Предлагается ввести специальные нормы о владении

Владение

Предлагается ввести специальные нормы о владении

В частности, определено понятие, объекты владения и способы его приобретения.

В ст. 209 ГК РФ в редакции Проекта устанавливается, что владение - это фактическое господство лица над объектом. Из положений Проекта следует, что в качестве такого объекта могут выступать по общему правилу индивидуально определенные вещи. Что касается родовых вещей, то они могут быть объектами владения, если будут индивидуализированы. Допускается владение частью объекта недвижимости, если эта часть может быть должным образом определена и ограничена (п. 4 ст. 211 ГК РФ в редакции Проекта).

Владение принципиально отграничивается от права на объект владения: в Проекте ГК РФ указывается, что приобретение права владения на вещь не означает по общему правилу получения владения на нее. Оно может быть получено лишь посредством установления фактического господства над вещью. При этом лица, имеющие доступ к объекту в силу родственных или трудовых связей, не признаются его владельцами.

Владение может приобретаться либо вручением (передачей), либо поступлением вещи во владение иным образом (п. 1 ст. 212 ГК РФ в редакции Проекта). Владение также может быть получено в результате односторонних действий приобретателя владения, а также в результате действий судов или иных государственных органов.

Согласно Проекту ГК РФ передача вещи во владение может подтверждаться, к примеру, передаточным актом. Однако лицо, указанное в таком документе, является лишь предполагаемым владельцем, если не доказано иное. Кроме того подчеркивается, что владение вещью не подлежит госрегистрации.

Факт приобретения или утраты владения может устанавливаться судом.

Предполагается, что одним объектом сможет владеть только одно лицо

Если же в отношении объекта владения существует несколько прав, предусматривающих владение, то владельцем будет считаться лицо, осуществляющее фактическое господство над вещью. Одновременное владение нескольких лиц над одним объектом может быть предусмотрено законом, договором или вытекать из существа отношений. К примеру, участники общей собственности могут одновременно владеть общим имуществом (п. 2 ст. 210 ГК РФ в редакции Проекта).

Предлагается закрепить признаки законного и добросовестного владения

Законность и добросовестность владения предполагается, если не доказано иное.

Владение признается законным, если оно осуществляется на основании:

- права собственности или иного вещного права, включающего правомочие владения;

- соглашения с собственником или обладателем иного вещного права, включающего правомочие владения.

Добросовестным владельцем в соответствии со ст. 214 ГК РФ в редакции Проекта признается такой владелец, который не знал и не мог знать о том, что он приобретает владение незаконно либо что основание законного владения отпало.

Общая характеристика вещных прав

Основания возникновения и прекращения

Права собственности

Предлагается увеличить срок приобретательной давности для вещей, выбывших из владения собственника помимо его воли

Сейчас срок приобретательной давности зависит от вида объекта. Для недвижимости он составляет пятнадцать лет, а для движимых вещей - пять. Как именно имущество выбыло из владения собственника, не имеет значения для определения этих сроков (п. 1 ст. 234 ГК РФ).

Согласно проекту указанные правила будут в целом сохранены, но предлагается уточнить их, установив тридцатилетний срок приобретательной давности для вещей, выбывших из владения собственника помимо его воли. При этом условие об открытости и непрерывности владения вещью сохраняется (п. 1 ст. 242 ГК РФ в редакции Проекта).

Ограниченные вещные права

4.1. Предлагается закрепить понятие и содержание соседских прав на земельные участки

Соседские права понимаются как ограничение права собственности на земельный участок в пользу соседей (ст. ст. 293 и 294 ГК РФ в редакции Проекта).

В Проекте ГК РФ указывается, что собственник земельного участка должен осуществлять свои правомочия с учетом интересов собственников (владельцев) соседних земельных участков. В настоящее время в Земельном кодексе РФ есть упоминание о том, что на использование земельного участка существенное воздействие может оказывать использование соседних земельных участков (п. 3 ст. 37 ЗК РФ).

Соседями по смыслу Проекта могут признаваться не только собственники (владельцы) прилегающих земельных участков, но и лица, чьи земельные участки испытывают влияние от использования земельного участка. Однако соседские права не защищаются абсолютно. Владельцы и собственники соседних земельных участков не могут требовать устранения препятствий в использовании своих земельных участков, если воздействие со стороны другого земельного участника не превышает установленных нормативов, разумных пределов исходя из природы и местоположения земельных участков или из обычая.

В ст. 294 ГК РФ в редакции Проекта описывается содержание соседских прав и обязанностей. В частности, собственник земельного участка имеет право, если соглашением с соседом не предусмотрено иное, собирать плоды, упавшие на земельный участок с дерева или куста, расположенного на соседнем участке, а также требовать от собственника соседнего участка участвовать в строительстве или в разумных расходах на строительство общей стены (забора, изгороди) между их участками и т.п.

На одном земельном участке

В отношении одного земельного участка может быть установлено несколько прав застройки (абз. 3 п. 1 ст. 300 ГК РФ в редакции Проекта).

Целью в данном случае является правовое регулирование строительства на земельном участке большой площади, где могут быть возведены несколько объектов недвижимости. Однако в условиях действующего законодательства это может привести к ряду практических проблем.

В первую очередь речь идет о наложении нескольких прав застройки.

Для предотвращения этого риска условия о характеристиках возводимого здания и о его расположении следует определить максимально подробно, по аналогии с предметом по договору купли-продажи недвижимости (ст. 554 ГК РФ). В отношении будущего недвижимого имущества подобной индивидуализации можно достичь, включив в договор об установлении права застройки (в качестве приложения, являющегося частью договора) копию соответствующей части проектной документации возводимого объекта, градостроительный план земельного участка.

Реализация данной рекомендации поможет избежать признания незаключенным договора об установлении права застройки, а также возникновения споров между застройщиками о границах возводимых ими объектов недвижимости.

Сервитут

Согласно поправкам указывается, что сервитут может быть установлен между собственниками господствующей и служащей вещи. В то же время в соответствии с п. 6 ст. 301 ГК РФ в редакции Проекта установления сервитута вправе требовать также обладатели вещных прав, имеющие правомочия пользования и владения служащей и (или) господствующей вещью.

В отличие от действующей редакции Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 274 ГК РФ), Проект ГК РФ содержит закрытый перечень видов сервитутов, запрещая создание новых (п. 5 ст. 301 и § 2 гл. 20.2 ГК РФ в редакции Проекта).

Согласно п. 5 ст. 301.1 ГК РФ в редакции Проекта в соглашении или судебном решении, предусматривающем установление сервитута, должны быть указаны следующие условия:

- вид сервитута;

- условия его осуществления (место в границах служащей вещи и время, периодичность);

- размер платы за сервитут.

Особо оговаривается, что соглашение о сервитуте должно быть составлено в форме единого документа, подписанного сторонами. Несоблюдение данного требования влечет недействительность договора об установлении сервитута.

По общему правилу сервитуты должны быть возмездными. Безвозмездные возможны, однако Проект ГК РФ подчеркивает, что к ним не могут относиться сервитуты, которые установлены для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 301.2 ГК РФ в редакции Проекта).

Статья 301.2 ГК РФ в редакции Проекта предполагает договорное определение платы за сервитут. Она может иметь денежное или иное выражение, может быть как единовременной, так и осуществляемой в виде периодических платежей. В отношении последних Проект ГК РФ разрешает пересмотр суммы каждые пять лет. При этом размер платы, предусмотренный в соглашении об установлении сервитута или в соответствующем судебном решении, должен указываться в записи в ЕГРП.

Проект ГК РФ не предусматривает основания для установления и прекращения сервитута по давности, однако обстоятельство длительного неиспользования может служить одним из доказательств того, что необходимость в существовании сервитута отпадает. И наоборот, длительное использование чужой недвижимой вещи может быть основанием для установления сервитута как в судебном порядке, так и через достижение соглашения с собственником служащего участка.

Из Проекта ГК РФ неясно, каково соотношение приведенных в нем положений о сервитутах и положений, содержащихся в Земельном (ст. 23) и Лесном (ст. ст. 9, 38) кодексах РФ, а также в ряде федеральных законов. Например:

- ст. 38 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- ст. 26 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель";

- ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- ст. 8 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Буквальное толкование нормы п. 5 ст. 301 Проекта ГК РФ приводит к выводу о том, что установление другими кодексами и федеральными законами иных видов сервитутов, помимо указанных, не допускается. Однако объем предоставляемых прав по каждому сервитуту может уточняться федеральными законами.

Проект ГК РФ предусматривает оценочные основания установления и прекращения сервитутов, не предписывая соблюдения строгих критериев для возникновения этих правоотношений. Однако нормы гл. 20.2 Проекта ГК РФ дают некоторые ориентиры, позволяющие определить необходимость установления сервитута или же его прекращения. Так, из п. 1 ст. 301 Проекта ГК РФ следует, что установление сервитута не должно лишать собственника служащего участка правомочия владения, пользования и распоряжения им. В п. 2 ст. 301.1 Проекта ГК РФ говорится о том, что осуществление сервитута должно происходить наименее обременительным для собственника служащей вещи способом, позволяющим использовать ее по назначению, и с причинением собственнику служащей вещи наименьшего неудобства.

Проект ГК РФ также не допускает возложения на собственника служащей вещи каких-либо положительных обязанностей, выражающихся в совершении действий в пользу управомоченного лица (п. 3 ст. 301.1).

В п. 4 ст. 301.1 Проекта ГК РФ предусматривается запрет на действия управомоченного лица, которые производят в служащей вещи изменения, превышающие требования необходимого для осуществления сервитута. Данное правило является оценочным и неопределенным, что вкупе с исключительно судебным урегулированием споров об осуществлении прав по сервитутам может усложнить установление прочных и стабильных правоотношений между соседями.

Абзац 2 п. 1 ст. 301 Проекта ГК РФ запрещает установление такого сервитута, который затруднит использование служащей вещи настолько, что она утратит свое назначение. Однако толкование этой нормы будет в большой степени зависеть от позиции суда и конкретных обстоятельств дела, что, возможно, не всегда оправданно.

Таким образом, данная норма вводит "верхнюю границу" оснований для установления сервитута. "Нижнюю" фиксирует положение п. 1 ст. 301 Проекта ГК РФ, указывающее, что сервитут необходим, если без него использование господствующего участка невозможно. Суд должен определить, находятся ли отношения соседей по использованию своих объектов недвижимости в некоем коридоре, ограниченном невозможностью для каждого из них осуществлять право пользования этими объектами.

Такие же оценочные и неопределенные границы установлены для прекращения сервитута (п. п. 2 и 4 ст. 301.5 Проекта ГК РФ). При этом их нарушение признается достаточным основанием для прекращения сервитута (п. п. 2 и 4 ст. 301.5 Проекта ГК РФ). Однако форма, в которой должно быть выражено соответствующее требование, не определена.

Сущность сервитута - исходя из норм ст. ст. 301.1 и 301.5 ГК РФ в редакции Проекта - состоит в праве пользования служащей вещью, что подчеркивает невозможность существования сервитута, допускающего владение и распоряжение служащей вещью.

Иными словами, сервитут - это право на конкретную функцию чужой вещи, а не на саму вещь.

Отдельные виды договоров

Договор займа

Проектом ГК РФ определяется, что для юридических лиц договор займа может быть как реальным, так и консенсуальным (абз. 2 п. 1 ст. 807 ГК РФ в редакции Проекта). Одновременно в отношении консенсуальной модели договора займа закрепляется правило, по которому заимодавец сможет отказаться от исполнения договора полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заем не будет возвращен в срок. Заемщик также имеет право отказаться от получения займа полностью или частично, однако его право может быть ограничено законом или договором (п. 3 ст. 807 ГК РФ в редакции Проекта).

Кроме того, п. 4 ст. 807 ГК РФ в редакции Проекта прямо закрепляет возможность перечисления суммы займа, а также передачи другого предмета договора займа в распоряжение третьего лица по указанию заемщика, что считается надлежащим исполнением договора займа. Эти положения основывались на выработанном судебной практикой подходе.

Размер процентов за пользование займом согласно п. 2 ст. 809 ГК РФ в редакции Проекта может быть установлен в твердой сумме (фиксированная процентная ставка) или иным путем, позволяющим определить надлежащий размер процентов на момент их уплаты (плавающая процентная ставка).

Об установлении размера вознаграждения за предоставление займа в твердой сумме см. Путеводитель по судебной практике.

Для граждан, которым заем предоставлен для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, предусмотрены льготные правила досрочного возвращения займа, предоставленного под проценты. Если Проект будет принят, гражданину не нужно будет уведомлять заимодавца за 30 дней до момента возврата суммы займа (абз. 2 п. 2 ст. 810 ГК РФ в редакции Проекта).

В Проекте ГК РФ установлен момент возврата суммы займа - это момент либо передачи ее заимодавцу, либо поступления соответствующих денежных средств в банк, в котором открыт банковский счет заимодавца. Таким образом, обязательства по возврату займа считаются исполненными до завершения перевода денежных средств, поскольку перевод считается завершенным с момента зачисления денежных средств на счет получателя.

Будут изменены правила начисления процентов, если заемщик нарушает срок возврата очередной части займа. Заимодавец в этом случае получит право требовать от заемщика возврата процентов, причитающихся на момент фактического возврата (п. 2 ст. 811 ГК РФ в редакции Проекта).

О порядке исчисления процентов при досрочном возврате суммы займа см. Путеводитель по судебной практике.

5.2. Финансирование под уступку денежного требования

Проект ГК РФ определил соотношение договора факторинга с договором цессии. Предполагается, что к договору факторинга будут применяться правила о перемене лиц в обязательстве в части, не урегулированной положениями о финансировании под уступку денежного требования.

О соотношении договоров факторинга и уступки права требования см. Путеводитель по судебной практике.

Проект ГК РФ изменяет требования к содержанию договора факторинга. Согласно ему клиент оплачивает услуги финансового агента, обязанного совершить не менее двух действий из возможных четырех вариантов (ст. 824 ГК РФ в редакции Проекта):

1) передать клиенту денежные средства в счет денежных требований, в том числе в форме займа или предварительного платежа (аванса);

2) оказать клиенту услуги по учету денежных требований (дебиторской задолженности);

3) оказать клиенту услуги по управлению денежными требованиями (дебиторской задолженностью), включая предъявление их к оплате должникам, услуги по сбору с должников платежей и проведению связанных с требованиями расчетов;

4) оказать клиенту услуги в отношении обеспечения исполнения обязательств должников.

Если Проект ГК РФ будет одобрен, появится возможность заключать договор факторинга, по условиям которого денежные средства, полученные от должника, передаются клиенту, а не остаются в собственности финансового агента. Целью такого договора будет оказание финансовым агентом клиенту услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки (пп. 3 п. 3 ст. 824 и п. 3 ст. 831 ГК РФ в редакции Проекта).

Если цель договора факторинга - оказание услуг клиенту, то правила распределения денежных средств регулируются только законом: они должны быть переданы клиенту, а финансовый агент имеет право лишь на получение вознаграждения (п. 3 ст. 831 ГК РФ в редакции Проекта).

В случаях, когда договор факторинга заключен в целях приобретения денежных средств финансовым агентом или в целях обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом, стороны смогут в договоре установить порядок распределения денежных средств. Действующая редакция ст. 831 ГК РФ позволяет сторонам изменять правила распределения денежных средств только для договоров факторинга, заключенных в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

Изменения коснулись и предмета уступки. Согласно действующей редакции ГК РФ предметом уступки по договору финансирования под уступку денежного требования может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование) (п. 1 ст. 826 ГК РФ). Таким образом, сейчас предметом уступки может быть только требование, которое возникло или возникнет из уже заключенного договора.

В Проекте ГК РФ дополнительно предлагается указать, что предметом уступки может быть денежное требование, по которому основание для получения денежных средств возникнет в будущем (подп. 2 п. 1 ст. 826 ГК РФ в редакции Проекта). Это означает, что по договору факторинга можно будет передавать денежные требования, основанные не только на уже заключенных договорах, но и на договорах, которые будут заключены в будущем.

Также предметом уступки в соответствии с Проектом ГК РФ сможет быть совокупность денежных требований, вытекающих из различных оснований (оптовая уступка) (абз. 4 п. 1 ст. 826 ГК РФ в редакции Проекта).

Клиент будет нести ответственность не за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки, а за его недействительность (п. 1 ст. 827 ГК РФ в редакции Проекта).

Иначе будут регулироваться взаимоотношения должника и финансового агента по поводу возврата денежных сумм. Должник сможет заявлять свои требования только клиенту и не вправе будет требовать от финансового агента возврата каких-либо сумм в случае неисполнения клиентом обязательства, вытекающего из договора между клиентом и должником (ст. 833 ГК РФ в редакции Проекта). Утратит силу п. 2 ст. 833 ГК РФ в действующей редакции, по которому должник в некоторых случаях имел право требовать возвращения уплаченных сумм непосредственно от финансового агента.

Банковский вклад

Предлагается установить новые виды сберегательных (депозитных) сертификатов.

Они будут различаться по процентной ставке (с фиксированной процентной ставкой, с плавающей процентной ставкой и с купонным доходом (подп. 2 п. 2 ст. 844 ГК РФ в редакции Проекта)) и по стоимости (сертификаты с номинальной стоимостью в рублях или с номинальной стоимостью в иностранной валюте (подп. 3 п. 2 ст. 844 ГК РФ в редакции Проекта)).

Законом или банковскими правилами могут быть установлены и другие виды сертификатов (подп. 4 п. 2 ст. 844 ГК РФ в редакции Проекта).

Согласно Проекту ГК РФ держателями депозитных сертификатов смогут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Держателями сберегательных сертификатов смогут быть только физические лица (абз. 2 и абз. 3 п. 1 ст. 844 ГК РФ в редакции Проекта). Однако это правило не коснется держателей сберегательных (депозитных) сертификатов, выпущенных до вступления Проекта ГК РФ в силу, поскольку нормы Проекта ГК РФ будут применяться только к отношениям, возникшим после начала его действия (п. 2 ст. 8 Проекта Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

При этом у банков появится возможность выпускать сберегательные сертификаты с условием отказа вкладчика от права на получение вклада по первому требованию. Законом может быть ограничена максимальная сумма такого сертификата.

Глава 44 ГК РФ может быть дополнена новой статьей 844.1 "Договор банковского вклада в драгоценных металлах". Она определяет существенные условия договоров подобного вида: обязательное указание на наименование и вид драгоценного металла, его массу и пробу, размер процентов по вкладу и форму их получения вкладчиком.

В настоящее время правила привлечения вкладов в драгоценных металлах установлены Приказом Банка России от 01.11.1996 N 02-400 "О введении в действие Положения "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами". Статья 844.1 ГК РФ в редакции Проекта не предполагает внесения существенных изменений в существующий порядок работы банков с вкладами в драгоценных металлах, но регулироваться он будет федеральным законом, а не подзаконным актом.

Договор банковского счета

Предлагается закрепить общие положения о банковском счете и специальные (отдельные) виды счетов, для которых предусмотрены особенности правового регулирования, в том числе порядок зачисления и списания денежных средств, порядок наложения арестов, определенный субъектный состав.

Общие положения о банковском счете

Согласно новой редакции статьи 845 ГК РФ, у банка будет изъято право устанавливать в договоре банковского счета условия об определении и контроле направления использования денежных средств клиента и какие-либо иные ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Более подробно будут описаны правила удостоверения права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете (ст. 847 ГК РФ в редакции Проекта). Большая часть новых правил регулирует случаи, когда для совершения операции применяются электронные средства платежа.

Предполагается, что банк будет нести ответственность не только за несвоевременное зачисление, перечисление или списание денежных средств по поручениям клиента, но также и за списание денежных средств неуполномоченным лицом, когда не мог установить, что лицо не имеет полномочий на распоряжение средствами на счете (п. 2 ст. 856 ГК РФ в редакции Проекта). За списание денежных средств неуполномоченным лицом банк будет нести ответственность в размере суммы списанных денежных средств и процентов, которые должны были начисляться на эту сумму по условиям договора банковского счета. Отметим, что таким образом Проект ГК РФ ограничивает общий размер ответственности банка только в случае, если убытки причинены не по вине банка. При наличии вины банка убытки могут быть взысканы в полном размере по правилам статьи 15 ГК РФ, включая и упущенную выгоду (абз. 3 п. 2 ст. 856 ГК РФ в редакции Проекта).

Единственная возможность для банка снизить размер возмещаемых убытков - доказать, что клиентом не были соблюдены требования п. 4 ст. 847 ГК РФ в редакции Проекта, то есть что клиент не действовал с необходимой осмотрительностью и заботливостью, чтобы не допустить распоряжение денежными средствами неуполномоченными лицами (абз. 2 п. 2 ст. 856 ГК РФ в редакции Проекта).

Совместный счет

Данный вид счета открывается одновременно двум и более клиентам, каждый из которых имеет право распоряжаться денежными средствами на данном счете. Общее количество владельцев счета не ограничено (ст. 860.1 ГК РФ в редакции Проекта).

Для данного вида счета характерны преимущественно диспозитивные начала регулирования. Клиенты могут согласовать правила распоряжения совместным счетом и включить их в условия договора. Например, определить, что распоряжение денежными средствами возможно только по совместному указанию всех клиентов (абз. 2 ст. 860.1 ГК РФ в редакции Проекта) или что какие-либо операции разрешено совершать только одному из клиентов (абз. 2 ст. 860.3 ГК РФ в редакции Проекта). Можно установить, в равных или не в равных долях будут принадлежать владельцам поступающие на счет денежные средства (п. 3 ст. 860.6 ГК РФ в редакции Проекта).

Договором устанавливаются и правила исполнения обязательств, вытекающих из договора кредитования совместного счета. По общему правилу они отвечают солидарно, но могут утвердить и иной порядок исполнения этого обязательства в части возврата полученной денежной суммы и уплате процентов на нее (ст. 860.4 ГК РФ в редакции Проекта). При этом не сказано, могут ли они также поступить в отношении неустойки, и выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

При аресте денежных средств на совместном счете по обязательствам одного из владельцев прочие владельцы имеют право требовать освобождения от ареста причитающейся им доли денежных средств (ст. 860.5 ГК РФ в редакции Проекта).

Каждый из клиентов имеет право расторгнуть договор с банком в одностороннем порядке и на это не требуется согласие других владельцев счета. В этом случае ему выплачивается причитающийся остаток денежных средств в размере своей доли (ст. 860.6 ГК РФ в редакции Проекта). Но сам договор совместного счета, в отличие, например, от договора простого товарищества (ст. 1050 ГК РФ), сохраняет свое действие для оставшихся владельцев счета.

Публичный депозитный счет

Данный вид счета может быть открыт только в предусмотренных законом случаях, когда должник или иные поименованные в законе лица имеют право депонировать денежные средства. Право на открытие такого счета имеют лица, которым закон позволяет принимать средства на депозит, - нотариусы, служба судебных приставов, суды и другие подобные лица (п. 1 ст. 860.23 ГК РФ в редакции Проекта).

Договор публичного депозитного счета будет регулироваться только императивно. Нормы о правилах зачисления и списания денежных средств, правилах открытия и закрытия счета будут установлены законом, и стороны договора изменить их не смогут.

Публичный депозитный счет предназначен для зачисления депонированных денежных средств, перечисления или выдачи депонированных денежных средств бенефициару и возврата их депоненту (другому лицу по указанию депонента). Любые операции по счету совершаются только на основании поручения владельца счета (п. 1 ст. 860.24 ГК РФ в редакции Проекта). Зачисление денежных средств на счет влечет возникновение права требования к владельцу счета у бенефициара, но бенефициар не вправе обращаться в банк для перечисления ему указанных денежных средств (п. п. 3 и 4 ст. 860.23 ГК РФ в редакции Проекта).

За пользование денежными средствами на публичном депозитном счете банк выплачивает владельцу счета проценты в размере, обычно принятом для вкладов до востребования (ст. 860.25 ГК РФ в редакции Проекта).

Из смысла положений Проекта ГК РФ следует, что сохранность денежных средств на публичном депозитном счете будет одной из самых важных целей его открытия. Во-первых, на денежные средства на публичном депозитном счете не может быть наложен арест по обязательствам владельца счета, бенефициара или депонента, допускается только обращение взыскания, соответственно, на права требования, к кредиторам или права требования к владельцу счета (ст. 860.26 ГК РФ в редакции Проекта). Во-вторых, при несостоятельности (банкротстве) банка депонированные денежные средства не включаются в конкурсную массу и подлежат передаче на иной публичный депозитный счет (ст. 860.27 ГК РФ в редакции Проекта). В-третьих, в случае смерти или сложения (прекращения) полномочий нотариуса, являющегося владельцем счета, его должно заменить другое наделенное подобными правами лицо. Если владелец счета - орган, служба и т.п., то в случае его упразднения или преобразования права владельца переходят к другому органу, обладающему соответствующей компетенцией (ст. 860.28 ГК РФ в редакции Проекта).

Карточный счет

Данный вид счета предназначен для осуществления клиентом безналичных расчетов и (или) кассовых операций с одной или несколькими платежными картами.

Согласно Проекту по договору карточного счета у банка есть обязанность предоставлять клиенту информацию об операциях по такому счету, произведенных за отчетный период. Изначально он равен одному месяцу, но может быть сокращен договором (п. 1 ст. 860.33 ГК РФ в редакции Проекта). Вместо предоставления выписки банк может с согласия клиента обеспечить ему возможность постоянного доступа к соответствующей информации способами, установленными договором (п. 2 ст. 860.33 ГК РФ в редакции Проекта). Однако при отзыве клиентом своего согласия выписка по карточному счету должна будет предоставляться по правилам п. 1 ст. 860.33 ГК РФ в редакции Проекта.

Таким образом, Проект ГК РФ устанавливает для банка обязанность сообщать не только о каждой операции, совершенной посредством банковской карты, но также (ежемесячно) обо всех операциях по карточному счету, если клиент откажется от постоянного доступа к данной информации.

Платежная карта, позволяющая совершать операции в кредит, может быть передана клиенту или его представителю только в банке, за исключением случаев ее замены (ст. 860.32 ГК РФ в редакции Проекта).

Право распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, может быть ограничено законом или договором (ст. 860.34 ГК РФ в редакции Проекта).

Проект ГК РФ предполагает обязанность банка обеспечивать клиенту возможность незамедлительно сообщить об утрате платежной карты или ее предполагаемого использования неуполномоченными лицами. Такое сообщение может быть совершено посредством телефонной связи или иным способом согласно договору (ст. 860.35 ГК РФ в редакции Проекта).

Расчеты

Расчеты по аккредитиву

Проект ГК РФ устанавливает открытый перечень действий по исполнению аккредитива, помимо осуществления платежей получателю средств, оплаты, акцептования или учета переводного векселя, выставленного бенефициаром (п. 1 ст. 867 ГК РФ в редакции Проекта). В действующей редакции ст. 867 ГК РФ установлен закрытый перечень действий по исполнению аккредитива.

Также Проектом ГК РФ предусматривается исполнение аккредитива не только по представлению бенефициаром предусмотренных аккредитивом документов, но и при выполнении дополнительно иных его условий. Пункт 4 ст. 861.1 ГК РФ в редакции Проекта устанавливает для переводов денежных средств, одним из видов которых является аккредитив, открытый перечень таких условий (например, встречное перечисление денежных средств или ценных бумаг).

Предлагается изменение классификации аккредитивов. Проект ГК РФ исключает их деление на покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). Перечисленные в Проекте ГК РФ правила проведения расчетов соответствуют действующим правилам осуществления расчетов по непокрытым аккредитивам. Деление аккредитивов на отзывные и безотзывные сохранено. Кроме того, регулированию подтвержденного аккредитива отведена отдельная статья (ст. 870 ГК РФ в редакции Проекта).

Если в договоре не указан вид аккредитива, то согласно Проекту ГК РФ он классифицируется как безотзывный (п. 3 ст. 869 ГК РФ в редакции Проекта). Действующие нормы определяют его как отзывный (ст. 868 ГК РФ).

Еще одно новшество - возможность изменить подтвержденный аккредитив без согласия подтверждающего банка. Последний в таком случае становится обязанным на измененных условиях, если даст на это согласие, или на прежних условиях, если такое согласие не последует (п. 2 ст. 870 ГК РФ в редакции Проекта).

Предложено считать аккредитив открытым с момента получения бенефициаром соответствующего уведомления банка-эмитента, если иное не предусмотрено законом, банковскими правилами или договором (п. 3 ст. 867 ГК РФ в редакции Проекта).

Внесены поправки в отношении срока проверки документов исполняющим банком и банком-эмитентом. Данный срок не должен превышать пяти рабочих дней (п. 2 ст. 871 ГК РФ в редакции Проекта).

Что касается правил закрытия аккредитива, то в случае принятия рассматриваемых изменений в ГК РФ его можно будет закрыть:

- по истечении срока аккредитива, за исключением случая, когда документы по аккредитиву были представлены в пределах срока аккредитива;

- по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия;

- по заявлению приказодателя об отзыве отзывного аккредитива.

Владение

Предлагается ввести специальные нормы о владении

В частности, определено понятие, объекты владения и способы его приобретения.

В ст. 209 ГК РФ в редакции Проекта устанавливается, что владение - это фактическое господство лица над объектом. Из положений Проекта следует, что в качестве такого объекта могут выступать по общему правилу индивидуально определенные вещи. Что касается родовых вещей, то они могут быть объектами владения, если будут индивидуализированы. Допускается владение частью объекта недвижимости, если эта часть может быть должным образом определена и ограничена (п. 4 ст. 211 ГК РФ в редакции Проекта).

Владение принципиально отграничивается от права на объект владения: в Проекте ГК РФ указывается, что приобретение права владения на вещь не означает по общему правилу получения владения на нее. Оно может быть получено лишь посредством установления фактического господства над вещью. При этом лица, имеющие доступ к объекту в силу родственных или трудовых связей, не признаются его владельцами.

Владение может приобретаться либо вручением (передачей), либо поступлением вещи во владение иным образом (п. 1 ст. 212 ГК РФ в редакции Проекта). Владение также может быть получено в результате односторонних действий приобретателя владения, а также в результате действий судов или иных государственных органов.

Наши рекомендации