Надзор за исполнением законодательства о таможенном контроле
Помимо вышеуказанного законодательства, таможенный контроль регламентируется, в частности, решениями комиссии ТС: от 20.05.2010 N 260 "О формах таможенных документов" и N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных) коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации", Соглашениями о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов ТС; о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС; постановлением Правительства РФ от 14.10.2003 N 624 "О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы" (в соответствии с постановлением изданы приказы ФТС России о создании этих зон на том или ином участке границы, в частности, приказ от 08.04.2010 N 717 "О создании на территории Челябинской области зоны таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан" и т.д.) и др.
По существу, подавляющее большинство статей ТК ТС, Закона о таможенном регулировании, Таможенного кодекса имеют отношение к таможенному контролю, в частности нормы о таможенной стоимости, таможенных платежах, порядке их исчисления и уплаты и др. Вместе с тем имеются и специальные разделы, называемые "Таможенный контроль". В ТК ТС это раздел 3, который определяет таможенный контроль как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС. Таможенные органы ограничиваются только теми формами контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС. На этом принципе основана система управления рисками. Таможенный контроль проводится в отношении: товаров и транспортных средств; таможенной декларации, документов и сведений о товарах; деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур; лиц, пересекающих таможенную границу.
При ввозе на таможенную территорию ТС с момента пересечения таможенной границы товары находятся под таможенным контролем до помещения их под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потреблении и совершения других действий, предусмотренных ст. 96 ТК ТС. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, а таможенный орган вправе запрашивать эти документы и сведения (устанавливается достаточный срок их представления). Таможенные органы уполномочены получать от банков документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам. В целях контроля документы могут быть запрошены и после выпуска товаров (ст. 98 ТК ТС). Порядок постконтроля (он весьма эффективен) регламентирован гл. 16, 19 ТК ТС. Установлены максимальные сроки, в течение которых он возможен (ст. 99 ТК ТС). При осуществлении таможенного контроля возможно использование помощи специалиста, экспертов; недопустимо причинение неправомерного вреда. Установлены случаи освобождения от применения определенных форм таможенного контроля (ст. 105 ТК ТС).
Таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих ВЭД: об учредителях, государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя и др. (ст. 106 ТК ТС). При проведении таможенного контроля используются технические средства (ст. 107). Товар, транспортные средства, помещения, где находятся товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами путем наложения пломб, печатей, иными способами (ст. 109).
Формами контроля являются: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка. ТК ТС регламентирует использование каждой формы контроля. Так, Кодекс определил круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, ее вопросы, методы (сопоставление сведений), формы (камеральная и выездная), порядок проведения (гл. 19 ТК ТС).
Типичными нарушениями, допускаемыми в ходе таможенного контроля, в том числе при применении отдельных его форм, являются: неиспользование имеющихся контрольных полномочий, в частности по затребованию необходимой информации, и, наоборот, затребование информации, представление которой не предусмотрено; нарушения законодательства, регламентирующего зоны таможенного контроля, невыполнение требований системы управления рисками (например, система требует проведения досмотра, однако он не проводится или составляются фиктивные документы о досмотре) и др.
Прокурор при проверке исполнения законодательства о таможенном контроле выясняет следующие вопросы: осуществляется ли таможенный контроль уполномоченными лицами; соблюдаются ли требования, предъявляемые к зонам таможенного контроля, представляются ли необходимые для контроля документы, нет ли случаев затребования документов, которые не предусмотрены законодательством; соблюдаются ли требования к постконтролю, к системе управления рисками (производится ли формирование информационной базы данных системы; анализ и оценка рисков, определение профилей и индикаторов риска, оценка возможного ущерба в случае возникновения рисков; разработка и реализация практических мер по управлению рисками и др.), применению отдельных форм контроля, особенно к личному таможенному досмотру, таможенному досмотру, таможенным проверкам - камеральным и выездным; нет ли случаев причинения неправомерного вреда при проведении контроля; возмещены ли причиненные контролем убытки участников ВЭД; соблюдаются ли порядок освобождения от применения определенных форм контроля; выполняются ли требования к сбору информации о лицах, идентификации, таможенной экспертизе, задержанию товаров и документов на них, реализации товаров и распоряжению суммами, вырученными от реализации.