Суд. Высшая судебная власть принадлежала монарху. Он осуществлял ее совместно с представителями знати. Наиболее опасные правонарушения подлежали рассмотрению на королевском Совете.
Основным судебным учреждением страны, где рассматривалась подавляющая часть дел были "суды сотни". Их форма на протяжении нескольких веков не претерпела серьезных изменений.
Тем не менее, постепенно судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Первоначально граф, центенарий или викарий только собирали мальберг - собрание свободных людей сотни, выбиравших судей - рахинбургов и председателя суда - тунгина. На суде должны были присутствовать все полноправные жители сотни (мужчины).
Люди короля, поначалу лишь следившие за правильностью судопроизводства, затем становятся председателями судов. Каролинги завершили этот процесс. Их посланцы - миссии получили право назначать членов суда - скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена. Таким образом, народные судьи отдалились от самого народа.
Последующее развитие феодализма привело к радикальному изменению всей судебной структуры. Сеньоры расширяют свои права в области суда над крестьянами, живущими в их владениях.
В начале IX века Франкское государство находилось в зените своего могущества. Однако, уже тогда оно несло в себе элементы, приближающегося распада и упадка. Созданное путем завоеваний оно представляло конгломерат народностей ничем кроме военной силы не связанных. Властными структурами на местах были администрации губернаторов и графов, деливших власть с епископами, о чем официально свидетельствовал капитулярий Карла 1. Важную роль играли маркграфы, которые следили за безопасностью границ и порядком в пограничных графствах.
Карл осуществлял управление через рассеянный по империи административно-судебный аппарат "государевых посланцев", претворявших в жизнь королевские распоряжения. Эти люди в составе одного светского и одного духовного лица ежегодно объезжали округа, включающие в себя несколько графств. Они наблюдали за правильным управлением королевскими поместьями, за правильностью совершения королевских обрядов, деятельностью королевских судей, рассматривали апелляции на решения местных судов по тяжким преступлениям. Они могли требовать выдачи преступника, находившегося на территории владения того или иного феодала. Неповиновение последних грозило им штрафом. В целом же эта система власти свидетельствовала о слабости центра, не имевшего твердой опоры на местах.
Постепенно феодалы утратили былую заинтересованность в едином государстве. К тому же экономика носила замкнутый натуральный характер. Не существовало и национальных связей, т.к. нации еще не формировались. Это вело к обособлению феодальных владений, что в конечном итоге завершило путь страны от феодальной монархии к периоду феодальной раздробленности.
После смерти Карла Великого в 843 году раскол был юридически закреплен в договоре, заключенном в Вердене его внуками. Правопреемниками империи стали три королевства: западнофранкское, восточнофранкское и среднее (будущие Франция, Германия и отчасти Италия). На смену раннефеодальной монархии приходит новая феодально-государственная форма - сеньориальная монархия.
* * *
Государство, подобное франкскому, получило название раннефеодального. Для него характерно:
- переходный характер феодальной монархии, когда она, выражая интересы феодализирующейся военной и чиновной знати, вынуждена была уживаться со старинными формами самоуправления;
- постепенное превращение свободных крестьян-общинников в крепостных;
- переход земли из ведения сельской общины в собственность феодалов. Все это свидетельствует о том, что первобытнообщинный строй уступил место феодализму.
Лекция 2.
Государство
Феодальной Франции
План лекции
1. Становление феодального государства во Франции в форме сеньориальной монархии в условиях политической децентрализации (IХ-ХШ вв.).
2. Особенности процесса формирования сословий и утверждения сословно-представительной монархии во Франции (ХIV-ХVвв.).
3. Абсолютная монархия во Франции (XVI-ХVШ вв.).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Батыр К.И. История феодального государства Франции. М., 1975.
2. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Франции. М., 1963
3. Григулевич И.Р. История инквизиции. М., 1970.
4. Люблинская А.Д. Французский абсолютизм в первой трети ХVП века. М.- Л., 1965.
5. Хачатурян Н.А. Возникновение генеральных штатов во Франции. М., 1976
6. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции (ХШ-ХV вв.) М., 1994
После распада империи Карла Великого в состав западно-франского государства вошли земли к западу от Рейна: Аквитания, Нейстрия, Бретань, Гасконь, Септимания, Испанская марка. Однако Франция (само название утвердилось в Х веке) была единым королевством лишь номинально, так как ее территориальный распад продолжался.
Процесс перераспределения земельной собственности между сеньорами был завершен в 1Х-ХШ веках. Отныне в постоянном пользовании, а в ряде случаев во владении крестьян находились лишь сравнительно небольшие участи (парцеллы) господской земли. Экспроприация крестьянских земель сопровождалась дальнейшим порабощением самих крестьян, превращением их в феодально-зависимых. Формы и степень зависимости были очень разнообразны. Большинство крестьян стали сервами или вилланами.
Разорительными для крестьян были баналитеты - монопольное право собственности сеньоров на хлебные печи, мельницы и т.п., сопряженное с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату.
Хозяйство носило ярко выраженный натуральный характер, стабильных устойчивых экономических отношений между районами страны не было. В рассматриваемый период несколько увеличилось городское население. Некоторое развитие получило ремесленное производство.
Государственный строй. Королевство состояло из многих фьефов (владений феодалов, герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли собой полностью или почти полностью независимые политические образования. Более или менее прочно король чувствовал себя в своих личных владениях – «королевском домене». Представители знати неоднократно подчеркивали, что стране нужен король, но король слабый. Этим они руководствовались, когда после прекращения династии Каролингов избрали на французский престол графа Гуго Капета (конец Х века).
Отсутствию единства страны способствовала и этническая разобщенность (кельты, галлы. франки). Еще не сложился единый язык.
Структура государства определялась системой феодальных поземельных отношений. Владельцы наиболее крупных земельных наделов были вассалами короля.
Установление отношений вассалитета обычно фиксировалось особым договором. Вассал должен был вместе со своими людьми нести военную службу в пользу сеньора (40 дней в конце XII в). Вассал должен был выплачивать сеньору различные "помощи" (посвящение в рыцари сына, свадьба детей и т.д.). Он заседал в суде, если подсудимым был вассал равного ранга, участвовал в работе совещательного совета (курии) сеньора.
В свою очередь сеньор брал обязательство оказывать своим вассалам военную помощь в случае нападения, и определенных случаях оказывать материальную помощь. Если вассал не нарушал обязательств, сеньор не мог отобрать у него фьеф.
Структура и правомочия отдельных органов государства. Король был выборным. Он выбирался его вассалами и руководителями церкви. Королевская курия или Великий Совет - съезд крупнейших феодалов - единственный общегосударственный орган, решавший наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики.
Суду были присущи все характерные черты средневековой юстиции. Каждый свободный должен был судиться "судом равных". Подсудность устанавливалась в соответствии с иерархией феодальных отношений.
На практике военная сила, которой располагал сеньор, определяла его реальные возможности в области управления и суда. Граница между правом и произволом окончательно стиралась.
Таким образом, судебная власть не была отделена от административной. Судебные органы не сложились в организационно- обособленную систему.
К XIII веку наметилась тенденция к централизации государства и усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан. К этому времени города стали центром ремесел и торговли. Пытаясь выйти из подчинения феодалов, они создали городские самоуправления - коммуны, которые имели свое войско (ополчение). Полноправных горожан стали называть буржуа (старогерманское ''бург" - укрепленный город). Феодальная раздробленность мешала становлению общегосударственного рынка.
Одним из проявлений усиления королевской власти явилась отмена выборности короля (начало XIII в.). Отныне престол переходил по праву наследования. Затем постепенно вассалы всех рангов начинают принимать присягу на верность королю.
В этот период были приняты важные меры, призванные ослабить сепаратизм феодальной знати. Среди них особое значение имели реформы Людовика IX (середина XIII в.).
Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, была проведена судебная реформа. В королевском домене была запрещена "частная война", т.е. выяснение отношений между сеньорами. Соперники должны были обращаться в королевский суд. На остальной территории вводились так называемые 40 дней короля, в течение которых феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы спорящие стороны также могли обратиться в королевский суд.
Для претворения в жизнь этого решения на местах почти во все области страны были направлены королевские судьи, значение которых постепенно настолько возросло, что к ним стали обращаться не только сеньоры, но и все свободные граждане, недовольные решениями сеньориального суда.
Из королевской Курии была выделена судебная палата - Парижский парламент - состоявшая в основном из юристов-профессионалов.
Финансовая реформа Людовика 1Х также способствовала ускорению процесса централизации страны. В королевском домене в качестве расчетной единицы вводится королевская золотая монета. Постепенно она вытесняет из обращения местные деньги. Королевская казна получила таким образом новы источник доходов.
Из королевской курии выделяется еще одно учреждение - Счетная палата, ведающая финансами и занимавшаяся сбором пошлин с феодалов.
Реформы Людовика 1Х способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Происшедшие в ХШ веке изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.
К Х1У веку рост городской промышленности и торговли достигает значительных размеров. Экономические связи между городом и деревней приобретают стабильный устойчивый характер.
В связи с развитием товарно-денежных отношений феодалы начинают заменять часть натуральных повинностей денежным оброком. Для наиболее экономически развитых областей предпочтительным становится лично свободный крестьянин - цензитарий, держатель наследственного земельного надела – цензивы.
В рассматриваемый период завершилось юридическое оформление сословий. Первым сословием считалось духовенство. С установлением единого правового статуса духовенства укрепились его важнейшие сословные привилегии: право на получение десятины, право на налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от любых государственных должностей и повинностей.
Вторым сословием являлось дворянство. Это сословие объединило всех светских феодалов. Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключительное право собственности на землю. Представители этого сословия имели право на титулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они также освобождались от уплаты государственных налогов.
Единственным податным сословием во Франции являлось третье сословие, в которое входило трудовое население и формирующаяся буржуазия. Члены этого сословия не имели каких-либо особых личных и имущественный прав. Они не были защищены от произвола со стороны королевской администрации и отдельных феодалов.
Решая важные государственные задачи, укрепившаяся королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с оппозицией феодалов, которую не могла преодолеть самостоятельно. Поэтому политическая сила короля зависела от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Политическим выражением союза короля и представителей различных сословий стало рождение особых сословно-представительных органов – Генеральных штатов и провинциальных штатов.
Первые собрания сословного представительства возникли еще в XIII веке в отдельных провинциях. В 1302 году впервые было проведено общефранцузское собрание сословий, которое стали называть Генеральными штатами. Через собрания сословий короли получили возможность обращения к сословиям, минуя крупных феодалов. Постепенно Генеральные штаты превращаются в важнейший орган государства.
Каждое сословие в нем было представлено отдельной палатой. Высшее духовенство и крупные светские феодалы приглашались королем лично. Третье сословие выбирало своих депутатов. Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решения принимались простым большинством голосов. Утверждалось решение всеми палатами, причем каждая из них имела один голос.
Генеральные штаты созывались по усмотрению короля. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Кроме введения новых налогов, они контролировали расходы правительства, давали согласие на объявление войны и заключение мира.
После окончания Столетней войны (1437 г.) значительно усиливается единоличная королевская власть. Большой бюрократический аппарат управления и наемная армия содержались за счет налогов, взимаемых уже без одобрения Генеральных штатов, начиная с XVI века они практически перестают созываться (в XVII в. - 1раз, в XVIII в. - 1раз). Взамен их правительство начинает изредка по своему усмотрению созывать собрание нотаблей (именитых поданных). Но это учреждение имело чисто совещательные функции.
Центральное и местное управление. Развитие процесса централизации проявилось в создании на базе королевской курии Государственного совета, который осуществлял по указанию короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления. Полномочия совета носили совещательный характер. По мере укрепления королевской власти монарх чаще прибегает к созыву узкого, тайного совета, состоящего из лиц, приглашенных по своему усмотрению.
Высшим органом финансового управления стала Счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступающие с мест.
Среди должностных лиц государства наибольшее значение имели:
- канцлер. Он осуществлял текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц, во время отсутствия короля председательствовали в совете, под его руководством готовились проекты ордонансов;
- коннетабль - командир конного рыцарского войска, с XIII в. - командующий королевской армией;
- камерарий– казначей;
- палатины - королевские советники, выполнявшие наиболее .важные поручения.
В госаппарате было немало лиц, изучивших университетский курс юриспруденции, включая римское право. Таких людей называли легистами(от латинского "lex"- закон). Они составляли наиболее влиятельную часть должностных лиц, с помощью которых король оттеснял именитую знать от рычагов государственного управления.
На местах отношения вассалитета заменяются относительно централизованным многозвенным бюрократическим управлением.
Королевский домен был разделен на бальяжи. Они управлялись бальи - чиновниками, которые занимались текущим управлением, сбором налогов. наблюдением за деятельностью административно-судебных органов.
Бальяжи делились на превотажи во главе с прево, наделенным военной, административной, финансовой и судебной властью.
В ряде районов страны (Нормандия, Прованс) действовали провинциальные штаты. Организационно они не имели связи с генеральными штатами. С усилением централизации власти (ХV в.) штаты перестают созываться.
Правительство усиливает контроль и над коммунами, которые помимо административного управления и суда имели право издавать постановления, обязательные для горожан. Выборный орган городского самоуправления - горсоветсостоял из эшевенов и пожизненного избранного главы города - мэра (наиболее состоятельного гражданина). В деревне существовали органы общинного самоуправления. Во главе - сход, исполнительная власть в руках избираемых сходом из наиболее зажиточных крестьян - синдиков.
Судебная система. В развитии судебных учреждений наметились следующие тенденции:
1) Часть судебных правомочий изымается у феодалов и передается королевской юстиции. Королевский суд мог пересмотреть любое решение сеньориального суда
1) Наметилось постоянное обособление судов от административных органов
2) Начинает формироваться судебная система централизованной монархии
Высший суд королевства – Парижский Парламент (большинство постепенно перешло в руки легистов) стал высшим апелляционным судом. Был разделен на палаты большая (судебная), несколько следственных и палат прошений. Рассматривал наиболее важные гражданские и уголовные дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов.
Кроме того, было создано 13 провинциальных парламентов, рассматривавших наиболее серьезные дела.
Основную массу дел в качестве королевских судей на местах рассматривали бальи и прево. На этом уровне юстиция еще не отделилась от административных органов.
В XIV веке создается специальный орган уголовного преследования и обвинения - прокуратура. Поначалу в ее состав входили особо доверенные лица короля, следившие за соблюдением интересов короны при судебном рассмотрении общегосударственных, местных и даже частных дел. Впоследствии королевские прокураторы стали выступать в судах, как обвинители по делам, где затрагивались интересы монархии и государства.
В XV - XVI веках в странах Западной Европы, в т.ч. и во Франции складываются абсолютные монархии. Наступает последний период в истории феодализма.
Предпосылки абсолютизма коренятся в социально-экономических переменах, вызванных зарождением и развитием буржуазных отношений. Европейская промышленность вступила в эпоху технического перевооружения. Мелкое производство сменилось более крупным. На смену мастеру, создававшему изделие от начала до конца, пришло мануфактурное производство, а значит и техническое разделение труда. Во Франции первая мануфактура появилась в XVI веке.
По мере накопления капиталов предпринимательская верхушка городов складывается в класс буржуазии. Возникают крупные состояния. Получают развитие банки и общегосударственные ярмарки. Созданная при Людовике XI Лионская ярмарка становится на некоторое время денежным центром для всей Западной Европы.
Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации.
По мере роста богатств, сосредоточенных в руках буржуазии, возрастало ее значение в феодальном обществе. Благодаря существовавшей во Франции покупке должностей представители буржуазии проникают на самые важные посты в финансовое и судебное ведомства.
Устанавливается своеобразное равновесие сил буржуазии и феодального дворянства. Воспользовавшись этим равновесием сил, государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам и, тем самым, возрастает в своем значении.
Наибольшее осуществление принципы абсолютной монархии находят во Франции. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются:
- полного контроля над всеми провинциями;
- неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства, включая законы о налогах и военной службе;
- сокращается сфера сеньориальной юстиции, приходит конец автономии городов, перестают созываться Генеральные штаты;
- назначения на церковные должности исходят от короля.
Полное торжество неограниченной монархии во Франции отмечено реформами кардинала Ришелье, фактически управлявшего страной при Людовике XIII (1624-1644 гг.). Важнейшая из его реформ заключалась в расширении компетенции назначенных из центра чиновников, стоявших во главе провинций. В руки "интендантов полиции, юстиции и финансов" были отданы сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами и набор в королевскую армию, руководство местной полицией.
На эти должности намеренно назначались люди незнатного происхождения. Они, как правило, были чужими для провинций, которыми управляли. Должности интендантов в отличие от других не продавались.
Государственная власть со всеми ее атрибутами сосредоточивается в руках короля. От него исходят все законы, в его руках сосредоточено управление финансами. Государство отождествляется с личность короля, что нашло свое выражение в высказывании, приписываемом Людовику Х1У: «Государство – это я!»
В состав государственного (королевского) совета королем назначались представители высшей придворной аристократии и дворянства. Решения совета утверждались королем, что придавало совету совещательный характер. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш (сообщений с мест). Функционировали рад других органов: тайный совет (кассационный пересмотр ряда судебных дел), аппарат канцлера - почетного представителя короля.
Часть этих органов действовала постоянно, другие от случая к случаю, третьи не созывались вообще. Но должностные лица продолжали числиться на службе и получали огромное жалование, что делало их верными слугами монархии.
Центральные органы управления, созданные во времена абсолютизма, возглавлялись Генеральным контролером финансов и госсекретарями по военным, иностранным, морским делам и делам двора.
Завися от воли сюзерена и не зная, какой она будет завтра, министры, даже компетентные, были лишены действительного значения. Естественно, не проявляли инициативы и другие чиновники. Они действовали по принципу ответственности за свои действия только перед тем, кто наверху, и полнейшего игнорирования интересов низших слоев. Тем более, что произвол постоянно исходил от самого короля. Актом 1692 года, например, Людовик XIV объявил продажными все те городские должности, которые до того считались выборными. В течение 80 лет правительство 7 раз объявляло эти должности продажными и столько же раз заставляло их выкупать.
Особым произволом сопровождалось взыскание налогов, размер которых зависел от усмотрения сборщика. Никогда еще французский крестьянин не жили так плохо, как в период наибольшего блеска абсолютной монархии. Уже при Ришелье крестьянин, по утверждению самого министра, был "ободран до костей".
Значительные средства выжимались из страны с помощью различных таможенных сборов, которые собирались не только на границах, но и внутри страны. Хотя раздробленность Франции была ликвидирована, правительство сохранило внутренние таможни. Местные торговцы говорили, что дешевле привезти соль из Китая, чем провезти ее внутри страны с юга на север.
Суд. Одновременно в государстве функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные, которые нередко дублировали друг друга, усиливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности
В рассматриваемое время продолжалось усиление роли королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом(1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Им продолжали оставаться подсудными гражданские дела с небольшой суммой иска, но и они могли по усмотрению сторон передаваться в королевские суды. Королевская юстиция получила право эвокации т.е. принятия дела из любого некоролевского суда, на какой бы стадии судебного разбирательства оно не находилось.
Однако, эти меры не вызвали улучшения деятельности судов, т.к. сама структура королевской юстиции была архаичной, крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Особыми правомочиями пользовался Парижский парламент, в состав которого, наряду с судьями входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король.
Не меньшее значение имел Государственный совет, считавшийся высшим органом управления. Он одновременно рассматривался как высший суд и был наделен правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права. Им разрешались споры о подсудности.
Помимо общих судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство имело свой суд (счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора).
Особую значимость имели военные суды. Были суды морские и таможенные,
Вершиной этой пирамиды был король, который мог принять к своему рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.
Неопределенность компетенции, наделение судебными функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для царивших в судах произвола и волокиты. Тон в этом задавали правительство и король.
Начиная с правления Ришелье, в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. При Людовике XIV вошли в употребление бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму. Бланки часто оказывались в руках фаворитов и фавориток короля, которые используя их сводили с неугодными им лицами. Практика применения таких приказов приняла массовый характер (во времена Ришелье более 50 тысяч).
Произвол, казнокрадство, царившие в обществе, были отражением кризиса, охватившего всю систему французского абсолютизма в целом. Резко понизилась боеспособность армии, которая имела ярко выраженный классовый характер (офицером мог быть только дворянин).
В результате была проиграна семилетняя война (1756-1763гг.) и спор с Англией за колониально-морское первенство закончился в пользу последней. Симптомом упадка было и бессилие абсолютизма довести до конца процесс создания единого государства, упростить и упорядочить запутанное административное и судебное устройство. Сосредоточение сильной местной власти в руках провинциальных интендантов не устраняло административной неразберихи, а только отягчало бедствия народа. На вопрос "что есть интендант?" Фонвизин кратко, но правильно отмечал: интендант – это "вор, имеющий полномочия грабить провинцию безотчетно"
Королевский двор называли "могилой нации". Он был самым главным источником административных злоупотреблений и произвола. Имея связи с высшими властями или королевскими фаворитками, можно было раздобыть те самые "леттр де каше", о которых говорилось выше и без суда заточить в Бастилию своего личного или политического врага.
Таким образом, сыграв в течение определенного времени известную положительную роль, монархия изжила себя и превратилась в реакционную силу. Абсолютизм был последним этапом в истории феодального государства. В ходе революции 1789 года феодализм и его правовые институты в лице монархии были низвергнуты.
Лекция 3.