Статья 14. Охранно-сыскные подразделения на предприятиях
Предприятия независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее - службы безопасности).
Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями настоящего Закона и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения.
Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.
Комментарий к статье 14
1. Предприятиям любой организационно - правовой формы, находящимся на территории Российской Федерации, в целях осуществления охранно - сыскной деятельности разрешается создавать собственные службы безопасности.
Руководитель и персонал служб безопасности обязаны в установленном законом порядке получить лицензии на занятие частной детективной деятельностью и деятельностью на оказание услуг в сфере охраны.
Отказ в выдаче, продление срока действия, аннулирование лицензий и обжалование решений органов внутренних дел осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом для частных детективов и охранников.
Службы безопасности имеют право осуществлять соответствующую охранно - сыскную деятельность только для обеспечения безопасности предприятия, в состав которого они входят.
В настоящей статье предусмотрено право юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы создавать в интересах собственной безопасности обособленные подразделения (службы безопасности) для осуществления охранно-сыскной деятельности. По своему правовому статусу службы безопасности не являются самостоятельными юридическими лицами. Однако в связи с особенностями вида деятельности, которым должно заниматься охранно-сыскное подразделение, целесообразно выделить его на отдельный баланс. Также Закон не запрещает иметь службе безопасности (далее также - СБ) отдельные текущие и расчетные счета.
Правовая природа служб безопасности аналогична природе филиалов, положение которых регламентируется ст. 55 ГК РФ.
2. Часть 2 комментируемой статьи распространяет на руководителей и персонал служб безопасности требования Закона о частной и детективной деятельности. Соответственно, руководителю службы безопасности необходимо иметь лицензию частного детектива, если СБ планирует осуществлять сыскную деятельность, либо удостоверение охранника, если СБ будет заниматься охранной деятельностью. Порядок получения лицензии частного детектива определен в Положении о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности, а также Инструкцией о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Порядок получения удостоверения охранника регулируется названной Инструкцией.
Службы безопасности осуществляют свою деятельность на основании устава, утвержденного учредителем СБ и согласованного с органами внутренних дел по месту своего учреждения.
В соответствии с ч. 2 п. 2.4.2 Инструкции о порядке лицензирования учредители службы безопасности представляют в соответствующий ОВД заявление о согласовании устава службы безопасности по форме N 4, утв. Приказом МВД России от 22 августа 1992 г. N 292. Одновременно с заявлением о согласовании устава подаются сведения о характере и направлениях сыскной деятельности, составе и предполагаемой численности персонала (частных детективов), о наличии специальных средств, технических и иных средств, а также о потребности в них, и подается записка, в которой перечисляются виды охранных услуг и указывается предполагаемая территория деятельности СБ, данные о планируемом численном составе ее персонала (охранников), намерении использования и потребности в технических и иных средствах, специальных средствах и оружии. Если СБ планирует осуществлять охранные услуги, связанные с проектированием, монтажом, пусконаладочными работами и эксплуатационным обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации, то необходимо представить положительное заключение уполномоченного территориального лицензирующего органа (МЧС России).
На деятельность СБ и ее персонала распространяются все ограничения, предусмотренные в ст. 7 Закона, а также требования раздела 5 Закона, устанавливающего порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной детективной и охранной деятельности.
Кроме того, главным отличительным признаком охранно-сыскных подразделений от самостоятельных охранных и детективных предприятий является то обстоятельство, что СБ вправе оказывать охранно-сыскные услуги только в интересах учредившего их юридического лица. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.
Занятие 7.