Надзор за соблюдением социальных прав человека и гражданина
6.3.1. Надзор за соблюдением трудовых прав граждан*(90)
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд, отвечающий требованиям безопасности, и оплату труда. Сфера труда регулируется нормами ТК, в соответствии со ст. 5 которого правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 7.2 приказа Генпрокурора РФ от 07.12.2007 N 195 прокурорам предписано акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции РФ трудовых прав граждан. При этом следует учитывать, что согласно ст. 353 ТК на Генпрокурора РФ и подчиненных ему прокуроров возложен надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, т.е. пределы этой деятельности в рассматриваемой сфере по кругу правовых актов, исполнение которых проверяется прокурорами, значительно шире, чем в Законе о прокуратуре.
Наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства являются: а) несоблюдение работодателем письменной формы трудового договора (ст. 67 ТК); б) включение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работников по сравнению с нормами трудового законодательства (ст. 57); в) отсутствие в договоре условий, подлежащих обязательному включению в трудовой договор (ст. 57); г) установление испытательного срока в случаях, когда это прямо запрещено законом, а также превышающего пределы, установленные ст. 70 ТК; д) перевод работника на другую постоянную работу без его письменного согласия (ст. 72); е) изменение условий трудового договора по инициативе работодателя без уведомления работника либо с нарушением двухмесячного срока (ст. 73).
Часто работодателями допускаются нарушения требований законодательства при расторжении трудового договора, а именно: а) расторжение трудового договора по инициативе работника до истечения двухнедельного срока (ст. 80 ТК); б) расторжение трудового договора по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности работника или в период его пребывания в отпуске (ст. 81); в) расторжение срочного трудового договора по инициативе работодателя без предупреждения работника в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения (ст. 79); г) нарушение работодателем порядка увольнения работников, являющихся членами профсоюзных органов (у соответствующего профсоюзного органа в нарушение ст. 82 ТК не запрашивается согласие на увольнение работника); д) нарушение порядка увольнения по сокращению штата или численности работников организации (работникам не предлагают вакантные должности, не выплачивают выходные пособия и т.п.).
Типичными нарушениями прав работников на соблюдение установленного законом режима труда и отдыха являются: а) отсутствие в организациях локальных нормативных актов, регулирующих распорядок рабочего времени и времени отдыха: правил внутреннего трудового распорядка, графиков сменности, графиков отпусков и иных (ст. 123, 190 ТК); б) нарушение периодичности предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставление отпуска меньшей продолжительности (ст. 114-117, 124, 125); в) предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью менее 28 календарных дней (ст. 115); г) замена неиспользованного работником отпуска денежной компенсацией, невыплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (ст. 126 и 127); д) отказ в предоставлении дополнительных отпусков для сдачи экзаменов (ст. 173); е) необоснованное привлечение работников к сверхурочным работам и к работам в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 99, 113); ж) отсутствие учета и превышение нормальной продолжительности рабочего времени (ст. 91, 94); з) замена ежегодных основных оплачиваемых отпусков, а также дополнительных отпусков, работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, денежной компенсацией (ст. 126).
К наиболее распространенным относятся нарушения прав граждан в рамках действия трудового распорядка и дисциплины труда, в том числе: а) отсутствие в организациях правил внутреннего трудового распорядка или принятие их без учета мнения представительного органа работников (ст. 89, 190 ТК); б) применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных законодательством (ст. 192): перевод на нижеоплачиваемую работу, штрафы, снижение размера заработной платы и т.п.; в) несоблюдение установленного порядка применения дисциплинарных взысканий; нарушение сроков давности привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 193).
Проверяя законность заключения трудовых договоров, прокурор выясняет: не требует ли администрация от поступающих на работу лиц документы, не предусмотренные законодательством; соблюдаются ли требования закона в части испытания при приеме на работу; сроки трудового договора и другие его условия; соответствует ли приказ о приеме на работу содержанию трудового договора, а запись в трудовой книжке - тексту приказа; объявляется ли приказ о приеме на работу под роспись; не нарушаются ли права работников при приеме на материально ответственную работу и в случаях, когда является обязательным предварительный медицинский осмотр; соблюдается ли особый порядок приема на работу сезонных и временных работников; нет ли фактов отказа в приеме на работу беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, а также лицам, освобожденным из мест лишения свободы, и некоторым другим категориям граждан по незаконным основаниям (ст. 56, 57, 64, 71, 213 ТК).
При проверке законности наложения дисциплинарных взысканий устанавливается: а) соблюдаются ли порядок и сроки наложения взыскания; б) правомочным ли должностным лицом наложено взыскание и соответствует ли оно тяжести проступка; в) не применялись ли взыскания, не предусмотренные законом; г) не налагались ли за одно нарушение два и более взысканий; д) во всех ли случаях объявляются виновным приказы о наложении взысканий (ст. 192, 193 ТК). Выявляются нарушения законов по указанным выше вопросам путем ознакомления в отделе кадров предприятия, учреждения или организации с заявлениями работников, приказами и распоряжениями администрации; изучения записей в трудовых книжках, личных карточках и личных делах работников, больничных листков и медицинских заключений, протоколов заседаний соответствующего выборного профсоюзного органа, собраний трудового коллектива, материалов о нарушениях трудовой дисциплины.
При проверке законности изменения и прекращения трудовых договоров прокурор выясняет: а) имелись ли законные основания для увольнения работников или их перевода на другую работу; б) не расторгались ли трудовые договоры по инициативе администрации без законных к тому оснований или с нарушением установленного порядка; в) соблюдались ли дополнительные гарантии при увольнении выборных профсоюзных работников; г) отвечают ли записи о причинах увольнения работников требованиям закона; д) своевременно ли производится расчет при увольнении и выдаются ли трудовые книжки (ст. 66, 72-84, 140, 374-376 ТК).
Надзор за исполнением законов о трудовой занятости населения - одна из важнейших гарантий обеспечения конституционного права граждан на труд. Отношения в этой сфере регулируют Конституция РФ (ст. 37); ТК, Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости).
Наиболее характерными нарушениями являются: а) нарушения законодательства о трудовой занятости со стороны работодателей, которые принимают на работу безработных без трудовых книжек либо с трудовой книжкой, но без внесения в нее записи о приеме на работу, а также нарушают установленный законом порядок высвобождения работников предприятий, организаций, учреждений в связи с их ликвидацией и осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников; б) нарушения законодательства среди безработных: получение пособия обманным путем лицами, скрывающими, что они работают; предоставление в центры занятости справок о заработной плате с предыдущих мест работы с завышенными показателями.
При проверке исполнения законов о трудовой занятости на предприятиях прокурор выясняет следующие вопросы: а) соблюдаются ли на предприятиях (в учреждениях и организациях) установленные гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора (ст. 178-181 ТК, ст. 12, 13 Закона о занятости); б) не было ли фактов необоснованного отказа в приеме на работу беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, а также несовершеннолетним лицам (ст. 63, 64 ТК); в) участвуют ли работодатели в обеспечении занятости населения (ст. 25, 26 Закона о занятости).
В центрах занятости населения проверяется: а) разработаны ли целевые программы содействия занятости населения и запрашивается ли ежемесячно у работодателей информация о намечаемых структурных изменениях и возможном высвобождении работников, а также необходимая информация о наличии вакантных рабочих мест и информация для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации занятости инвалидов; б) соблюдается ли порядок определения размеров пособия по безработице. Прокурор изучает подлинные документы и определяет законность и обоснованность принятых решений о присвоении гражданам статуса безработных либо об отказе в таковом, при этом он смотрит, надлежаще ли оформлены следующие документы: решение службы занятости о признании гражданина безработным, представление (форма N 3) о выдаче безработному пособия; решение службы занятости и приказ о выплате пособия; уведомление о принятом решении в банк и вышестоящую службу занятости.
В целях обеспечения полноты проверки прокурор изучает поступившие главам администраций, в органы образования, в учреждения социальной защиты населения жалобы и заявления граждан на действия должностных лиц, связанные с невыполнением требований Закона, и оценивает законность принятых по ним решений.
В ходе проверки прокурор также обращает внимание на следующие вопросы: а) как территориальные службы формируют систему профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, координируют деятельность районных, межрайонных центров занятости, оказывают им необходимую организационно-методическую и финансовую помощь; б) заключаются ли договоры с учебными заведениями и предприятиями на обучение граждан; в) созданы ли временные учебные пункты, школы, учебно-производственные мастерские и участки, рабочие места, сориентированные прежде всего на социально незащищенных граждан.
Необходимую для прокурора информацию о численности, заработной плате и движении работников (форма N П-4), о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (форма 1-Т (условия труда) можно получить в территориальных органах Росстата (приказ Росстата от 26.08.2009 N 184 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников").
После окончания проверки прокурор принимает меры реагирования. Если выявленные нарушения закона связаны с применением незаконных правовых актов министерствами и федеральными службами, прокурор регионального уровня обязан информировать об этом Генпрокуратуру РФ.
Надзор за соблюдением прав граждан на оплату труда является особо приоритетным. К числу типичных нарушений трудовых прав работников относятся: а) невыплата выходного пособия в установленных законодательством случаях (ст. 178 ТК); б) невыплата пособий по временной нетрудоспособности (нарушение требований ст. 183); в) отказ в возмещении расходов, связанных со служебными командировками, либо их неполное возмещение (ст. 168); г) отказ в сохранении за работником среднего заработка при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу, в том числе в результате трудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, связанного с работой (ст. 182).
Характерные нарушения прав граждан на своевременную и справедливую оплату труда во многих случаях тесно переплетаются с нарушениями в других сферах, регулируемых трудовым законодательством (коллективные договоры, трудовые договоры, время труда и отдыха и т.п.). Из них следует выделить наиболее грубые и встречающиеся чаще остальных: а) установление заработной платы менее МРОТ (ст. 133 ТК); б) нарушение сроков выплаты начисленной заработной платы (ст. 136); в) выплата заработной платы реже двух раз в месяц (ст. 136); г) выплата более 20% месячной заработной платы в неденежной форме (бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот) (ст. 131); невыплата работодателем компенсации за несвоевременную выплату заработной платы (ст. 236).
При проверке своевременности выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях прокурором выясняется: а) не отвлекаются ли руководителями предприятий и организаций денежные средства на цели, не связанные с производством; б) не было ли фактов, когда при наличии значительной задолженности по заработной плате предназначенные для этого денежные средства направлялись на погашение кредитов, выдачу беспроцентных или льготных ссуд, приобретение не используемой в производстве импортной техники, личные нужды руководителей и т.д.; в) по бухгалтерским документам (ведомости на заработную плату, лицевые счета) устанавливаются сроки производства расчетов с уволенными, а по записям в книге учета - даты выдачи им трудовых книжек.
При проверке соблюдения законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями прокурор устанавливает: а) не привлекаются ли женщины к выполнению тяжелых работ и работ с вредными условиями труда; б) соблюдаются ли гарантированные законом права об ограничении труда женщин на работах в ночное время и сверхурочных работах, о направлении их в командировку, о переводе на более легкую работу, об отпусках по беременности и родам; в) не нарушаются ли гарантии при приеме на работу, о запрещении увольнения беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет либо являющихся одинокими матерями, воспитывающими детей до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. В процессе проверки прокурор знакомится с приказами администрации о приеме женщин на работу и сопоставляет их со списками работ, где не допускается их труд. По табельному учету устанавливаются, в каких сменах заняты беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.
Проверка исполнения законов о труде несовершеннолетних заключается прежде всего в выяснении: а) соблюдения порядка приема на работу (достижение возраста, согласование с выборным органом, медицинский осмотр); б) соблюдения требования о сокращенной продолжительности рабочего времени; в) соблюдения требований о запрещении труда на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями; г) соблюдения положений о предоставлении гарантий и компенсаций работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. С этой целью перед началом проверки из отдела кадров предприятия истребуется список работающих подростков с указанием даты и года рождения, даты приема на работу, места работы, профессии и специальности. При сопоставлении дат рождения и приема на работу устанавливается, соблюдены ли требования относительно возраста, с которого допускается прием на работу (ст. 63 ТК). Указанный список сличается со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет.
Осуществляя надзор за исполнением законов в сфере охраны труда, прокуроры руководствуются п. 1 указания Генпрокурора РФ от 06.07.2000 N 107/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях всех форм собственности", обязывающего "обеспечить своевременную и тщательную проверку каждого случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности".
В рассматриваемой сфере типичны следующие нарушения: а) несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда (ст. 211 ТК); б) отсутствие службы охраны труда в организациях с численностью работников более 50 человек, осуществляющих производственную деятельность; а в организациях с меньшей численностью работников - отсутствие должности специалиста по охране труда умеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217); в) отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; эксплуатация технологического оборудования с истекшими нормативными сроками службы, не имеющего заключений экспертизы промышленной безопасности о возможности его дальнейшей эксплуатации (ст. 215); г) допуск работников к осуществлению работ без обучения и стажировки на рабочих местах (ст. 225); д) ненадлежащее обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, молоком, лечебно-профилактическим питанием, санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием (ст. 221-223); е) недостаточное финансирование мероприятий по улучшению условий труда (ст. 226); ж) сокрытие несчастных случаев на производстве (ст. 227, 228); з) нарушение сроков и порядка направления извещений о несчастных случаях на производстве в уполномоченные органы, занимающиеся расследованием и анализом причин, приведших к травмам на производстве (ст. 228.1); и) нарушение порядка расследования несчастного случая и оформления соответствующих материалов (ст. 229.2 и 230); к) намеренное искажение как работодателями, так и работниками обстоятельств несчастного случая с целью ухода от ответственности; л) необоснованное увеличение степени вины пострадавшего в происшествии либо полное возложение вины на него; м) применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, запрещенных работах, а также на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 253); н) несоблюдение требования о снижении норм выработки и обслуживания беременным женщинам по их заявлениям, отказ в переводе на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов с сохранением среднего заработка (ст. 254); о) увольнение беременных женщин по инициативе работодателя по мотиву их беременности (ст. 261); и) отказ в предоставлении отпуска по беременности и родам, невыплата пособия по государственному социальному страхованию в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 255, 256); р) направление женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, детей-инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без письменного согласия и медицинских противопоказаний (ст. 259); с) отказ в представлении перед отпуском по беременности и родам, а также непосредственно после его завершения, либо по окончании отпуска по уходу за ребенком ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 260); т) непроведение предварительных и периодических медицинских осмотров работающих женщин (ст. 213); у) освобождение беременных женщин от работы для прохождения медицинского обследования без сохранения заработной платы; ф) отсутствие в организациях необходимых работающим женщинам санитарно-бытовых помещений - душевых, умывальных комнат, гардеробных, комнат отдыха и приема пищи, комнат личной гигиены и т.д. (ст. 223).
Кроме этого, в процессе проверки в сфере охраны труда прокурор выясняет: а) выполняются ли работодателем требования ст. 212 ТК, обязывающие работодателя обеспечить безопасные условия труда; б) не было ли сокращено финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 226); в) не привлекаются ли лица в возрасте до 18 лет для работ, на которых запрещен их труд (ст. 265); г) не устарели ли основные производственные фонды, не использовались ли устаревшие технологии и травмоопасное оборудование; д) на должном ли уровне проводилась работодателями профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; е) не была ли низкой трудовая и производственная дисциплина.
При проверке прокурор обращает внимание также на следующие вопросы:
- разработаны ли на предприятии меры, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, включены ли конкретные вопросы охраны труда в коллективный договор; как осуществляется контроль за их реализацией; какие меры и по чьей вине не приняты;
- соблюдаются ли работодателями нормативные требования, направленные на предотвращение несчастных случаев на производстве, в том числе своевременность проведения инструктажей по вопросам техники безопасности, производственной санитарии и других правил; обеспечиваются ли соответствующие категории работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты; производятся ли в необходимых случаях обязательные предварительные и периодические осмотры работников;
- используются ли по прямому назначению средства и материалы, выделенные для проведения мероприятий по охране труда (не было ли случаев расходования этих средств на другие цели);
- выполняются ли работодателями требования по устранению запыленности и загазованности производственных помещений, шума и вибрации, по предупреждению заболеваний на производстве;
- действуют ли на предприятиях правила и инструкции по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии, по гигиене труда и противопожарной безопасности;
- каково состояние производственного травматизма на предприятии, его уровень и динамика; расследовались ли работодателем причины несчастных случаев, какие меры приняты по их устранению.
Анализируя состояние производственного травматизма, прокурор изучает: а) годовые статистические отчеты о производственном травматизме (форма N 7) "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях", введенные приказом Росстата от 02.07.2008 N 153; б) отчеты предприятий и приложения к отчетам, содержащие анализ причин несчастных случаев на производстве; в) материалы проверок государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда; г) предписания соответствующих государственных контрольных (надзорных) органов об устранении допущенных нарушений и недостатков, а также документы работодателя об их исполнении.
На выявленные нарушения закона прокурор реагирует, используя предоставленные ему законом полномочия.
6.3.2. Надзор за соблюдением прав граждан на медицинскую помощь и исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта "Здоровье"*(91)
Конституцией РФ в ч. 1 ст. 41 закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и иных поступлений. В данной сфере ключевым законодательным актом являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы). Под медицинской помощью в Основах понимается комплекс мероприятий, включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, лекарственное обеспечение, направленное на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения. Государство уделяет внимание иммунопрофилактике инфекционных болезней. Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней. Особой защитой пользуются граждане, подвергшиеся воздействию радиации во время Чернобыльской катастрофы. В Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" закреплена гарантия возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ст. 6.2 которого определен набор конкретных социальных услуг указанным категориям граждан. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством (ст. 13). В свою очередь, Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов медицинской деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 12 этого Закона. Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что страховые взносы - это обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
Наряду с вышеуказанными, отдельные виды оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрены Законами РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека", от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Федеральными законами от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и др.
Относительно прав граждан на медицинскую помощь следует отметить, что конституционная норма (ч. 1 ст. 41) конкретизирована положениями ст. 20 Основ, где установлен гарантированный объем оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, обеспечиваемый в соответствии с Программой государственных гарантий, которая ежегодно пересматривается и утверждается Правительством РФ и является основным механизмом реализации права граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Органы государственной власти субъектов РФ на ее основе разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
В разд. II Основ закреплены полномочия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан. Важные положения содержатся также в ст. 12-14 Основ, где перечислены государственные органы, относящиеся к той или иной системе здравоохранения.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321, Минздравсоцразвития России осуществляет функции о выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств. Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323, Росздравнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе па надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Наиболее типичными нарушениями в рассматриваемой сфере являются: а) несоблюдение учреждениями здравоохранения требований ст. 20 Основ, предусматривающей права граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь; б) нарушения органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, допускаемые при издании нормативных правовых актов, относящихся к сфере здравоохранения; в) нецелевое использование бюджетных средств, выделенных лечебно-профилактическим учреждениям в рамках реализации национального проекта "Здоровье", а также средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Предметом надзора выступает соблюдение установленных Конституцией РФ и законами прав граждан на медицинскую помощь субъектами, ответственными за ее оказание.
При проведении проверки исполнения законов при реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" прокурорами изучается: а) целевое и рациональное использование учреждениями здравоохранения бюджетных и внебюджетных средств, выделенных в рамках реализации Проекта; б) соблюдение прав медицинских работников, в том числе на увеличение заработной платы, своевременное и в полном объеме получение ежемесячных выплат за оказание дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания; в) проведение дополнительной иммунизации населения в рамках национального календаря прививок; г) обеспечение массового обследования новорожденных детей с целью выявления наследственных заболеваний; д) соблюдение условий осуществления денежных выплат медицинскому персоналу по "родовым сертификатам"; е) проведение дополнительной диспансеризации работающего населения; ж) укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи и скорой медицинской помощи; з) обеспечение медицинских учреждений высокотехнологичным медицинским оборудованием; и) соблюдение федерального законодательства органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами учреждений здравоохранения при издании нормативных правовых актов по реализации Проекта; к) не было ли фактов незаконного сужения или расширения перечня медицинских работников, имеющих право на получение дополнительного вознаграждения; л) не было ли нарушений прав женщин на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи при беременности и родах; м) не было ли нарушений установленного порядка осуществления денежных выплат медицинскому персоналу по родовым сертификатам; н) имели ли место случаи нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных в рамках Проекта; о) не нарушается ли законодательство при проведении дополнительной иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок (невыполнение мероприятий по иммунизации либо несвоевременность их проведения); и) не было ли случаев присвоения и хищения денежных средств, выделенных медицинским учреждениям в рамках реализации Проекта; р) не допускаются ли нарушения, связанные с осуществлением поставок медицинского оборудования для укрепления материально-технической базы диагностической службы первичной и скорой медицинской помощи; с) функционирует ли диагностическое оборудование, поставленное по государственному контракту (приняты ли меры по подготовке помещения, имеют ли учреждения соответствующие лицензии на определенные виды диагностической деятельности); т) не было ли фактов поставок учреждениям здравоохранения неисправных и неукомплектованных в соответствии с государственными контрактами автомобилей скорой медицинской помощи; у) не было ли случаев нарушения ТК в части совмещения медицинскими специалистами работ в нескольких лечебных учреждениях одновременно, следствием чего может быть оказание пациентам некачественной медицинской помощи.
При проведении проверок исполнения законодательства при реализации Проекта информацию о возможных правонарушениях можно почерпнуть из следующих статистических форм: 1) Сведения о параметрах реализации приоритетного национального проекта (форма 1-ПФ), которые формируются федеральными органами исполнительной власти; 2) Сведения о параметрах реализации Проекта в субъектах РФ (форма 1-ПС); 3) Сведения о выполнении сетевого графика реализации Проекта в субъекте РФ (формы 2-СГ, 3-СГ); 4) Отчет о реализации мероприятий, предусмотренных актами и поручениями Совета при Президенте РФ по реализации Проекта и межведомственных рабочих групп при Совете (форма 4-Н).
Основными источниками информации о правах граждан на медицинскую помощь являются: а) жалобы, заявления, обращения граждан в прокуратуру, материалы проведенных прокурорами плановых и внеплановых проверок; б) статистические отчеты, относящиеся к сфере здравоохранения, поступающие в определенные сроки в органы Росстата; в) правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; г) материалы проверок, проведенных контролирующими органами в государственных, муниципальных и частных медицинских учреждениях и других лечебно-профилактических учреждениях; д) материалы уголовных, гражданских и административных дел по вопросам сферы здравоохранения; е) данные и материалы о допущенных правонарушениях, имеющиеся в районных (городских) администрациях и органах местного самоуправления; ж) сообщения в СМИ; з) иные источники информации о нарушениях прав граждан на медицинское обслуживание.
Федеральные органы государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения и их территориальные структурные подразделения в субъектах РФ располагают следующей информацией о нарушениях законодательства в сфере реализации прав граждан на медицинскую помощь: а) о характере принятых правовых мер к продавцам и изготовителям лекарственных средств в связи с допущенными ими нарушениями закона; б) о наложенных штрафах на должностных лиц, виновных в несоблюдении стандартов качества медицинской помощи; в) об обращениях в суд с исками и заявлениями в связи с причинением вреда здоровью гражданам-пациентам некачественным лечением либо незаконным взиманием (вымогательством) денежных средств у граждан в связи с оказанием медицинской помощи и о взыскании с виновных лиц сумм штрафов при уклонении от их уплаты в установленный срок; г) о направленных в следственные органы материалах для решения вопроса о