Типичные нарушения экологического законодательства
Все нарушения экологического законодательства разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую или административную ответственность, а преступления - уголовную. Экологическое правонарушение можно определить как виновное, наказуемое, запрещенное законом деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию ее ресурсов, обеспечению экологической безопасности государства и членов его общества. Экологическое преступление - общественно опасное, виновное, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию ее ресурсов, обеспечению экологической безопасности государства и населения.
Предмет экологических преступлений - окружающая среда в целом и отдельные природные ресурсы (земля, недра, атмосфера, внутренние воды и воды открытого моря, животные, растительность), а также достопримечательные объекты живой и неживой природы: природные ландшафты, урочища, ущелья, скалы, деревья, водоемы и др. По характеру экологические преступления можно разделить на связанные с незаконным использованием (захватом) природных ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260 УК) и связанные с негативным воздействием на окружающую среду, ухудшением ее качества (ст. 246-249, 251, 252, 254, 255, 257, 259, 261, 262 УК).
Ответственность за административные правонарушения предусмотрена нормами гл. 7 и 8 КоАП и специальных законов субъектов РФ, устанавливающих такую ответственность.
Разнообразие экологических правонарушений требует их типологизации. Практически наиболее значимая из них - по субъектам нарушений:
1) нарушения, допускаемые органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: а) издание правовых актов, регулирующих общественные отношения в экологической сфере, которые противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу; б) бездействие, когда указанные органы попреки требованиям законодательства не издают соответствующие правовые акты, что затрудняет либо делает невозможным регулирование отдельных видов общественных отношений; в) превышение полномочий при осуществлении распорядительной и разрешительной деятельности (в частности, при выделении земельных участков) и др.;
2) нарушения, допускаемые специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными структурами: а) ненадлежащее исполнение предоставленных им законодательством полномочий, проявляющееся в пассивности, нежелании обострять отношения с правонарушителями; б) несоблюдение требований процессуального характера при применении мер административного воздействия, выражающееся в нарушении сроков привлечения к ответственности, в применении санкций от имени ненадлежащего должностного лица или органа, в неисполнении других обязательных процедур, предусмотренных административным законодательством; в) сокрытие от правоохранительных органов фактов уголовно наказуемых деяний путем применения мер административно-правового характера; г) незаконная выдача согласований и разрешений разного рода субъектам на осуществление той или иной деятельности при наличии установленных законодательством экологических или санитарных запретов и др.;
3) нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами: а) несоблюдение в процессе повседневной деятельности экологических и санитарных требований, установленных законодательством. Среди подобного рода нарушений можно выделить: захламление территорий; превышение предельно допустимых норм выбросов и сбросов загрязняющих веществ, иных видов негативного воздействия на окружающую среду; невыполнение природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду; б) осуществление деятельности, связанной с природопользованием или охраной окружающей среды, без соответствующего разрешения (незаконная добыча полезных ископаемых, несанкционированное размещение отходов и пр.); в) реализация мероприятий, способных отрицательно повлиять на состояние окружающей среды, при отсутствии обязательного заключения государственной экологической экспертизы либо при наличии ее отрицательного заключения и др.