Надзор за исполнением законодательства о таможенных процедурах, соблюдении запретов и ограничений при ведении внешнеэкономической деятельности
ТК ТС установил следующие виды процедур: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура. Отдельные таможенные процедуры, а именно: свободная таможенная зона и свободный склад, устанавливаются международными договорами государств - участников ТС. Есть так называемые специальные таможенные процедуры - устанавливаются законодательством государств - участников ТС в отношении категории товаров, определенных решением Комиссии ТС.
Выбор и изменение таможенной процедуры осуществляется участником ВЭД по своему усмотрению (ст. 203 ТК ТС). Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру, ответственность за их несоблюдение возлагается на декларанта (ст. 204, 205 ТК ТС). Контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС, производится таможенными органами того государства - участника ТС, на территории которого товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой (п. 1 ст. 206). При изъятии товаров, помещенных под таможенную процедуру (наложении ареста на них, конфискации), действие процедуры в отношении их приостанавливается. Конфискованные или обращенные в собственность государства иностранные товары приобретают статус товаров ТС.
Если привлечение участника ВЭД к административной или уголовной ответственности связано с несоблюдением им таможенной процедуры, влекущим невозможность дальнейшего применения процедуры, ее действие завершается.
Следует отметить, что правовое регулирование таможенных процедур осуществляется с существенными изъятиями. Они касаются прежде всего экспорта, а значит, и всех экспортных процедур. Экспорт урегулирован не ТК ТС, а Соглашением от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", при подготовке которого выявились принципиальные разногласия участников ТС в подходах к экспортной политике.
Правила для перемещения товаров физическими лицами установлены Соглашением от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования". Таможенные органы обязаны проверять, действительно ли товары перемещаются не с коммерческой целью, при этом учитывается их предназначение, частота пересечения гражданами таможенной границы ТС и другие факторы.
Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий: меры нетарифного регулирования; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов; особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами; меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения; меры технического регулирования; санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования (ст. 4 ТК ТС). Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено законодательством (ст. 152 ТК ТС). Рассматриваемые вопросы регламентируются соглашениями: от 09.06.2009 о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (утвердило инструкции об оформлении заявления о выдаче лицензии, проекта разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров); от 11.12.2009 об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза; о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия; по санитарным мерам; по ветеринарно-санитарным мерам; постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, утвердившим Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Если возникают обоснованные сомнения в достоверности представленных сведений о товарах или такие сведения не подтверждены документально, должностные лица таможенных органов обязаны провести дополнительную проверку, в частности проверить наличие протокола испытаний, аккредитации испытательных лабораторий, проводивших испытание, договора о выполнении функций иностранного изготовителя и другие сведения, необходимые для подтверждения представленных сведений*(39).
Если при ввозе на таможенную территорию ТС или вывозе с этой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, они должны быть немедленно вывезены (п. 2, 3 ст. 152 ТК ТС). В случае невозможности или неосуществления вывоза таможенные органы задерживают товары (гл. 21 ТК ТС).
Типичные нарушения законодательства: декларирование неналогоемких процедур вместо других, например вместо выпуска в свободное обращение товарной партии; перемещение физическими лицами товаров для личных целей; невыполнение декларантом обязанности подтвердить соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; несоблюдение установленных запретов и ограничений; представление недействительных документов.
Прокурором проверяется: соблюдаются ли требования к таможенным процедурам, установленные запреты и ограничения при перемещении товаров; проверяют ли таможенные органы действительность представленных документов; привлекают ли виновных лиц к ответственности за несоблюдение условий процедур, запретов и ограничений; задерживается ли товар, перемещаемый с нарушением запретов и ограничений.