Применение мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении
Данной теме посвящена Глава 27 КоАП РФ (статьи 27.1 – 27.17), в частности:
Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 № 9-П часть 1 статьи 27.1 признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу.
1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности.
2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Общие правила назначения административного наказания (ст.4.1. КоАП РФ) проявляются в следующем:
1. Орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может наложить на виновного только то наказание, которое установлено законодательством, и только в пределах санкции нормативного акта, предусматривающего ответственность за совершенное правонарушение. Санкция, как правило, содержит указание на возможность применения нескольких взысканий. Например, в санкции статьи 20.21 КоАП РФ за появление в общественных местах в состоянии опьянения предусмотрены административные наказания в виде штрафа, административного ареста. Однако за конкретное административное правонарушение может быть наложено лишь одно (основное) абсолютно определённое взыскание и лишь в пределах санкции.
2. При назначении административного наказания также учитываются:
характерсовершенного лицом административного правонарушения(например, совершение правонарушения демонстративно или не приняв всех мер для предотвращения вредных последствий) (при назначении административного наказания физическому лицу).
Характер правонарушения - это обобщающая оценка содеянного, исходящая из степени опасности нарушения, причиненного вреда охраняемым законом интересам. Более опасные административные правонарушения должны влечь и более суровые наказания.
· личность виновного (возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и пр.)
· его имущественное положение;
· обстоятельства, смягчающиеадминистративнуюответственность;
· обстоятельства, отягчающиеадминистративнуюответственность.
3. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
4. Никто не может нести адм.ответственность дважды за одно и то же АП (ст.4.1 КоАП РФ).
5. При совершении лицом двух и более АП административное наказание назначается за каждое совершенное АП.
6. Если лицо совершило несколько АП, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.
Наложение административных наказаний при совершении нескольких административных правонарушений в соответствии со статьёй 4.4. КоАП РФ предполагает:
1. совершение лицом двух или более административных правонарушений;
2. каждое из правонарушений квалифицируется по отдельной статье особенной часть КоАП РФ;
3. по каждому правонарушению не истекли сроки давности привлечения;
4. ни за одно из них лицо не подвергалось административному наказанию.
Совокупность административных правонарушений следует отличать от повторности, от правонарушениях продолжаемых и длящихся.
Повторность - это совершение лицом двух и более административных правонарушений, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истёк срок (один год) давности.
Продолжаемое правонарушение состоит из ряда сходных действий по их направленности, содержанию, которые в совокупности образуют единое правонарушение.
Длящееся правонарушение выражается в длительном невыполнении обязанностей, за несоблюдение которых установлена административная ответственность.
7. Назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и наоборот (ч.3ст.2.1 КоАП РФ).
Законодательство об АП определяет сроки наложения административного наказания, другими словами давность привлеченияк административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, как правило, не может превышать двух месяцев (ст.4.5 КоАП РФ).
Однако в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ содержится перечень административных правонарушений срок давности, на которые 1 год. К ним относятся:
- нарушение валютного законодательства РФ,
- законодательства РФ об охране окружающей природной среды,
- о налогах и сборах,
- о защите прав потребителей;
- финансированию терроризма и др.
Общим правилом точки отсчёта срока давности является момент (день) совершения правонарушения.
Иначе исчисляется срок давности в случае совершения длящегося административного правонарушения.
Статья 4.5. (ч.3 КоАП РФ) устанавливает годичный срокдавности со дня совершения АП за административные правонарушения влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации.
Могут быть и такие ситуации, когда первоначально по факту возбудили уголовное дело, но затем в ходе расследования установили отсутствие состава преступления, в связи, с чем уголовное дело прекратили. Однако в правонарушении были все признаки административного проступка. В таких ситуациях срок давности исчисляется с момента прекращения уголовного дела. Для таких дел давностный срок предусмотрен 2 месяца (ч.4 ст.4.5 КоАП РФ).