Конституция РСФСР 1918г. (доктрина, структура, институты власти и управления, федеративное устройство). Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (основные положения).
Разработка: декреты 2 съезда советов были первыми актами конституционного характера. в них решались не только текущие. но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. второй этап начался с принятия на 3 съезде советов Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (янв 18), но этот документ носил программный характер. 3 всерос.съезд поручил ВЦИК разработать проект конституции. Конституционная комиссия была создана на замедании ВЦИК 1 апреля 1918г. председатель – Свердлов. работа над проектом заняла 4 месяца.активно обсуждались вопросы: о фелеративном устройстве, о системе советов, об СНК. о социально-экономических преобразованиях. все предложения были отвергнуты созданной специальной комиссией во главе с Лениным. в проект в качестве составной части вошла Декларация прав…
10 июля 1918г. на V съезде Советов была принята первая советская Конституция. Структурно первая Конституция 1918г. представляла собой: 6 разделов, включающих 17 глав и 90 статей. Основные принципы её были сформулированы в шести разделах:
1.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
2.Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;
3.Конституция советской власти;
4.Активное и пассивное избирательное право;
5.бюджетное право;
6.О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
социальная основа – диктатура пролетариата, политическая основа – система советов рабочих. крестьянских и солдатских депутатов. По Конституции РСФСР устройство государства носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.
Институты власти и управления страны:
Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов (раз.3, гл.6, ст.24). Съезд избирал ответственный перед ним (раз.3, гл.6, ст.29) Всероссийский центральный исполнительный комитет (раз.3, гл.6, ст. 28), который являлся высшей властью Республики в период между съездом (раз.3, гл.6, ст.30). ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом (раз.3, гл.7, ст.31). Он давал «общее направление деятельности» (раз.3, гл.7, ст.32) правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства.
ВЦИК формировал Правительство – Совет народных комиссаров (СНК), состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты (раз.3, гл.7, ст.35). СНК принадлежало общее управление делами РСФСР (раз.3, гл.8, ст.37). Всего образовывалось 18 народных комиссариатов (раз.3, гл.8, ст.43). Народные комиссары могли единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим его компетенции, которые могли быть обжалованы состоявшей при наркомате коллегией в Совет Народных Комиссаров или в Президиум ВЦИК (раз.3, гл.8, ст.45).
Органами власти на местах объявлялись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов (раз.3, гл.10, ст.53), формировавшие свои исполнительные комитеты (раз.3, гл.10, ст.55). В городах и селениях создавались городские и сельские Советы депутатов (раз.3, гл.11, ст.57), которые так же формировали свои исполнительные органы – комитеты (раз.3, гл.11, ст.58).
Компетенция центральных органов власти определялась в 3 разделе 9 главе статье 49. Таким образом, Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, Принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и др. Но, к исключительному ведению Всероссийского съезда Советов относились вопросы изменения Конституции и ратификации мирных договоров (раз.3, гл.9, ст.51).
СНК издавал декреты и распоряжения в области гос.управления. Избирательная система: к выборам допускались лишь представители отдельных соц.групп. в отношении которых не применялись ограничения по принципу пола, национальности, образования и вероисповедания – трудящимся. лишены избир.права: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, духовенство. служащие жандармерии. полиции.выборы не были равными. многоступенчатая системп выборов в советы; в местные советы-прямые.
Проект Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа был написан Лениным В.И. и 3 января 1918г. принят ВЦИК. Учредительное собрание не стало рассматривать проект "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", предложенный большевиками, т.к. в нём было требование отказаться от законодательной роли Учредительного собрания.18 января 1918г. Декларация была утверждена III Всероссийским съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Декларация состоит из четырёх разделов. В первом разделе устанавливаются политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашается республикой Советов, которым принадлежит вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Во втором разделе определяется задача социалистического государства построение социализма, а также декларируются отмена частной собственности на землю, введение рабочего контроля, национализация банков. В стране вводилась всеобщая трудовая повинность, провозглашалось создание Красной Армии. В третьем разделе устанавливались основные принципы внешней политики: борьба за мир, отмена тайных договоров царского и Временного правительств, аннулирование иностранных займов, полученных ими. Здесь же одобрялось провозглашение Советом Народных комиссаров независимости Финляндии, объявление свободы самоопределения Армении. В четвёртом разделе провозглашалось отстранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советами, предоставлялась возможность рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение об участии в федеральном правительстве и в др. советских федеральных учреждениях. Декларация была включена в первую Конституцию РСФСР, принятую 10 июля 1918г. V Всероссийским Съездом Советов.
Вопрос 55
Становление Советского права 1917-1918. Общая характеристика первых советских кодексов.: кодекс законов об актах гражданского состояния, брачный, семейный и опекунское право 1918г кодекс законов о труде 1918
Формирование нового права началось с изданием первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавших основные его принципы.Декрет о суде №1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых норм. В местных судах в качестве основного источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно складывается новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съездом, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий и даже местными советами.
Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, были брачно-семейные отношения. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения, узаконивавшие только гражданскую форму брака, устанавливавшие свободу развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». состоял из 4 разделов. 246 статей. Брак не требовал разрешения родителей, в армии- начальников. отменены такие препятствия к заключению брака. как монашество, разноверие, обет безбрачия. разрешался брак между дальними родственниками. Равноправие мужчин и женщин. внебрачные дети приравнивались к рождённым в браке. право на образование. пособие по старости, болезни. В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий. переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление.
В декабре 1917 г. ВЦИК принял постановление «О страховании на случай безработицы» и декрет«О страховании на случай болезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.
В декабре 1918 г. был принят первыйКодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), обобщающий всё предшествующее Советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства. В кодексе закреплялись нормы труда и отдыха, устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике — сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет. регламентировал компетенцию профсоюзов: разработка тарифов, разработка коллективных договоров по соглашению с работодателем или самостоятельно. появились трудовые книжки.
Сфера нового гражданского права формировалась в ходе процессов национализации, которая охватила как объекты промышленности, транспорта и финансов, так и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет«Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (всё остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения.
Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты национализированное имущество, ценные бумаги.
Государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички и т.п. предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли — из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частный капитал. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения, на правовом уровне происходило соответствующие вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «чёрный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.
Вопрос 56