Предмет и пределы надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Статья 29 Закона о прокуратуре предусматривает, что предметом надзора в рассматриваемой сфере является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, выполнения ОРД, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.
Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) соответствующие органы издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Им предоставлено также право на ведомственном и межведомственном уровнях регулировать перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд и другие вопросы, многие из которых отражены в закрытых актах. Соответствие законам таких правовых актов необходимо также относить к предмету надзора.
Организация оперативно-розыскных мероприятий как разновидность управленческого труда не входит в предмет надзора. Прокурору не следует вторгаться в оценку правильности используемых в ОРД приемов и методов, если они не приводят к нарушениям установленных законом требований.
Законодатель предусматривает определенные ограничения при осуществлении надзора. Так, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД).
Закон устанавливает, что рассматриваемые органы для решения возложенных на них задач могут создавать и использовать информационные системы (ч. 1 ст. 10), которые представляют определенный объем сведений: о лицах; фактах и событиях; предметах и вещах, систематизируемых в автоматизированных информационно-справочных, информационно-поисковых системах, картотеках, фото-, кино-, видеотеках, коллекциях и следотеках. Организация информационных систем, порядок их ведения и использования определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД, и не должны входить в предмет прокурорского надзора. Также не входит в предмет прокурорского надзора порядок применения технических средств в ОРД. Но прокурор должен убедиться, что использование технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий не причиняет вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде. Это требование вытекает из ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД.
Прокурором также проверяется, имеет ли место нанесение ущерба жизни и здоровью людей, причинение вреда окружающей среде, поскольку Закон об ОРД (ч. 9 ст. 5) обязывает его принимать соответствующие меры. Приказ Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" также предписывает уполномоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание на недопустимость применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде.
В предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.
7.1.2. Общие вопросы организации работы уполномоченных прокуроров
Уровень надзора за исполнением законов в ОРД в известной степени зависит от правильной организации работы. В ст. 21 Закона об ОРД указано, что надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Понятие "уполномоченный прокурор" предопределяет ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор в рассматриваемой сфере. Указанное ограничение обусловлено, прежде всего, спецификой тактических приемов, методов и средств, применяемых при осуществлении этой деятельности, сведения о которых составляют государственную тайну.
В приказе Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 определено, что уполномоченные прокуроры назначаются заместителем Генпрокурора РФ - Главным военным прокурором, заместителями Генпрокурора РФ в федеральных округах, прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур.
Специального подразделения по осуществлению надзора в рассматриваемой сфере в Генпрокуратуре РФ не имеется. Надзор за исполнением законов в ОРД, проводимой сотрудниками оперативных подразделений аппаратов государственных органов, уполномоченных на то законом, осуществляют прокуроры, старшие прокуроры нескольких управлений, наряду с руководителями этих управлений. Так, надзор за исполнением законов в ОРД в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти (за исключением ФТС России и ФСБ России) возложен на управление по надзору за производством дознания и ОРД; надзор за исполнением законов в ОРД, осуществляемой сотрудниками подразделений аппарата ФСБ России, - на управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму; надзор за исполнением законов при осуществлении ОРД в ФТС России, органах внутренних дел на транспорте и подразделениях собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте - на управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере и т.д. Подразделения Генпрокуратуры РФ в федеральных округах осуществляют надзор за исполнением законов в ОРД, проводимой уполномоченными органами в соответствующем федеральном округе. Главная военная прокуратура в пределах своей компетенции надзирает за исполнением законов сотрудниками оперативных подразделений ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны России. Генпрокуратура РФ и Главная военная прокуратура осуществляют также контроль за состоянием надзора в нижестоящих прокуратурах. Кроме того, Генпрокуратура РФ осуществляет непосредственно контроль за состоянием надзора в прокуратурах закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) г. Межгорье и комплекса "Байконур".
На прокуроров субъектов РФ возложены полномочия по надзору за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять ОРД. В зависимости от структуры аппарата таких прокуратур надзор осуществляют работники управлений по надзору за расследованием преступлений, отделов по надзору за следствием, дознанием и ОРД, отделов по надзору за расследованием особо важных дел и ОРД или (и) работниками других подразделений. В отдельных прокуратурах созданы самостоятельные отделы по надзору за исполнением законов в рассматриваемой сфере. В прокуратурах субъектов РФ осуществляется собственными силами надзор за исполнением законов в ОРД управлений уголовного розыска, оперативно-поисковых управлений, управлений по борьбе с экономическими преступлениями и других подразделений, наделенных правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в прокуратурах этого уровня осуществляется контроль за состоянием надзорной деятельности в подчиненных прокуратурах.
Уполномоченные прокуроры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры надзирают за исполнением законов в рассматриваемой сфере органами внутренних дел (по делам об экологических преступлениях, о преступлениях против интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершаемых на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершаемых по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов, совершаемых в бассейне реки Волги).
Прокуроры ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур" (на правах прокуроров субъектов РФ) осуществляют надзор за исполнением законов оперативными подразделениями федеральных органов исполнительной власти на территории соответствующих образований.
В городских и районных прокуратурах надзор осуществляет, как правило, лично прокурор либо уполномоченный прокурором субъекта РФ его заместитель или старший помощник (помощник). Как правило, работники таких прокуратур осуществляют надзор в территориальных органах внутренних дел, а в установленных случаях - в органах ФСБ России. Уполномоченные прокурор и приравненных к городским специализированных прокуратур осуществляют надзор за ОРД поднадзорных им субъектов. Речь, соответственно, идет о подразделениях органов исполнительной власти на объектах оборонно-промышленного комплекса и в ЗАТО, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, органов ФСИН России в учреждениях исполнения наказаний. Природоохранные прокуроры надзирают за исполнением законов органами внутренних дел (по делам об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершаемых на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершаемых по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов). Военные прокуроры проверяют законность выявления и раскрытия преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходившими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, пои неких формирований и органов, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими. Они также надзирают за деятельностью оперативных органов в связи с уголовными делами и материалами о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения - до их установления.
При организации надзора требуется: 1) в установленном порядке оформить надлежащим образом допуск уполномоченным прокурорам; 2) издать приказ, в котором определить прокуроров, уполномоченных осуществлять надзор за исполнением законов, и лиц, на которых возлагается ведение секретного делопроизводства; 3) в письменном виде проинформировать соответствующие оперативные органы об уполномоченных прокурорах и лицах, ведущих секретное делопроизводство; 4) распределить обязанности между уполномоченными прокурорами (когда в органе, подразделении их несколько); 5) обеспечить ведение делопроизводства, исключающего утечку информации; 6) обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в случаях утечки информации.
В соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в прокуратуре должна быть создана накопительная база информации. Для этого необходимо вести дела, включающие:
- переписку с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за исполнением законов в ОРД;
- переписку о состоянии надзора за исполнением законов в ОРД, справки о результатах проведенных прокурорами проверок в соответствующих органах;
- представления, протесты, постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях и переписку по ним;
- статистические отчеты о работе по надзору за исполнением законов в ОРД.
При ведении делопроизводства необходимо принимать меры, обеспечивающие неразглашение секретных сведений.