Артикул воинский 1715 г.: общая характеристика; понятие преступления; классификация преступлений и система наказаний.

Артикул воинский – первый в России военно-уголовный кодекс. Необходимость разработки связана с формированием постоянной армии. состоял из 24 глав и 209 статей. Отход от казуальности. нормы дополнялись особым толкованием.

Воинские артикулы (Артикулы воинские) были приняты в 1715, они вошли в Устав воинский, который вступил в силу с 1716. Воинские артикулы были посвящены вопросам уголовной и административной ответственности военнослужащих. За основу воинских артикулов были взяты шведское, немецкое и пр. законодательство.

В петровский период в русском законодательстве появляется само понятие "преступление" в его современном понимании.

При Петре I состояние опьянения переводится из разряда смягчающих в отягчающие вину обстоятельства.

Виды преступлений по Воинским артикулам 1715:

1. Преступления против веры, в частности, сурово преследовалось раскольничество.

2. Государственные преступления, появляется такое преступление как оскорбление (в самом широком смысле этого слова) царя.

3. Должностные преступления: казнокрадство, взяточничество и пр.

4. Преступления против личности. (самоубийство. дуэль..)

5. Имущественные преступления.

Основным нормативным документом, регламентировавшим уголовное право, являлся к Артикул воинский 1715 г., в котором давалось понятие преступления, вины, цели наказания, необходимой обороны, крайней необходимости, приводился перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств.

В системе преступлений на первом месте стоят преступления против религии(чародейство, идолопоклонство. богохульство, раскольничество…), затем государственные(умысел убить царя, бунт, измена), должностные(взяточничество, лихоимство, казнокрадство..), воинские(измена. уклонение от службы, дезерстирство..), преступления против порядка управления и суда(подлог, подделка документов, фальшивомон-во, джеприсяга), против благочиния(укрывательство преступников, содержание притонов, азартные игры), против личности, против достоинства и чести(клевета, оскорбление словом), имущественные, против нравственности(изнасилование, мужеложство ).

Целью наказания является устрашение, которое сочеталось с публичностью наказаний, изоляция преступника, использование труда осужденных в принудительных каторжных работах.

Наказание характеризуется отсутствием индивидуализации, неопределенностью формулировок, сословным характером. Широко применяется смертная казнь, члено-

вредительство, телесные, позорящие виды наказаний.

В гражданском праве основным источником становится закон, а не обычай, преобладает формализм, письменная форма документов. Появляется понятие собственности, регламентируются отношения недвижимости, устанавливается единый правовой режим для вотчины и поместья, но вводятся ограничения на сделки с недвижимостью. Развивается обязательственное право, в гражданском обороте присутствует договор подряда, личного, имущественного найма, купли-продажи, поставки, поклажи, займа, товарищества. Различаются формы договора: крепостная (государственное удостоверение и взимание пошлины), явочная (государственная регистрация) и домашняя (не требовала никакой регистрации). В наследственном праве вводится институт майората, разрешавший наследование земель только одному наследнику (старшему сыну - по закону или одному сыну -по выбору завещателя). При отсутствии сыновей могли наследовать дочери, но только по завещанию.

Судебный процесс отличался усилением розыскных начал (≪Краткое изображение процессов и судебных тяжб≫ 1715 г.), затем с 1723 г. (Указ Петра I ≪О форме суда≫) превалирует состязательный процесс.

смертная казнь предусмотрена 122 раза

Вопрос 26

«Краткое изображение процессов или судебных тяжб» 1715 г. и Указ «О форме суда» 1723 г. и их значение в развитии судебного процесса.

При Петре I в России впервые появились собственно суды (т.е. государственные органы, занимающиеся исключительно отправлением правосудия и не обремененные административными функциями): надворные (губернские) суды, городовые судьи в городах. Правда, эти суды были упразднены вскоре после смерти Петра I. Однако все же по сути суды не были отделены от администрации. Судебные полномочия по определенным отраслям принадлежали соответствующим коллегиям. Судебными вопросами также занимались Сенат (например, именно сенаторы судили опального царевича Алексея Петровича) и даже лично царь.

В 1697 Петр I предписал все дела (даже гражданские) разрешать в порядке розыска, т.е. суд был отменен (о различиях суда и розыска в XVIIв. см. вопрос №32). На практике был сохранен судебный порядок рассмотрения некоторых гражданских дел. Несмотря на обязательность розыска, появляются элементы состязательности.

Судебный процесс регулировало Краткое изображение процессов (часть Воинского устава 1716, подготовленного в 1715) для военных судов, где судьями были воинские начальники (генералы и офицеры).

В России в это время появляется теория формальных доказательств, т.е. законодательно определяются ценность и значимость тех или иных доказательств.

в уголовных делах преобладал розыскной принцип. процесс делился на 3 части: 1-оповещение о начале процесса, 2-разбирательство, 3-от вынесения приговора до его исполнения. оповещение-в письменной форме. в процессе не допускалось представительства (кроме болезни). закон допускал отвод судей, если тот был во враждебных отношениях с одной из сторон.

пытка была регламентирована законом. показания мужчин ценнее показания женщин, знатных людей – крестьян. духовного лица – светского. сенат-высшая апел.инстанция.

В 1723 Петр I издает указ "О форме суда", которым, в частности, определяется форма искового заявления, также восстанавливаются нормы Соборного Уложения 1649 по гражданским делам и части уголовных дел в гражданских (невоенных) судах, т.о. произошел возврат к состязательности по этим категориям дел.

Нужно отметить, что Преображенский приказ фактически выполнял функции специального суда по политическим делам.

Сохраняли правовую обособленность церковные суды. В Указе «О форме суда» было предписано прошение располагать пунктами, пункт за пунктом и так, чтобы то, что написано в одном пункте не повторять и не смешивать с изложенным в другом. Регламентируется порядок судебного следствия. В отличие от «Краткого изображения...» (ст.2 гл. «О ответчике») теперь запрещается давать ответ на челобитную в письменном виде. Запрещается возбуждать встречный иск или встречное обвинение до окончания следствия по основному делу. Возможна передача встречной жалобы в другой суд, если она не подсудна данному суду. Указ возвращается к довольно широкому применению поручительства, почти забытого в «Кратком изображении...». Закон требует, чтобы приговор выносился по отдельным пунктам обвинения, а не общий для всего дела, как это было раньше.

Вопрос 27

Манифест Петра III о вольности дворянству 1762 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г. Екатерины II о статусе благородного сословия.
Манифест о вольности дворянства - ("О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству") - закон, расширивший сословные права и привилегии русских дворян. Издан 18 февраля 1762 г. императором Петром III. Все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку. Они получили право беспрепятственно выезжать за границу, но по требованию правительства возвращаться в Россию. Во время войн должны были служить в армии. ;
Наиболее важными актами, подтвердившими особое положение дворянского сословия в обществе и осуществившими его правовую консолидацию, являются Манифест Петра III 1762 г. «О вольности дворянской» и Жалованная грамота дворянству 1785г. Эти документы закрепили следующие привилегии дворянства: положение о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Для лишения дворянского звания требовались веские основания: совершение уголовно наказуемого деяния, в котором проявились моральное падение и нечестность преступника. Вводились политические корпоративные права дворянства: право созывать провинциальные съезды и участвовать в них, право избирать судей для дворянских судов.
В число личных прав дворян входили: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и т. д.
К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; исключительное право на покупку деревни и владения землей и крестьянами; право открытия промышленных предприятий в своих имениях; право на ведение торговли и др.
Особые судебные права дворянства состояли из сословных привилегий: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только дворянский сословный суд.
Сословное самоуправление дворянства выглядело следующим образом. Дворяне создавали общество — Дворянское собрание, которое наделялось правами юридического лица и политическими правами. В состав Собрания входили дворяне, у которых были имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства раз в три года Собранием избирались кандидаты в губернские предводители дворянства. К выборам не допускались дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста.

Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства.

Вопрос 28

Учреждение для управления губерний...» 1775 г.: реформа административно-территориального деления и местного управления; преобразование судебной системы

В 1775 Екатерина II утвердила "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (Учреждение о губерниях), т.о. была проведена губернская реформа 1775.

До этого в России было 23 губернии, губернии были разделены на провинции, в провинции - на уезды. Губернии были разукрупнены, из расчета, чтобы в одной губернии проживало 400тыс.чел. Т.о. в России стало около 50 губерний, которые были разделены на уезды, в каждом из которых проживало около 30тыс.чел., т.е. был упразднен провинциальный уровень административно-территориального деления. Несколько губерний (обычно 2-3) объединялись в генерал-губернаторство (наместничество) во главе с генерал-губернатором, который был наместником императора.

Во главе губернии стоял губернатор. Коллегиальными органом управления на уровне губернии было губернское правление. Губернатору помогал вице-губернатор, который возглавлял казенную палату. Также в каждой губернии существовал приказ общественного призрения, который занимался делами здравоохранения, образования. В состав губернского правления входили генерал-губернатор, губернатор, вице-губернатор, губернский прокурор и советники. Губернское правление обладало административной и судебной компетенцией. Казенная палата, возглавляемая вице-губернатором, отвечала за губернскую казну, казенные предприятия, надзирала за частными предприятиями на территории данной губернии, т.е. выполняла на губернском уровне функции упраздненных в ходе реформы Мануфактур-коллегии, Коммерц-коллегии и Берг-коллегии.

Городом руководил городничий.

Уездом руководил земский исправник (капитан-исправник). На уездном уровне был создан нижний земский суд - орган уездного управления. Земский исправник (являвшийся председателем нижнего земского суда) и заседатели нижнего земского суда избирались уездным дворянством.

Губернская реформа 1775 разделяет администрацию и суд. Суд стал сословным: выделяются дворянские, мещанские, крестьянские суды. Отдельно функционировала система церковных судов. Судами первого (уездного) звена были соответственно: для дворян - уездный суд; для мещан - городской магистрат; для крестьян - нижняя расправа. Судами второго (губернского) звена были соответственно: для дворян - верхний земский суд; для мещан - губернский магистрат; для крестьян - верхняя расправа. Всесословной губернской апелляционной инстанцией являлись палата гражданского суда и палата уголовного суда (фактически они, как и Сенат, состояли исключительно из дворян). Высшей судебной имперской апелляционной инстанцией являлся Правительствующий Сенат. Указанным крестьянским судам были подсудны дела только относительно государственных крестьян, частновладельческих крестьян судили их помещики, кроме уголовных дел, которые для всех крестьян рассматривались государственными судами. В связи с указанными преобразованиями была ликвидирована Юстиц-коллегия. Сословные уездные и губернские суды избирались представителями соответствующих сословий. Основным источником процессуального права было объявлено Соборное Уложение 1649.

Как уже было указано, были ликвидированы Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия (их заменили губернские казенные палаты), Юстиц-коллегия (ее заменили губернские палаты уголовного и гражданского суда). Другие коллегии (кроме Военной коллегии и Коллегии иностранных дел) также ликвидировались. Ликвидировали также Главную полицию, размещавшуюся в Санкт-Петербурге, также передав полицейские функции и полномочия на губернский уровень.

Была создана губернская прокуратура, губернские прокуроры входили в состав губернских правлений. Губернскому прокурору помогали губернские стряпчие, в уездах ему подчинялись уездные стряпчие. Губернскому прокурору также подчинялись прокурор верхнего земского суда, прокурор губернского магистрата, прокурор верхней расправы. Губернские прокуроры надзирали за деятельностью всех судов и прочих государственных органов и должностных лиц губернии (кроме генерал-губернатора и губернатора). Губернские прокуроры подчинялись непосредственно генерал-губернатору империи.

Вопрос 29

Наши рекомендации