Итак, Тема 1. Правовое регулирование частной охранной деятельности.

Начнем с того, что появление негосударственной системы частных охранных и детективных предприятий по выполнению функций в сфере сыска и охраны представляется закономерным итогом тех социально-экономических преобразований, которые начали проводиться в России с середины 80-х годов. Такая закономерность объясняется двумя неразрывно связанными между собой причинами. С одной стороны, перечень услуг, предоставляемых частными структурами, постоянно растет. В этом смысле охрана и сыск являются всего лишь одной из многих видов деятельности, которыми стали заниматься частные структуры. С другой стороны, развитие предпринимательской деятельности потребовало изменения государственного регулирования многих общественных отношений, выразившегося в ослаблении того тотального контроля государства над обществом, который имел место в России на протяжении всех последних десятилетий.

Класс предпринимателей стал нуждаться в защите, которую с 1992 г., а именно с введения в действие Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", наряду с правоохранительными органами и взяли на себя частные охранные организации и службы безопасности (СБ), в свою очередь, являющиеся структурами частными.

В поддержку утверждения, что рассматриваемые структуры были созданы в основном для защиты именно представителей и объектов бизнеса, свидетельствует и тот факт, что существующее законодательство в сфере охраны регламентирует вопросы охраны исключительно государственных структур. В частности, Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. "О ведомственной охране" под такой охраной понимает совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств (ч. 2 ст. 1). Говоря же о сфере действия ведомственной охраны, закон определяет, что она осуществляется только лишь в целях охраны объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (ч. 1 ст. 8).

Точно так же Федеральный закон от 27 мая 1996 г. "О государственной охране", во-первых, определяет понятие государственной охраны как функцию федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемую на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер (ч. 1 ст. 1), а во-вторых, называет объектами государственной охраны лишь лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с данным законом (ч. 2 ст. 1).

Закон о государственной охране определяет понятие "охраняемые объекты" как здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны (ч. 3 ст. 1).

Кроме того, существует перечень объектов, подлежащих государственной охране. Сохранность ценностей и безопасность объектов, не включенных в данный перечень, обеспечиваются их руководителями. Таким образом, государство отказало предприятиям негосударственного сектора в специальной охране (под неспециальной охраной понимается деятельность системы правоохранительных органов), но, с другой стороны, дало легальную возможность таким предприятиям самим искать способы защиты от различных посягательств.

В этой связи следует сказать, что Закон о государственной охране, определяя правовую основу государственной охраны, установил, что государственная охрана осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, настоящего Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров Российской Федерации.

Конституция РФ признает и гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст. 17), а также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19).

В этой связи следует отметить, что появление частных охранных предприятий представляет собой одну из форм реализации приведенных выше конституционных положений. В противном случае, закрепляя право на специальную охрану только за лицами, занимающими государственно-значимые посты и не допуская специализированной охраны в отношении иных лиц, законодатель нарушил бы конституционное положение о недопустимости ограничения прав граждан по социальному признаку.

Другое дело, что государство не в состоянии предоставить специальную охрану всем гражданам (это было бы невозможным и противоречило бы здравому смыслу), а потому предоставление такой охраны зависит от волеизъявления самого гражданина. Любое лицо, которое в ней нуждается, и в первую очередь руководители коммерческих предприятий, вправе обратиться за ней в частное охранное предприятие.

Споры о целесообразности существования системы предприятий частной сферы, специализирующихся в области обеспечения охраны и безопасности, велись с самого момента появления частных охранников и детективов. Что же касается научных исследований в данной области, то в криминологической литературе было высказано мнение, что создание частных охранных и детективных бюро представляет собой один из способов легализации преступниками огнестрельного оружия и специальных средств.

Однако, невзирая на существование подобных настроений, представители бизнеса регулярно прибегают к услугам различных частных охранных организаций. Такое положение дел вполне объяснимо, потому как в современных условиях российского рынка без предоставления охраны коммерческому предприятию невозможно само его функционирование. Как показывает практика, спрос на услуги частных охранных предприятий достаточно велик.

Поскольку защита клиента от преступных посягательств является приоритетной задачей в деятельности частных охранных организаций, следует остановиться и на вопросе функционирования рассматриваемых организаций в качестве субъектов антикриминогенной деятельности, что также является причиной их появления в России.

Обострение борьбы с преступностью, которое приобрело в последнее время глобальный характер, обусловлено многими факторами, важнейшим из которых является исчерпаемость национального бюджета. Даже богатые и высокоразвитые государства, обладающие огромным бюджетным профицитом, как показывает практика, оказываются не в состоянии справиться с преступностью. Основной же причиной такого положения вещей, как было отмечено в криминологической литературе, является то, что любое государство, в силу самой природы государственной власти, всегда тяготеет к использованию запретительных мер, всевозможных ограничений и мер ответственности за несоблюдение соответствующих запретов.

Точно так же не способствует снижению преступности и само по себе увеличение численности состава правоохранительных органов. Как известно, за годы общенациональных реформ в России число регистрируемых преступлений увеличилось практически в два раза (1 млн. 338 тыс. - в 1986 г.; 2 млн. 756 тыс. - в 2003 г).

Средняя по стране интенсивность (уровень) зарегистрированных преступлений впервые в российской истории превысила 2 тыс. в расчете на 100 тыс. населения. В этот же период увеличение численности правоохранительных органов опережало темпы роста преступности. Только за период с 1994 по 1995 г. количество сотрудников правоохранительных органов выросло более чем на 375 тыс. человек, а из официальной статистики, число зарегистрированных преступлений увеличилось всего лишь на 123 тыс. Отсюда можно сделать вывод, что простое увеличение численности сотрудников правоохранительных органов не оказывает существенного влияния на динамику преступности в стране.

В литературе неоднократно указывалось на тот факт, что в условиях политической и социально-экономической нестабильности, бурного роста традиционной и организованной преступности разумное и целенаправленное использование возможностей негосударственных профильных структур, способных во взаимодействии с правоохранительными органами содействовать более активной и целенаправленной борьбе с криминалом, представляется исключительно актуальным и важным.

Однако, рассматривая ЧОО и СБ в качестве субъектов предупреждения преступлений, следует сказать, что их деятельность ограничена кругом тех преступлений, которые наиболее характерны для мира бизнеса, и ни в коем случае нельзя рассматривать охранно-детективные структуры в качестве конкурентов правоохранительным органам. Последние борются с преступностью на более широком, глобальном уровне, а охранные организации и службы безопасности могут лишь оказать им существенную помощь и поддержку в предупреждении тех преступлений, с которыми наиболее часто сталкиваются бизнесмены. Представляется, что к таким преступлениям, прежде всего, следует отнести убийство по найму (п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), особо квалифицированный вид разбоя (ч. 3 ст. 162 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ) и некоторые иные преступления.

На первом месте, безусловно, стоит вопрос противодействия такому преступлению, как заказное убийство, жертвами которого наряду с политическими и общественными деятелями в основном являются бизнесмены. Отражая объективную реальность, в УК РФ появился соответствующий пункт "убийство по найму" (п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ) как квалифицированный вид убийства. О появлении определенного числа жертв данного преступления свидетельствует и официальная статистика.

Кроме того, задача предупреждения преступлений получила свое законодательное закрепление в ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности", где установлено, что задачей оперативно-розыскной деятельности является наряду с выявлением, пресечением и раскрытием преступлений еще и их предупреждение. Далее п. 3 раздела 7 упомянутой выше Федеральной программы РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 г. предписывал "осуществить комплекс мер по восстановлению и развитию сети общественных формирований правоохранительной направленности, в том числе по работе с несовершеннолетними и молодежью, использованию в обеспечении общественного порядка негосударственных охранно-сыскных формирований". В разделе 3 данной программы было предложено "продолжить мероприятия по обеспечению охраны объектов различных форм собственности, жилищ граждан, служебных помещений и хранилищ силами подразделений вневедомственной охраны, служб безопасности предприятий и частных охранных служб".

Это направление государственной политики было продолжено в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 г. В ней указывалось на необходимость "более активного привлечения сотрудников частных детективных и охранных структур и членов общественных формирований в целях обеспечения общественного порядка, профилактики и предотвращения правонарушений".

Таким образом, подводя итог анализа всей совокупности причин появления частной охранной деятельности в России, с учетом изменения общественного строя, политического режима нашего государства, становления рыночной экономики, а наряду с этим и наличия таких негативных последствий, как рост различных видов преступности, можно сделать следующий вывод. Сложившаяся в современной России ситуация предопределила становление и все большее развитие предприятий, занятых деятельностью в сфере частного сыска и охраны, поскольку они представляют собой своеобразный симбиоз частных структур, обеспечивающих безопасность своих клиентов.

Учитывая то, что охранные организации играют огромную роль в борьбе и предотвращении противоправных действий со стороны злоумышленников, сотрудники охранных организаций должны быть подготовлены с правовой точки зрения.

Прежде, чем рассмотреть вопрос о правовом регулировании частной охранной деятельности, необходимо знать о сущности и назначении права. Давайте определим содержание ключевых понятий – права, правовой нормы и тому подобных. А до этого необходимо выяснить, как же возникло право. Существует множество теорий о происхождении права (религиозная, патриархальная, договорная, органическая, насилия, психологическая и другие), но наиболее научно разработанной и материалистически обоснованной является классовая или экономическая теория.

Согласно данной теории, выживание и воспроизводство людей возможно только в условиях стабильности и предсказуемости отношений, стандартизации правил их поведения. Задачи регулятора в коллективе выполняли социальные нормы, соответствующие жизненным реалиям определенного времени и места и меняющиеся вместе с ними. Они обеспечивали мирное сосуществование и сотрудничество людей. Твердый порядок был результатом соблюдения правил общежития, на страже которых стояли все члены общества.

Социальные нормы – это правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер (нормы морали, обычаев, традиций, политические и экономические нормы и т.д.).

Главным способом регламентации общественной жизни были обычаи. Они представляли собой способы поведения, дающие наибольший эффект, поэтому передающиеся от поколения к поколению, приобретшие стабильность и являющиеся общепринятыми. Особенно важны были обычаи в производственной деятельности.

Со временем у древних людей зарождается оценка поведения с позиций добра и зла. Так возникла мораль, приобретшая значение одного из регуляторов жизни человечества.

Человек был беззащитен перед силами природы, которые он стал одухотворять. Его взгляд на мир стал религиозным. Религия в ее разных формах тоже превратилась в регулятор поведения членов коллектива.

Обычай, мораль, религия зачастую принимали обрядовую (ритуальную) форму, которая могла иметь самостоятельное значение. Нарушение обряда рассматривалось как серьезное отклонение от нормы поведения.

С развитием человечества начинают появляться мифы, т.е. истории о деяниях героев, которым следует подражать, по которым нужно равняться. Мифы в косвенной форме стали социальными нормами поведения.

С появлением раннеклассового общества возникло право. Его появление явилось неотвратимым результатом объективного хода развития, поскольку новые обычаи многими не соблюдались, а состояние хаоса могло стать причиной гибели социума, допустившего анархию.

Для того чтобы установить назначение права, надо определить те социальные факторы, которые обусловили необходимость права в обществе. Право появляется в силу: общественного разделения труда; разделения общества на богатых и бедных; появления частной собственности. Именно эти социальные факторы привели к возникновению таких общественных отношений (производственных отношений, отношений обмена и распределения продуктов труда и др.), для регулирования и охраны которых существующая система традиций, обычаев и иных социальных норм оказалась непригодной. Первобытные нормы сложились в условиях примитивного всеобщего равенства в производстве, добычи и распределении продуктов труда. Но когда общество раскололось на классы, когда производственные отношения стали основываться на частной собственности, прежняя система социальных норм потеряла свой авторитет и способность выступать защитником и регулятором этих отношений. Для регулирования и охраны возникших экономических, политических и социальных отношений потребовались особые правила поведения - правовые нормы, т.е. право.

Назначение права и сейчас предметно выражается в наделении членов общества правами и обязанностями, которые выступают юридическими стандартами дозволенного, обязательного или запрещенного вариантов поведения людей. С их помощью и осуществляется регулирование и охрана общественных отношений. За надлежащим исполнением правовых правил поведения строго следит государство, обеспечивая реализацию правом своих функций.

Сущность права – это его наиболее важное свойство, состоящее в том, что оно есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса или всего общества.

При помощи права господствующий класс или всё общество делают свою волю обязательной для всех – как для отдельных лиц, так и для социальных групп и организованных субъектов политической жизни страны (государство и его организации, общественные организации: партии, профсоюзы и т.п.).

В сущности права диалектически сочетаются классовые и общесоциальные начала. Классовые начала в праве выражают притязания господствующего класса на политическую власть, на охрану и приумножение его богатства, на установление в обществе выгодного ему правопорядка. Социальные начала представлены в праве теми юридическими предписаниями, которые провозглашают стремления общества к гармонии и справедливости во взаимоотношениях между людьми, к всеобщему правовому равенству, к свободе человека, к его утверждению в качестве наивысшей ценности в обществе.

По мере развития человеческой цивилизации развивается и сущность права. Это выражается в том, что право все более и более становится средством возведения в закон воли большинства общества.

Право, как самостоятельное юридическое явление, обладает теоретически неисчерпаемым количеством признаков. Основные из них:

1. Издание правовых норм государством означает, что только государство в лице специально уполномоченных органов при соблюдении определенной процедуры может принимать правовые нормы.

2. Формальная определенность– нормы четко сформулированы и закреплены в письменном виде в специальных юридических документах.

3. Общий характер. Нормы права действуют применительно не к конкретному человеку, а к описанной в норме ситуации.

4. Многократность применения. Норма права действует во всех случаях, когда возникает необходимость ее применения. Их применение рассчитано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой развитой стране.

5. Общеобязательность – нормы права обязательны для исполнения всеми.

6. Обеспеченность права государственным принуждением. Государственное принуждение представляет собой способность государства подчинять волю людей своим решениям. Право объективно нуждается в таком принуждении. Эта потребность объясняется тем, что оно обращено к людям едиными, т.е. общими для всех стандартами. Но люди не равны между собой и далеко не каждый желает согласовывать своё поведение с требованиями норм права. И если допустить неподчинение их воли правовым предписаниям, то каждый будет поступать в соответствии со своими желаниями и настроениями. В результате общество потеряет качество организованной формы существования людей. Поэтому право обеспечивается государственным принуждением. Применяют принуждение специальные органы государства – суды, прокуратура, полиция. В своей совокупности эти органы образуют аппарат принуждения, предназначенный для обеспечения выполнения людьми требований норм права.

Исходной ячейкой своеобразным «кирпичиком» «здания» всей системы права является норма права - общеобязательное правило поведения, установленное государством и обеспеченное его принудительной силой.

Наши рекомендации