Председатель методической комиссии Н.И. Калашник
Подписано в печать Формат 60 х 90/16
Бумага для множительных аппаратов. Печать офсетная.
Усл. - печ. л. Тираж экз.
Лаборатория множительной техники юридического факультета Алтайского
государственного университета: 656099, г.Барнаул, пр-т Социалистический, 68
Содержание
1. Планы семинарских занятий (пояснительная записка, тематические разделы).
2. Примерные темы рефератов.
3. Вопросы для подготовки к экзамену.
4. Тематика курсовых работ и рекомендации по их написанию
5.Список нормативных правовых актов по всем темам
6. Дополнительная литература по всем темам
Планы семинарских занятий
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает общую, исходную информацию о построении и организации деятельности судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания, адвокатуры и других правоохранительных органов. Значительный объем материала, касающегося организации правоохранительных органов, будет служить основой для изучения уголовного, гражданского процесса и других дисциплин. В связи с этим изучение дисциплины «Правоохранительные органы» должно осуществляться с учетом оптимального построения межпредметных связей, исключающего дублирование в преподавании. То обстоятельство, что данная дисциплина служит основой для изучения других учебных курсов, не исключает проблемного подхода к преподаванию материала.
При изучении дисциплины обучаемые знакомятся с основными понятиями правоохранительной сферы государства, принципами организации и задачами суда и других правоохранительных органов.
Таким образом, цель изучения данной дисциплины – формирование четкого представления о построении и основных функциях правоохранительных органов. Она достигается посредством проведения разного вида занятий, включая семинары.
Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум.
Семинарские занятия посвящаются совместному разбору студентами и преподавателями теоретических вопросов темы и решению ситуаций (казусов). В обоих случаях нужно помнить о конечной цели изучения дисциплины – выработке у студентов навыков применения законодательства. При решении задач студенты должны объяснить, какими теоретическими отправными положениями они руководствовались, толкуя и применяя ту или иную законодательную норму.
Тематические разделы
Тема 1. Предмет, система, источники и основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы» - 2 часа
Занятие 1
Учебные вопросы
1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».
2. Понятие, задачи, признаки и основные направления правоохранительной деятельности.
3. Понятие, система и общая характеристика органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
4. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов.
Рекомендуемые источники
Основные источники
1. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. - М.: КноРус, 2015 // ЭБС «Лань».
2. Лонь С.Л., Ясельская В.В. Правоохранительные органы России: учебник. – Томск: Изд-во ТГУ, 2016 // ЭБС «Лань»
3. Петухов Н.А., Мамыкина А.С. Правоохранительные и судебные органы России: учебник. - М., 2015 // СПС КонсультантПлюс
Дополнительные источники
Беляев В.П., Беляева Г.С. Правоохранительный орган и правоохранительная система: некоторые проблемы в определении понятий // Правовая политика и правовая жизнь. – 2011. - № 4. - С. 147-148.
Ванюшин Я.Л. Законодательное регулирование правоохранительной службы Российской Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. -2015. -№1 (4) -С.132-137.
Зуев В.И. Правоохранительная деятельность как функция правового государства // Вестник ОГУ. -2012. -№3 (139). - С.53-57.
Петров А.В. Новый этап развития законодательного подхода к пониманию системы правоохранительных органов России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2012.- №8-1.- С.156-159.
Занятие 2
Учебные вопросы
1. Понятие, функции судебной власти.
2. Понятие и характерные черты судебной системы Российской Федерации.
3. Понятие звена судебной системы, судебной инстанции, судебной компетенции.
Подсудность. Судебный состав.
4.Верховный Суд РФ
Примерные темы докладов:
1. Значение судебной власти в правовом демократическом государстве.
2. Соотношение судебной власти с другими ветвями власти в Российской Федерации.
Задача 1. Районный суд осудил несовершеннолетних Г., М. и Л. за разбойное нападение по предварительному сговору (ч. 2 ст. 162 УК РФ).
Кто и в какую инстанцию может обжаловать, опротестовать приговор: а) не вступивший в законную силу; б) вступивший в законную силу?
Задача 2. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приостановила деятельность одной из политических партий. Не согласившись с этим решением, ответчик обжаловал его в Президиум Верховного Суда РФ. Однако в аппарате Президиума пояснили, что не могут принять жалобу на судебное решение, не вступившее в законную силу.
Опишите состав и структуру Верховного Суда РФ. Имела ли право судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривать данное дело по первой инстанции? Правильно ли поступили в аппарате Президиума Верховного Суда РФ? Какова компетенция Президиума Верховного Суда РФ? Кто входит в состав Президиума Верховного Суда РФ?
Задача 3. В областной суд поступило заявление об оспаривании постановления Главы областной администрации. Опишите структуру областного суда. Какие дела областной суд рассматривает:
1) по первой инстанции; 2) в кассационном порядке; 3) в порядке надзора?
Имеет ли право областной суд рассматривать данное заявление?
Задача 4. Гражданин Заболотный, отбывший наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 УК РФ, обратился в районный суд с ходатайством о снятии судимости, указав, что в ходе отбывания наказания не имел взысканий и был условно-досрочно освобожден за примерное поведение.
Какова компетенция районного суда? Какие уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях подсудны районному суду? Вправе ли районный суд рассматривать дела в апелляционном, кассационном порядке или в порядке надзора? Имеет ли право районный суд рассматривать вопрос о снятии судимости в данном случае?
Задача 5. В Екатеринбурге создана организация «Народный суд», целью которой является проведение расследования и публичного обсуждения с позиции справедливости и разумности, соблюдения общепризнанных прав человека фактов чиновничьего произвола (в том числе судебного). Можно ли считать данную организацию судебным органом?
Занятие 3,4
Учебные вопросы
1. Понятие правосудия.
2. Понятие и система принципов правосудия:
законность;
осуществление правосудия только судом;
независимость судей;
равенство всех перед законом и судом;
обеспечение каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов;
состязательность сторон;
презумпция невиновности;
обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;
гласность судопроизводства;
национальный язык судопроизводства;
участие граждан в осуществлении правосудия;
охрана чести и достоинства личности;
непосредственность и устность судебного разбирательства.
Задача 1.Председатель Железнодорожного районного суда г. Барнаула Николаев А.П. с 9 до 10 часов утра провел совещание с работниками аппарата суда. На нем, в частности, рассматривался вопрос о неудовлетворительной работе секретаря по гражданским делам Мишиной: опаздывает на работу, грубит посетителям, не вовремя оформляет документы. Председатель суда объявил Мишиной устный выговор и предупредил о возможном ее увольнении. Затем до 12.30 часов председатель изучал поступившие из прокуратуры уголовные дела и распределил их между судьями. После обеда он единолично рассмотрел 2 гражданских дела, а с 18 до 19.30 час. осуществлял прием граждан.
Какую из названных выше видов деятельности суда можно отнести к правосудию? В каких формах осуществляется правосудие?
Задача 2.Перед началом рассмотрения уголовного дела подсудимый Мамедов Б.П. заявил, что он нуждается в помощи переводчика, так как слабо говорит на русском языке. Судья отказал ему в этом, пояснив, что тот изъясняется понятно, а поскольку суд подсудимого понимает, то участие переводчика в процессе совсем не обязательно.Нарушил ли судья закон, отказав Мамедову Б.П. в его просьбе?
Задача 3.В ходе рассмотрения уголовного дела в суде Дубин Д.А. громко подсказывал подсудимому Конину А.В. ответы на вопросы, задаваемые государственным обвинителем. На предупреждения судьи он не реагировал. Государственный обвинитель попросил судью удалить Дубина Д.А. из зала судебного заседания. Судья ответил, что не располагает подобными полномочиями.Кто прав в данной ситуации? Какой из признаков судебной власти не был учтён?
Задача 4. Изучив поступившее из органов дознания уголовное дело по обвинению М. в краже личного имущества (ч.1. ст. 158 УК РФ), прокурор, руководствуясь ч.1. ст. 25 УПК РФ, прекратил уголовное дело. Имеются ли в данном случае нарушение принципа осуществления правосудия только судом? Раскройте содержание и значение этого принципа.
Задача 5.Областным судом рассматривалось уголовное дело по обвинению Савельев в совершении убийства нескольких человек с помощью самодельного взрывного устройства. В своем приговоре областной суд указал, что Савельев приговаривается к пожизненному заключению, приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Нарушены ли в данном случае конституционные принципы, какие?
Задача 6. Свидетель Давокян, армянин по национальности, был вызван в судебное заседание по делу о самовольном захвате земельного участка. На судебном слушании он пояснил, что не знает русского языка и может говорить только по-армянски. Председательствующий судья Акопян, знающий армянский язык, предложил свидетелю давать показания на армянском языке. Что означает фраза: «Не владеет языком судопроизводства»? Правильно ли в указанной ситуации поступил судья?
Задача 7. Краевым судом было отказано в восстановлении на работе водителю автобуса, уволенному по инициативе администрации. На следующий день после вынесения судебного решения недовольные им водители съехались на площади краевого центра и, обсуждая решение, стали высказывать требования к суду изменить его. В результате была принята резолюция в адрес краевого суда с требованием изменения решения, в противном случае водители грозились объявить забастовку в защиту прав уволенного водителя. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения принципа независимости судей. Какие гарантии предусматривает действующее законодательство для обеспечения данного принципа.
Задача 8. При рассмотрении районным судом уголовного дела в заседании участвовал прокурор, защитника же не было. Как следует из протокола судебного заседания, вопрос об участии защитника в судебном заседании не обсуждался, подсудимому Немову право на защиту не разъяснялось. Заявление Немова об отказе от защитника в материалах уголовного дела. Оцените данную ситуацию с точки зрения принципов правосудия.
Задача 9. В судебном заседании по делу о признании ООО банкротом истцом применялась видеозапись скрытой камерой. Узнав об этом, председательствующий судья распорядился прекратить видеозапись и удалить из зала судебного заседания данного участника судебного процесса. После чего представителю истца было разъяснено правило о том, что в судебном процессе запрещается использование каких-либо технических средств для фиксации его хода и результатов. Какой принцип правосудия в данном случае нарушен?
Задача 10. В одном из судов перед началом оглашения судебного решения председательствующий судья удалила из зала судебного заседания представителей прессы и пожилых людей, заявив, что оглашение продлится не менее 5−7 часов и это может
нанести вред здоровью последних. Правомерны ли действия судьи?
Задача 11. По итогам работы государственной комиссии по подготовке к отопительному сезону правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением мэром г. Кемерово. Через несколько дней после принятия данного дела к рассмотрению суда в прессе появилась информация о виновности мэра не только по указанному факту, но и в халатности. Какой принцип правосудия в данном случае нарушается? Проведите сравнительную характеристику принципа презумпции невиновности, закрепленного в Конституции РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Кодексе РФ об11административных правонарушениях, по различным основаниям.
Рекомендуемые источники
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 «О военных судах Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Федеральный закон от 17.12.1998 «О мировых судьях в Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 «О Верховном Суде РФ».
Основные источники
1. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. - М.: КноРус, 2015 // ЭБС «Лань».
2. Лонь С.Л., Ясельская В.В. Правоохранительные органы России: учебник. – Томск: Изд-во ТГУ, 2016 // ЭБС «Лань»
3. Петухов Н.А., Мамыкина А.С. Правоохранительные и судебные органы России: учебник. -М., 2015 // СПС КонсультантПлюс
Дополнительные источники
Бабкин А.И. Реформирование судебной системы не завершено. Совершенствование судопроизводства // Российский судья.- 2016. N 4. С. 3 - 6.
Есенова В.П. Некоторые проблемы судебной власти // Власть. -2014. -№5.- С.117-122.
Колоколов Н.А. Глубокая модернизация "советской" судебной системы // Российская юстиция. - 2011. - № 4. - С. 29-33.
Кудрякова А.Х. Нужна ли России объединенная судебная система? // Российский судья. – 2011. - № 6. - С. 39-41.
Курас Т.Л. Реформирование судебной системы в России: история и современность // Власть. -2014. -№10.- С.145-150.
Плескунов А.В. Основные этапы формирования судебной системы РФ // Инновационная наука.-2015. -№5-3.-С.124-127.
Мамыкин А.С., Петухов Н.А. Обеспечение единства судебной системы Российской Федерации // Российское правосудие. - 2012. - № 2 (70). - С. 46-60.
Занятие 5
Учебные вопросы
1.Система судов общей юрисдикции: принципы построения и функционирования.
2.Становление мировой юстиции. Мировые судьи: порядок назначения, компетенция.
3.Районный суд: компетенция, порядок наделения судей полномочиями, состав, структура. Аппарат суда.
4. Военные суды
Примерные темы докладов:
1. История образования в России мировых судов.
2. Проблемы деятельности судов общей юрисдикции.
Задача 1. Военнослужащий Воронин и студент Петренко совершили разбой. К моменту рассмотрения дела в суде Воронин был уволен из вооруженных сил, а Петренко призван на действительную военную службу. При этом оба обвиняемых возражали против рассмотрения их дела военным судом. Какие дела подсудны военным судам? Опишите систему военных судов и структуру отдельных звеньев системы военных судов. Какой суд должен рассматривать данное дело?
Задача 2. Находясь в отпуске, прапорщик Заварной по предварительному сговору со своим знакомым, предпринимателем Митрофановым совершили изнасилование гражданки Ч. (п. «б» ч.2 ст. 131 УК РФ). Какая судебная инстанция и в каком составе будет рассматривать данное уголовное дело? Кто и в какую судебную инстанцию после приговора суда может опротестовать, обжаловать приговор: а) не вступивший в законную силу; б) вступивший в законную силу?
Задача 3. Между предпринимателями Кузьмиными как бывшими супругами возник спор о разделе совместно нажитого в браке имущества: машины, дачи и гаража. Для его разрешения они обратились к мировому судье и на стадии предварительного слушания дела заявили ходатайство о его рассмотрении с участием присяжных заседателей, чтобы придать судебному процессу большую беспристрастность. Подлежит ли данный спор разрешению в суде общей юрисдикции? Дайте правовую оценку описанной ситуации.
Рекомендуемые источники
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 «О военных судах Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Федеральный закон от 17.12.1998 «О мировых судьях в Российской Федерации».
Федеральный закон от 20.08.2004 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде: Утверждена приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г.
Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов: Утверждена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004
Инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации: Утверждена приказом Председателя Верховного Суда РФ от 08.05.2015
Закон Алтайского края от 2 сентября 1999 г. «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае
Закон Алтайского края от 6 марта 2000 г. «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Алтайском крае.
Основные источники
1. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. - М.:КноРус, 2015 // ЭБС «Лань».
2. Лонь С.Л., Ясельская В.В. Правоохранительные органы России: учебник. – Томск: Изд-во ТГУ, 2016 // ЭБС «Лань»
3. Петухов Н.А., Мамыкина А.С. Правоохранительные и судебные органы России: учебник. -М., 2015 // СПС КонсультантПлюс
Дополнительные источники
Веретенников Н.Н. Военные суды: нужны ли они современной России // Право в Вооруженных Силах.- 2014.- N 11.- С. 36 - 41.
Телегина В.А. Тенденции развития мировой юстиции в России: вопросы теории и практики // Ленинградский юридический журнал.- 2014.- №4 (38).- С.249-258.
Омаров М.Д. Правовое регулирование информатизации судов общей юрисдикции Российской Федерации - необходимое условие перехода к "электронному правосудию" // Российская юстиция. -2014. -N 6.- С. 54 - 55.
Фатеев К.В., Фатеев С.К. О некоторых проблемных вопросах совершенствования законодательства об организации деятельности военных судов Российской Федерации и путях их решения на современном этапе развития государства // Право в Вооруженных Силах. -2015. -N 1.- С. 51 - 59.
Фоков А.П. Современное понимание мировой юстиции: сможет ли мировая юстиция отделиться от исполнительной власти, прочно закрепив за собой статус института судебной власти, а не органа местного самоуправления // Мировой судья. -2016. -N 5.- С. 13 - 18.
Занятие 6
Учебные вопросы
1. Система арбитражных судов, их задачи и компетенция.
2. Арбитражные суды субъектов РФ.
3. Федеральные апелляционные арбитражные суды.
4. Федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды).
5. Иные арбитражные органы
Примерные темы докладов:
1. История возникновения арбитражных судов.
2. Третейские суды.
3. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
4. Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Задача 1.Общество защиты прав потребителей г. Барнаула обратилось в арбитражный суд с иском о признании банкротом коммерческого “Лидер-Банка”, систематически не выполняющего свои договорные обязательства перед вкладчиками. Председатель арбитражного суда отказал обществу защиты прав потребителей в приеме искового заявления и посоветовал обратиться в третейский суд.Дайте оценку действиям председателя арбитражного суда. Какие дела относятся к подсудности арбитражного суда?
Задача 2.Частный предприниматель Павлов пришел в арбитражный суд Алтайского края и попытался подать заявление по поводу того, что его знакомый, тоже частный предприниматель, Фирсов вывез во время его отсутствия товар на сумму более 300 000 рублей. Никаких обязательств между Павловым и Фирсовым не было. В арбитражном суде Алтайского края Павлову объяснили, что такое заявление не подлежит рассмотрению в данном суде, с чем Павлов согласиться не мог. Кто в данном случае прав? Объясните, какие дела подсудны арбитражным судам субъектов Российской Федерации?
Задача 3. Между ООО «ТриСтар» и ООО «Заря» был заключен договор купли – продажи. Хотя ООО «ТриСтар» заплатил за товар определенную договором сумму, продавец ООО «Заря» товар покупателю вовремя не передал. ООО «ТриСтар» подал иск в арбитражный суд Новосибирской области, однако представители ООО «Заря» возражали против рассмотрения дела в арбитражном суде, настаивая на его передаче в Третейский суд при Новосибирской торгово–промышленной палате. Какие дела подведомственны арбитражным судам? Какова система арбитражных судов в РФ? Опишите подсудность дел по первой инстанции различным звеньям арбитражных судов. В каком случае дела, подведомственные арбитражным судам, могут рассматривать третейские суды?
Задача 4. Предприниматель Пущин обратился к своему приятелю – студенту юридического отделения строительного техникума с просьбой разъяснить, какие суды рассматривают споры связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Приятель рассказал про арбитражные суды и посоветовал, в случае чего, сначала обращаться в межмуниципальный арбитражный суд. Оцените совет приятеля.
Задача 5. Индивидуальный предприниматель Баев направил предпринимателей жалобу на действия своих конкурентов по бизнесу, которые, по мнению Баева, опорочили его деловую репутацию. Решение, вынесенное этим судом, не устроило предпринимателя, и он обжаловал его одновременно соответствующий федеральный арбитражный суд округа. Какие из перечисленных в задаче судов относятся к числу арбитражных? Какие судебные звенья и судебные инстанции они представляют? Правильно ли Баев реализовал своё право на судебную защиту? В какие арбитражные суды он должен был обратиться, чтобы защитить свою деловую репутацию?
Задача 6. Руководитель фирмы «Фотон» Антонов обвинялся в умышленном создании неплатежеспособности своего пред-приятия в личных интересах, причинившем крупный ущерб(преднамеренное банкротство − ст. 196 УК). По окончании расследования данное дело было передано в арбитражный суд на основании ст. 1, 27 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, поскольку относится к категории иных дел, связанных с осуществлением экономической деятельностиОцените ситуацию.
Рекомендуемые источники
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации».
Федеральный закон от 30.05.2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. (ст. 120, 27-34, 40-42, 52, 230-240, 257, 258, 273, 274, 292, 293).
Регламент арбитражных судов Российской Федерации. Утвержден постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. № 7
Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций: Утверждена Постановлением Пленума ВАС РФ от25.12.2013
Федеральный закон от 07.07.1993 «О торгово-промышленных палатах в Российской
Федерации»
Федеральный закон от 07.07.1993 «О международном коммерческом арбитраже»
(вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")
Федеральный закон от 24.07.2002 «О третейских судах в Российской Федерации»
Федеральный закон от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»
Основные источники
1. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. - М.: КноРус, 2015 // ЭБС «Лань».
2. Лонь С.Л., Ясельская В.В. Правоохранительные органы России: учебник. – Томск: Изд-во ТГУ, 2016 // ЭБС «Лань»
3. Петухов Н.А., Мамыкина А.С. Правоохранительные и судебные органы России: учебник. - М., 2015 // СПС КонсультантПлюс
Дополнительные источники
Гукасян Д.А., Барашян Л.Р. Актуальные проблемы и перспективы слияния Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ // Science Time. -2014.- №5 (5).- С.56-59.
Серегина О. Л. Перспективы развития арбитражной ветви судебной власти после упразднения Высшего арбитражного суда РФ // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция.- 2015.- №1.- С.60-63.
Чумакова А.Е. Современные проблемы процесса объединения Высшего суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.- 2015.-№3-4.- С.283-291.
Занятие 7
Учебные вопросы
1.История становления конституционного контроля в Российской Федерации и его основные признаки.
2. Принципы деятельности Конституционного Суда РФ.
3. Задачи и полномочия Конституционного Суда РФ.
4. Основы организации работы в Конституционном Суде РФ.
5. Решения Конституционного Суда РФ: виды, юридическое значение.
6. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Задача 1. В Конституционный Суд РФ поступил запрос гарнизонного военного суда о соответствии Уголовно-процессуальному кодексу РФ отдельных положений Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ». Каковы цели и полномочия Конституционного суда РФ? Опишите состав и структуру Конституционного Суда РФ. Вправе ли Конституционный суд РФ рассматривать данный запрос?
Задача 2. На заседании Конституционного суда РФ, на котором присутствовало семь судей, рассматривался вопрос о соответствии отдельных положений Конституции Республики Татарстан Конституции РФ. По результатам рассмотрения было понято заключение о несоответствии положений Конституции Республики Татарстан Конституции РФ. Оцените правомерность проведения данного судебного заседания.
Задача 3. Государственная Дума РФ направила в Конституционный Суд РФ запрос депутата Государственной Думы РФ Попова и адвоката Костина о толковании отдельных положений Конституции РФ. Дело было рассмотрено в открытом заседании и Конституционный Суд РФ вынес постановление. Однако заявителей не удовлетворило подобное толкование положений Конституции России, и постановление ими было обжаловано в Европейский Суд по правам человека. Какова компетенция Конституционного Суда РФ? Оцените ситуацию.
Рекомендуемые источники
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации».
Регламент Конституционного Суда Российской Федерации от 21.07.1994.
Основные источники
1. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. - М.: КноРус, 2015 // ЭБС «Лань».
2. Лонь С.Л., Ясельская В.В. Правоохранительные органы России: учебник. – Томск: Изд-во ТГУ, 2016 // ЭБС «Лань»
3. Петухов Н.А., Мамыкина А.С. Правоохранительные и судебные органы России: учебник. -М., 2015 // СПС КонсультантПлюс
Дополнительные источники
Брежнев О.В. Нетипичные полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. -2015. -N 10. -С. 28 - 32.
Будаев К.А. Новые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации об организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Современное право. -2016. -N 2. -С. 80 - 85.
Даниелян Д.Р. Конституционный Суд РФ в судебной системе России: значение и перспективы развития // Российский судья. -2014. -N 8. -С. 31 - 34.
Демидов В.Н. Особенности взаимодействия Конституционного Суда России и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации // Вестник БГУ. -2014. -№2.- С.194-197.
Дриго Е.В. Институт особого мнения судьи Конституционного Суда Российской Федерации: регулирование и практика применения // Сравнительное конституционное обозрение.- 2016.- N 3. -С. 79 - 93.
Зуев В.И. Конституционный Суд РФ – судебный орган Конституционного контроля // Вестник ОГУ.- 2013. -№3 (152).- С.73-76.
Карасев Р.Е. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в системе судебной защиты прав и свобод человека и гражданина: конституционно-правовая характеристика // Конституционное и муниципальное право. -2016.- N 1.- С. 62 - 66.
Князев С.Д. Конституционный Суд в правовой системе Российской Федерации // Журнал российского права. -2013.- №12 (204).- С.5-13.
Малюшин А.А. Теоретико-правовые проблемы форм конституционного правосудия // Российская юстиция.- 2015.- N 5.-С. 37 - 39.
Портнова Е.В. К вопросу об исполнении решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, принятых по жалобам граждан на нарушения основных прав и свобод // Современное право. -2014. -N 12. -С. 98 - 102.
Татаринов С.А. К вопросу о принципах осуществления конституционного судопроизводства в конституционном Суде Российской Федерации // Вестник Том. гос. ун-та. Право. -2014. -№2 (12). - С.96-104.
Занятие 8, 9
Учебные вопросы
1. Понятие статуса судьи.
2. Требования к лицам, назначаемым на должность судьи.
3. Порядок отбора кандидатов на должность судьи и их назначение.
4. Кодекс судейской этики. Требования, предъявляемые к поведению судьи.
5. Обеспечение независимости судей.
6. Обеспечение безопасности судей.
7. Статус присяжных и арбитражных заседателей.
8. Органы судейского сообщества.
Примерные темы докладов
1. История становления суда присяжных.
2. Арбитражные и присяжные заседатели – сравнительный анализ правового статуса.
Задача 1.Уголовное дело по подозрению судьи Центрального района г. Барнаула Иванова в получении взятки было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, после чего Иванов обратился в квалификационную коллегию судей Алтайского краевого суда о возобновлении своих полномочий. Квалификационная коллегия судей Алтайского краевого суда приняла решение о прекращении полномочий Иванова на основании совершения им поступка, позорящего честь и достоинство судьи и умоляющего авторитет судебной власти. Может ли Иванов обжаловать решение квалификационной коллегии судей? Если да, то куда он должен обратится?
Задача 2.Председатель Железнодорожного районного суда г. Барнаула с согласия мирового судьи Власова, находящегося по состоянию здоровья в отставке в течении трех лет, привлек последнего к осуществлению правосудия в качестве федерального судьи вышеназванного суда сроком на 1 год. Правомерны ли действия председателя Железнодорожного районного суда г. Барнаула?
Задача 3. В одном из ресторанов г. Волгограда к столику отмечавших день рождения посетителей подошел пьяный мужчина. Он начал выяснять, уважают ли они местную футбольную команду «Ротор», при этом размахивая пистолетом. Сотрудники службы безопасности ресторана сумели обезвредить нарушителя общественного спокойствия и передать подоспевшим сотрудникам милиции. Как выяснилось позже, этим нарушителем
оказался судья Волгоградского областного суда. Вправе ли были сотрудники службы безопасности ограничивать неприкосновенность судьи? Имеет ли судья право на ношение и хранение оружия? Какие последствия такого поведения могут наступить для
судьи?
Задача 4. После окончания негосударственного юридического института Русакова работала сначала 2 года стажером адвоката, а потом преподавала 3 года в техникуме юридические дисциплины. Достигнув возраста