Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности
Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 118-ФЗ)
3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.
В данной статье законодатель выделяет два вида частной детективной и охранной деятельности, один из которых заключается в осуществлении сыска, а другой - в предоставлении услуг по охране. На основании ст. 17 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частные детективы и частные детективные предприятия, осуществляющие сыскную деятельность, должны иметь лицензию специально установленной формы.
В целях проведения сыска частным детективам и объединениям частных детективных предприятий разрешается осуществлять сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса. Под договорной основой в данном случае нужно понимать следующее: частный детектив или лицо, состоящее в частном детективном предприятии, может осуществлять сбор сведений по гражданским делам лишь в том случае, если у участников гражданского процесса не возникло на этот счет возражений и при этом не нарушаются их права и законные интересы.
Однако следует учесть, что законом не предусмотрен перечень участников гражданского процесса. Несмотря на это, всех участников гражданского процесса можно разделить на три основные группы: к первой группе относятся суд и судебный исполнитель; вторую группу составляют лица, участвующие в деле. Это стороны, третьи лица и другие участники, перечисленные в ст. 29 ГПК РСФСР, которые, в свою очередь, делятся на две группы: а) лица, имеющие как материально-, так и процессуально - правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие от своего имени и в защиту своих интересов (это стороны и третьи лица); б) лица, имеющие только процессуально - правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Третья группа - это участники процесса, содействующие нормальному осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, переводчики, представители общественности и судебные представители). Суд, являясь главным и основным участником гражданского процесса, как правило, не противоречит интересам других участников и поэтому должен содействовать наиболее полной реализации прав остальных участников процесса.
Сбор сведений по уголовным делам осуществляется в порядке, предусмотренном для сбора сведений по гражданским делам. Единственным исключением и обязательным условием для данной категории дел является то, что частный детектив, осуществляющий сбор сведений по уголовным делам, обязан в течение суток с момента заключения договора с клиентом на сбор таких сведений письменно уведомить об этом лица, производящие дознание (следователя, прокурора), или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
Остальные услуги, перечисленные в ч. 2 ст. 3, определяются условиями договора, заключаемого между лицом, осуществляющим сыскную деятельность, и его клиентом; они действуют в той части, в которой это не противоречит законодательству РФ и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Так же как и в случае осуществления сыскной деятельности, при оказании охранных услуг частными охранниками или частными охранными предприятиями должны соблюдаться правила и порядок лицензирования данного вида деятельности. Согласно Закону РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит негосударственная (частная) охранная деятельность.
В целях осуществления охраны частным охранникам, частным охранным предприятиям и охранно - сыскным подразделениям разрешается оказывать услуги по охране и защите жизни и здоровья граждан. Между сторонами заключается возмездный договор, на основании которого сторона, осуществляющая частную охранную деятельность, принимает на себя обязательства по охране жизни и здоровья своего клиента, а другая сторона, в свою очередь, обязуется оплатить оказываемые услуги. Порядок и условия осуществления данной услуги определяются сторонами самостоятельно.
Также разрешается осуществлять деятельность, связанную с охраной имущества собственников. Имущество может являться как движимым, так и недвижимым. Если имущество движимое и подлежит транспортировке или перемещению, то лицам, осуществляющим данный вид деятельности, разрешается сопровождение охраняемого объекта.
На основании ст. 17 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для оказания услуг по проведению монтажа, проектирования и эксплуатационного обслуживания средств охранно - пожарной сигнализации требуется специальное разрешение (лицензия).
В отдельный вид охранных услуг Закон выделяет консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. Данный вид услуги предполагает выдачу клиенту заключения о степени надежности системы имеющейся у него охраны с точки зрения его личной безопасности либо безопасности его имущества и выдачу рекомендаций о необходимости принятия тех или иных охранных мер, позволяющих повысить уровень безопасности. При этом консультирование может касаться как в целом всей системы охраны, включающей в себя вопросы защиты жизни и здоровья клиента, работников организации, всего имущественного комплекса организации или физического лица, так и выдачу рекомендаций по вопросу обеспечения надежной охраны жизни и здоровья, имущества при совершении конкретной операции (например, транспортировка груза, поездка сотрудников в командировку, связанную с потенциальным риском, и т.д.). Данный вид охранных услуг конкретизирован как "подготовка рекомендаций заказчикам по вопросам физической, технической и иной правомерной защиты от противоправных посягательств, а также по защите информации и технологий юридических и физических лиц".
Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации также отнесены к видам охранных услуг. При оказании таких услуг следует иметь в виду, что согласно ст. 17 Закона N 128-ФЗ выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемым видам деятельности. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373 (ред. от 20 июня 2005 г.) утверждено Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Согласно данному Положению производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, молниезащиты, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Таким образом, охранному предприятию или охранно-сыскному подразделению на предприятии для оказания услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации требуется получить лицензию. При этом у предприятия при условии оказания иных охранных услуг будет две лицензии: одна - разрешающая негосударственную (частную) охранную деятельность, другая - разрешающая проектирование, монтаж и обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации. Следовательно предлагается учесть необходимость наличия у охранного предприятия двух лицензий при оказании данного вида охранных услуг.
Частные охранники, частные охранные предприятия и охранно - сыскные подразделения должны обеспечивать порядок в местах проведения массовых мероприятий. Им предоставляется также право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
Осуществление видов деятельности и оказание услуг, перечисленных в ст. 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", возможно лишь в том случае, если четко определен правовой статус юридического или физического лица и имеется лицензия, дающая право на занятие той или иной деятельностью.
Занятие 5.
К отраслевому законодательству, регламентирующему «охранную деятельность», относятся:
Прежде всего- это Закон Российской Федерации «О безопасности»…
Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24-2000 г., а 12 мая т.г. другим Указом Президента Российской Федерации № 537 - уточнены Стратегические задачи и направления национальной безопасности на период до 2020 года (т.е. на ближайшие 11 лет).
Вместе с тем, правовой режим «безопасность» определяет именно названный Закон, который вместе с перечисленными Указами составляет главный тройник нормативов, решающих вопросы кто, от кого и каким образом должен защищать или, в силу задач нашей лекции допускается говорить, «охранять» (что по смысловому значению практически одно и то же).
В частности, Закон «О безопасности» (статья 1) объявляет: