Согласования рабочей программы
Рабочая программа составлена заведующим кафедрой уголовного права и процесса Дубоносовым Е.С. и обсуждена на заседании кафедры уголовного права и процесса Института права и управления
протокол №3 от «2» октября 2014г.
Зав. кафедройЕ.С.Дубоносов
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой ______________________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ______________________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ______________________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий отделом комплектования научной библиотеки ФГБОУ ВПО ТулГУ
__________ _____________ ______
личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа зарегистрирована под учетным номером на правах учебно-методического электронного издания.
Инженер УМУ __________ О.И. Зайцев ______
личная подпись дата
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………………… Ошибка! Закладка не определена.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………………… Ошибка! Закладка не определена.
3. Перечегт планируемых результатов обучения по дисциплине .....................................
«История и методология юридической науки»…………………………………… Ошибка! Закладка не определена.
4. Содержание и структура учебной дисциплины (модуля)……………………… 6
4.1 Содержание разделов дисциплины (молуля)………………………………… 6
4.2 Расчет часов по семестрам и видам занятий………………………………………… 7
4.3 Темы, выносимые на лекции…………………………………………………. 7
4.4 Лабораторные работы…………………………………………………………. 8
4.5 Практические занятия (семинары)…………………………………………… 8
4.6 Самостоятельная работа ………………………………………………………………..8
5. Образовательные технологии………………………………………………...................8
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
6.Материально техническое обеспечение дисциплины (модуля)……………………….9
6.1Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий………....9
6.2 Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся………..9
6.3 Требования к специализированному оборудованию……………………………........9
6.4 Требования к программному обеспечению учебного процесса…………………… 9
7. Порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок….. 9
7.1 Шкала академических оценок освоения дисциплины (модуля)…………………….10
7.2 Система оценки достижений обучающего по дисциплине (модулю)………………10
7.3 Система оценки компетенций или их элементов, сформированных у обучающихся в ходе освоения дисциплины (модуля)….………………………………………………………10
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации………………………………………………………………………………………………..11
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля). …………………… 12
9.1 Основная литература……………………………………………………………..……12
9.2 Дополнительная литература………………………………………………………..…12
9.3 Периодические издания…………………………………………………………….…12
9.4 Интернет-ресурсы…………………………………………………………………….132
9.5 Методические указания к лабораторным занятиям…………………………………132
9.6 Методические указания к практическим занятиям…………………………………142
1 Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История и методология юридической науки» являются:
1) обеспечение комплексной и качественной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания;
2) формирование профессиональных компетенций;
3) обеспечение формирования у студентов системы знаний по вопросам, относящимся к истории и методологии юридической науки;
4) повышение правовой культуры студентов, предоставление возможности использовать приобретенные знания в своей дальнейшей работе, а также логически грамотно выражать и обосновывать в правовом отношении свою точку зрения;
5) привитие умения принимать правильные и обоснованные в правовом отношении решения по проблемам, возникающим по юридической специальности, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями, формирование гражданского правосознания и поведения в условиях демократического общества.
Задачами освоения дисциплины «История и методология юридической науки» являются:
- выработка у студентов умение анализировать теоретический материал;
- преподавание студентам практических навыков решения самых разнообразных конкретных юридических задач;
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «История и методология юридической науки» относится к базовой части профессионального учебного цикла – Б.03.
Требования к «входным» знаниям для дисциплины «История и методология юридической науки», являются знания, полученные в ходе освоения дисциплины «История политических и правовых учений».
Дисциплина «История и методология юридической науки» логически и содержательно-методически связана с научно-исследовательской работой.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и методология юридической науки»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
- компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
б) профессиональных (ПК):
- способность разрабатывать нормативно-правовые акты (ПК-1);
- способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-3);
- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
2. юридические типы научного познания (ОК-1);
3. юридическое познание как деятельность (ОК-2);
4. понятие и принципы методологии юридической науки (ОК-3);
5. методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания (ОК-3);
6. различные стили и образы юридического познания (ОК-4);
7. современные представления о научном познании (ОК-5).
Уметь:
1. добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
2. применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права (ОК-3);
3. использовать правовые идеи в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы (ОК-3);
4. свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
5. квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
6. выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
7. осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
8. выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
9. принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
10. воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
11. управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
12. эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Иметь навыки:
1. добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, соблюдения принципов этики юриста (ОК-2);
2. совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
3. компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
4. разработки нормативно-правовых актов (ПК-1);
5. выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-3);
6. квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
7. проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
8. квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
9. преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
10. владения методикой самостоятельного изучения и анализа юридической науки (ПК-13);
11. организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).
Содержание и структура модуля
Содержание разделов модуля
Тема 1. Сущность права.
1.1. Право как формальное равенство и свобода.
1.2. Право как справедливость.
1.3. История становления правовых идей.
Тема 2. Понятие права.
2.1. Типология правопонимания.
2.2. Понятие права: многообразие определений и единство понятия
Тема 3. Общая теория права как общественная наука.
3.1. Проблема определения понятия права
3.2. Отличие общественных наук от естественных
3.3. Понятие предмета общей теории права и её историческое становление.
Тема 4. Социология права – онтологическое направление общей теории права.
4.1. Социология права как направление общей теории права
4.2. Взаимосвязь социологии права с другими науками. Взаимосвязь общей социологии с общей теорией права
4.3. Предмет социологии права
Тема 5. Философия права – гносеологическое направление общей теории права.
5.1. Проблемы философии права
5.2 Предмет философии права
Тема 6. Общая теория права в системе социальных и юридических наук.
6.1. Теория права в системе социальных и юридических наук
6.2. Роль философии права в развитии и совершенствовании отраслевых юридических наук.
Тема 7. Правовая аксиология.
7.1. Общая характеристика
7.2. Естественноправовая аксиология
7.3. Либертарно-юридическая аксиология
Тема 8. Юридическая концепция общего блага.
8.1. Общее благо как категория права
8.2. Проблема общего блага в постсоциалистической России.
8.3. Историческое развитие правовых идей в условиях построения правового государства.
Тема 9. Право в системе социальных норм.
9.1. Специфика различных видов социальных норм
9.2. Взаимодействие права с другими социальными нормами
Тема 10. Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина.
10.1. Правовое государство: история идей и современность
10.2. Права и свободы человека и гражданина
Тема 11. История политических и правовых учений как научная дисциплина.
11.1. Предмет истории политических и правовых учений.
11.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии.
11.3. Критерии оценки политико-правовых доктрин.
11.4. Периодизация истории политических и правовых учений.
11.5. Методологические проблемы изучаемого курса.
Тема 12. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
12.1. Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков. Даосизм
12.2. Конфуцианство
12.3. Моизм
12.4. Легизм
Тема 13. Политическая и правовая мысль в Древней Греции.
13.1 Политико-правовые учения в Древней Греции в IX-VI вв. до н.э.
13.2 Политико-правовые учения в Древней Греции вV- 1-ая половине IV в. до н.э.
13.3 Политико-правовые учения в Древней Греции во 2-ой половине IV – II в. до н.э.
Тема 14. Политические и правовые учения в Древнем Риме.
14.1 Учение Цицерона о государстве и праве.
14.2. Римские стоики.
14.3. Римские юристы.
14.4. Политико-правовые идеи первоначального христианства. Зарождение теократических доктрин.
Тема 15. Политико-правовые учения в Киевской Руси и Московском государстве.
15.1 Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси.
15.2. Политико-правовые воззрения Иллариона, Владимира Мономаха и Даниила Заточника.
15.3. Политико-правовая мысль Московского государства.
Тема 16. Политические и правовые учения эпохи Возрождения, Реформации и ранних антифеодальных революций.
16.1. Политические и правовые учения Нового времени. Н. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Ж. Боден.
16.2. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних антифиодальных революций (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк).
Тема 17. Основные черты политико-правовых учений ХVII – XVIII вв. (Германия, Италия, Франция, США).
17.1. Теория естественного права.
17.2. Правовая теория Ч. Беккариа.
17.3. Политико-правовые учения во Франции (Ш.Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо).Теория разделения властей.
17.4. Политико-правовые учения в США (Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон).
Тема 18. Политические и правовые учения в Германии кон. XVIII – нач. XIX в.в. (И.Кант, Г.В.Ф Гегель).
18.1. Правовые и политические учения Канта и Гегеля.Учение И. Канта о праве и государстве.
18.2. Учение Гегеля о государстве и праве.
18.3. Консервативные политико-правовые учения на рубеже 18-19 вв. (Ж. Д”Местер, К.Л. Галлер, Э. Берк, Г. Гуго, Ф.К. Савиньи).
Тема 19. Политико-правовые учения в России XVII - XVIII вв.
19.1. Политические и правовые учения в России.
19.2. Отечественные политико-правовые учения в период укрепления абсолютизма.
19.3. Политико-правовые учения второй половины XVIII в.
Тема 20. Политическая и правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX века.
20.1. Буржуазная политико-правовая идеология (1-я половина XIX в.)
20.2. Ранний социализм (1-я половина XIX в.)
Тема 21. Политическая и правовая идеология в России XIX в.
21.1. Политико-правовые учения в России (1-я половина XIX в)
21.2. Либеральные политико-правовые доктрины. Социалистические политико-правовые теории.
Тема 22. Основные политические и правовые идеи ХХ века.
22.1. Неолиберализм и консерватизм.
22.2. Концепции плюралистической демократии, социального государства, политики всеобщего благоденствия.
22.3. Теории демократического социализма и естественного права.
22.4 Социологическая юриспруденция, нормативизм, реалистические концепции права.
22.5. Современная западная политическая наука.