Тема 24. Наследственное право

1. Понятие наследства. Место и время открытия наследства. Наследственное правопреемство.

2. Наследование по закону.

3. Наследование по завещанию.

4. Принятие наследства. Отказ от наследства.

5. Наследование отдельных видов имущества.

Семинарское занятие проводится в форме «круглого стола»: в основе занятий – публичные выступления. Преподаватель заранее определяет докладчиков по следующим темам: Особенности, порядок и проблемы наследования по закону. Наследование по завещанию: порядок, формы. Принятие наследства: проблемы теории и практики.

При подготовке к занятию все студенты читают литературу, указанную в списке к данной теме, а также по одному из источников, не указанных в списке, посвященных договору финансирования под уступку денежного требования. После выступления докладчиков по заданным темам, где докладчики должны обратить внимание на проблемы названного института, пути их решения, сделать обзор практики судов по теме исследования, к обсуждению обозначенных проблем присоединяется аудитория.

Литература

Нормативные правовые акты

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. – № 49. – Ст. 4552. Раздел V.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4463-1 в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №43-ФЗ // Ведомости ВС и СНД РФ. – 1993. – № 10. – Ст. 357.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. №247-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 1. Ст. 16.

О производственных кооперативах: Федеральный закон РФ от 8 мая 1996 № 41-ФЗ в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №362-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 20. – Ст. 2321.

Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон РФ от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. №210-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 7. – Ст. 785.

Об оружии: Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 51. – Ст. 5681.

О введении в действие части третьей ГК РФ: Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. №145-ФЗ //РГ. – 2001. – 28 ноября.

Специальная и научная литература

Основная

** (Book.ru) Беспалов Ю.Ф., Беспалова А.Ю. Дела о наследовании. – М.: Проспект, 2011.

** (Znanium.com) Волкова Н.А. Наследственное право. – М.: Юнити-Дана ; Закон и право, 2012.

Дополнительная

Блинков О.Е. Осуществление практики по делам о наследовании // Наследственное право. – 2010. – №1.

Вавилин Е.В. Наследование по закону: очередность и субъектный состав // Наследственное право. – 2010. – №1.

2.3. Методические указания по подготовке и проведению семинарских (практических) занятий

Общие рекомендации по подготовке к семинарам

Семинар выполняет определенные функции:

1) познавательная – семинар ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется деятельностное отношение к природному и социальному миру;

2) контрольная – посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентам.

Основная форма организации контроля в структуре обучения – опрос. Опыт показывает, что при редком опрашивании обучающиеся перестают готовиться к занятиям. Постоянный доброжелательный контроль стимулирует систематическую подготовку к занятиям.

Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться:

– решение задач;

– обсуждение проблемных вопросов или подготовленных докладов;

– составление документов;

– поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;

– моделирование ситуаций практической действительности.

Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы. Посредством опроса преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентам и самими студентам.

Рекомендуется:

– внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя;

– изучение программы дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме;

– изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие;

– изучение вопросов темы по учебнику и основным рекомендованным пособиям;

– изучение дополнительной литературы;

– вести конспект прочитанного, записывать научные определения, краткие формулировки, сопоставлять различные точки зрения;

– продумать свой вариант ответа, составить краткий план ответа по каждому вопросу; выполнять творческие задания и решать задачи письменно в отдельной тетради (не требуется изучения всей рекомендуемой литературы);

– количество и объем изучаемых работ зависит от конкретной задачи: подготовки доклада, реферата, фиксированного выступления и т.д.;

– при ответе не следует повторять сказанное предыдущими выступающими, повторять самому, злоупотреблять временем другим способом;

– обязательно наличие нормативных актов по теме занятия; пользоваться при ответе учебниками, лекциями, нормативными актами можно лишь с разрешения преподавателя;

– перед консультацией, проводимой преподавателем, студент магистратуры должен хорошо продумать и четко сформулировать вопросы по тем темам, которые оказались недостаточно усвоенными им в процессе самостоятельной работы.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

– формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

– определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

– выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

– подбор литературы для преподавателя и студентов;

– при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка студентов и преподавателя:

– составление плана семинара из 3-4 вопросов;

– предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

– предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

– создание набора наглядных пособий.

Ход семинарского занятия:

Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.

Второй этап – основное время семинарского занятия – предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы-подсказки. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.

Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием:

– персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства);

– справочно-поисковых систем «Консультант-плюс» или «Гарант»;

– интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы и др.).

Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучающихся. Целесообразно в конце занятия, в рамках каждой изучаемой темы обсуждать вопросы применения получаемых знаний, умений и навыков в дальнейшей практической деятельности.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

– качество подготовки;

– степень усвоения знаний;

– -активность;

– положительные стороны в работе студентов;

– ценные и конструктивные предложения;

– недостатки в работе студентов;

– задачи и пути устранения недостатков.

Критерии оценки выступлений студентов и анализа, самоанализа:

– степень глубины и целостности понимания учебного материала;

– знания сущности характеристик, основных содержательных компонентов учебного материала;

– знание фактов по существу учебного материала, умение ими оперировать;

– умение логически и аргументировано излагать материал;

– качественное владение терминологией;

– сформированность практических умений и навыков.

Критерии самоанализа преподавателем семинарского занятия:

– целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

– планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

– организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

– стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

– отношения «преподаватель-студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

– управление группой: быстрый контакт со студентам, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентам ы или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

– замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

– студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

Наши рекомендации