Рассмотрим комментарии к статье 20.

1. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Министерство здравоохранения РФ, Прокуратура РФ и иные министерства, а также при ГУВД г. Москвы и Региональная межведомственная комиссия по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы. Вышеперечисленные министерства, ведомства и их структурные подразделения осуществляют свои полномочия в пределах, установленных Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", другими законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью в системе МВД России возлагается на начальников соответствующих подразделений МВД России, МВД республик, управлений (главных управлений) внутренних дел краев и областей, городов Москвы, Санкт - Петербурга и Ленинградской области, автономных образований в составе Российской Федерации, руководителей городских районных органов внутренних дел.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляется в соответствии с планами работы, утвержденными начальником органа внутренних дел, по следующим направлениям:

а) проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности, установленным ст. 3, соблюдения ими требований ст. 7 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и соответствия охраняемых объектов перечню, утвержденному Правительством РФ;

б) проверка соблюдения в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения и использования огнестрельного оружия и специальных средств;

в) участие совместно с другими компетентными органами в контроле за осуществлением подготовки кадров для частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности, в том числе огневой подготовки, негосударственными образовательными учреждениями;

г) рассмотрение материалов налоговых инспекций по вопросам соблюдения налоговых и иных финансовых обязательств частными детективными и охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности.

Органы внутренних дел вправе по мере необходимости проводить в пределах обслуживаемой территории сплошные или выборочные проверки осуществления частной детективной и охранной деятельности. Результаты проверок доводятся до сведения руководителя проверяемого предприятия (объединения), службы безопасности и предприятия - ее учредителя.

2. Компетенция должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих контроль за частной детективной и охранной деятельностью.

Для осуществления контрольных функций должностные лица органов внутренних дел имеют право в пределах своей компетенции требовать от частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности, НОУ предоставления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие контроль за частной детективной и охранной деятельностью, обязаны соблюдать права и законные интересы частных детективов, охранников, частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности и НОУ.

3. Контроль за соответствием частной детективной и охранной деятельности отдельным требованиям Закона.

Должностные лица органов внутренних дел, ответственные за лицензирование, вправе проводить проверку договоров, заключаемых между частными детективными и охранными предприятиями (объединениями) и клиентами с целью установления соответствия их деятельности требованиям законодательных, иных правовых актов и учредительным документам.

Должностные лица органов внутренних дел проверяют при этом письменные отчеты (или их копии) о работе частных детективных и охранных структур, предоставляемые клиенту, а также документы, характеризующие деятельность служб безопасности.

Должностные лица органов внутренних дел не реже одного раза в год, а также при получении соответствующей информации проверяют кадровый состав частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности с целью выявления случаев совмещения частными детективами, руководителями охранных предприятий и охранниками (оказывающими услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно - пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц) своей деятельности с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

4. Контроль за соблюдением в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения и ношения огнестрельного оружия и специальных средств.

Должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие лицензирование и контроль за частной детективной и охранной деятельностью, проверяют наличие, организацию хранения, сбережения и учета специальных средств, оружия и боеприпасов не реже одного раза в год. Кроме того, ими проводятся внеплановые проверки.

При проведении проверок особое внимание обращают на условия надежного хранения специальных средств, оружия и боеприпасов, а также на выявление просроченных сертификатов, правильность ведения учетной документации, сверку специальных средств и оружия по видам и номерам, наличие их у персонала, которому они выданы для выполнения сыскных и охранных услуг.

Выявленные недостатки в сохранности специальных средств, оружия и боеприпасов проверяющие отражают в книге осмотра вооружения по форме N 30 (приложение N 27 к Инструкции МВД России от 22 августа 1992 г. N 292) и требуют принятия мер к их устранению.

При выявлении в частных детективных и охранных предприятиях (объединениях), службах безопасности, у частных детективов и охранников недостачи, порчи вооружения и боеприпасов, а также случаев их сокрытия от учета или нарушений условий хранения незамедлительно проводится служебное расследование. При установлении вины руководителей и персонала в указанных действиях (бездействии) они могут быть лишены лицензии на право заниматься частной детективной или охранной деятельностью, а также привлечены к административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. В частности, об этом говорят ст. ст. 224 и 346 ч. 1 УК РФ, а также ст. ст. 20.8, 20.11 КоАП РФ.

5. Участие в контроле за подготовкой кадров для частных детективных и охранных структур НОУ.

Нормативные акты, устанавливающие порядок разработки программ обучения и лицензирования НОУ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, принимаются Министерством образования РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ.

Органы внутренних дел дают компетентное заключение по программам обучения частных детективов и охранников негосударственным образовательным учреждениям по месту их учреждения.

6. Участие в контроле за соблюдением налоговых и иных финансовых обязательств.

Контроль за соблюдением налоговых и иных финансовых обязательств осуществляется налоговыми инспекциями по месту учреждения частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности.

Органы внутренних дел в соответствии с документально подтвержденной информацией о выявленных налоговых и иных финансовых нарушениях, полученной из налоговой инспекции, принимают решение об аннулировании в установленном порядке лицензии соответствующего частного детективного или охранного предприятия (объединения) службы безопасности (Инструкция, утвержденная Приказом МВД России от 22 августа 1992 г. N 292, и наставление, утвержденное Приказом МВД России от 31 декабря 1999 г. N 1105).

Плановая проверка ЧОО может проводиться не чаще одного раза в два года, а ее продолжительность не должна превышать 5 дней. О проведении плановой проверки ЧОО должен быть извещен не менее чем за три дня. При этом проверка наличия, организации хранения и учета охранным предприятием оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с законодательством РФ, регламентирующим оборот оружия и специальных средств.

При проведении проверок, связанных с контролем за оборотом оружия, следует руководствоваться гл. 10 Инструкции по контролю за оборотом оружия.

Внеплановой проверке подлежит деятельность охранного предприятия, если в результате проведения плановой проверки были выявлены нарушения лицензионных требований и условий.

Внеплановая проверка проводится также в случае:

  • получения от органов государственной власти и контроля (надзора) информации о нарушении ЧОО лицензионных требований и условий;
  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) ЧОО, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков такого нарушения.

При проведении проверки сотрудники ЧОО обязаны представить необходимые объяснения и документы. В противном случае к ним могут быть применены меры административной ответственности, установленной в ч. 1 ст. 19.4 КоАП.

В соответствии с п. 10 Положения о лицензировании по результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых должен быть передан ЧОО. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в акте указывается, какие именно требования и условия нарушены, и устанавливается срок их устранения.

В зависимости от характера нарушения уполномоченный орган внутренних дел вправе вынести предупреждение ЧОО либо приостановить действие лицензии до устранения выявленных нарушений.

Руководство ЧОО в течение установленного срока должно принять меры и устранить выявленные при проведении проверки нарушения и известить об этом в письменной форме орган, проводивший проверку.

Следует обратить внимание, что в случае принятия уполномоченным органом внутренних дел решения о приостановлении действия лицензии или добровольного отказа ЧОО от лицензии руководство ЧОО обязано в 5-дневный срок после получения уведомления о приостановлении действия лицензии или добровольного отказа от лицензии сдать в ОВД лицензию и удостоверение охранника.

В случае принятия решения о возобновлении действия лицензии указанные документы подлежат возврату в течение трех дней после принятия такого решения.

Наши рекомендации