Церковная реформа 1654 г.: общая характеристика, политическое значение. Раскол

Ее проведение началось весной 165З г., почти сразу же после принятия царем и боярской думой окончательного решения о включении Украины в состав Российского государства. Это совпадение не было случайным. Первым шагом стало единоличное распоряжение патриарха, затронувшее два обряда, поклоны и перстосложение при крестном знамении. В памяти от 14 марта 1653 г., разосланной по церквам, было сказано, что впредь верующим

«не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы всея творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились» (вместо двух). При этом в памяти не содержалось никакого обоснования необходимости данной перемены в обрядах. К тому же предписание патриарха не было подкреплено авторитетом церковного собора. Такое начало реформы нельзя назвать удачным. Ведь это решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие считали показателем истинности своей веры. Поэтому неудивительно, что изменение поклонов и перстосложения вызвало недовольство верующих. Открыто это выразили провинциальные члены кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подготовили обширную челобитную, в которой указали на несоответствие нововведений установлениям русской церкви. Челобитную они

подали царю Алексею, но царь передал ее Никону. Распоряжение патриарха осуждали также протопопы Иван Неронов, Лазарь и Логгин и дьякон Федор Иванов. Их суждения сеяли недоверие и враждебность к реформе и, конечно же, подрывали авторитет патриарха. Поэтому Никон решительно пресек протест своих прежних единомышленников. Ивана Неронова он сослал под крепкий надзор в Спасокаменный монастырь в Вологодском уезде, Аввакума - в Сибирь, Даниила - в Астрахань, лишив его сана священнослужителя, и т. д. Кружок ревнителей благочестия распался и прекратил свое существование.

Последующие решения Никона были более обдуманными и подкреплялись авторитетом церковного собора и иерархов греческой церкви, что придало этим начинаниям видимость решений всей русской церкви, которые поддержала «вселенская» (то есть константинопольская) православная церковь. Такой характер имели, в частности, решения о порядке исправлений в церковных чинах и обрядах, утвержденные весной 1654 г. церковным собором.

Перемены в обрядах были осуществлены на основе современных Никону греческих книг и практики константинопольской церкви, сведения о которой реформатор получал главным образом от антиохийского патриарха Макария. Решения об изменениях обрядового характера были утверждены церковными соборами, созванными в марте 1655 г. и в апреле 1656 г. Эти решения ликвидировали различие в церковно-обрядовой практике между русской и константинопольской церквами. Большинство перемен касалось оформления

церковной службы и действий священно- и церковнослужителей во время богослужения. Всех верующих затронула замена двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, «трисоставного» (восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехконечный), хождения во время обряда крещения по солнцу («посолонь») на хождение против солнца и некоторые другие перемены в обрядах.

Существенное значение для служителей церкви и верующих имело также исключение из служб, в основном из литургии, архиерейской молитвы, отпуста (молитва при окончании службы) и некоторых ектений (моление за кого- либо, чаще всего – заздравное моление за царя и членов его семьи). Это повлекло за собой значительное сокращение объема текста, укорочение церковной службы и утверждению «единогласия».

В 1653 - 1656 гг. проводилось также исправление богослужебных книг. Официально необходимость в исправлениях мотивировалась на соборе 1654 г. тем, что в старопечатных книгах было много ошибок, вставок, и тем, что русский богослужебный чин очень существенно отличался от греческого. Для этого было собрано большое количество греческих и славянских книг, в том числе и древних рукописных. Из-за наличия расхождений в текстах собранных книг справщики (с ведома Никона) взяли за основу текст, являвшийся

переводом на церковнославянский язык греческого служебника XVII в., который, в свою очередь, восходил к тексту богослужебных книг XII—XV вв. По мере сравнения этой основы с древними славянскими рукописями в ее текст вносили отдельные исправления. В итоге в новом служебнике (сравнительно с прежними русскими служебниками) отдельные псалмы стали короче, другие -полнее, появились новые слова и выражения, троение «аллилуйи» (вместо двоения), написание имени Христа Иисус (вместо Исус) и т. д. Новый служебник был одобрен церковным собором 1656 г. и вскоре опубликован.

За семь веков, прошедших после религиозной реформы князя Владимира, весь греческий богослужебный чин очень изменился. Двоеперстие (вошедшее в обычай взамен прежнего единоперстия), которому первые греческие священники научили русских и балканских славян и которое до середины XVII века держалось также в киевской и сербской церкви, в Византии заменилось пол влиянием борьбы с несторианами троеперстием (конец XII века); также изменилось перстосложение при благословении; все богослужебные чины стали короче, некоторые важные песнопения были заменены другими. Так, были изменены и сокращены чины миропомазания и крещения, покаяния, елеосвящения и брака. Больше всего изменений оказалось в литургии. В результате, когда Никон заменил старые книги и обряды новыми, получилось как бы введение «новой веры».

Большинство духовенства отнеслось к новоисправленным книгам отрицательно. К тому же среди приходского духовенства и монахов было много малограмотных, которым приходилось переучиваться с голоса, что было для них очень трудным делом. В таком же положении оказалось большинство городского духовенства, и даже монастыри.

Билет 23

Становление, основные этапы развития, особенности и юридическое оформление абсолютной монархии.

Абсолютная монархия (AM) в России начала складываться в XVII в., после установления самодержавия и перехода от феодальной к капиталистической системе. AM - форма правления государства, при которой власть монарха не ограничена никакими учреждениями

и законами.

. Признаки AM:

- принадлежность всей власти монарху как суверенному правителю страны;

- ликвидация сословно-представительных органов;

- профессиональный бюрократический аппарат;

- сильная армия.

-большое кол-во писаных юридических актов
-частые дворцовые перевороты
-философия меркантилизма

Особенности AM в России:

- установление крепостничества, вместо развития капитализма и отмены старых феодальных институтов (как было в Европе);

• в Европе опорой монарха был союз дворянства и городов, в России - крепостническое дворянство и служилое сословие.

- экспансионистские устремления государства. его вторжение во все сферы общественной жизни и частной.

- Монарх, как глава государства, являлся также верховным главнокомандующим вооруженных сил страны, главой церкви, ему принадлежала высшая законодательная,

исполнительная и судебная власть.

В период AM характерно усиление роли государства,отразившееся во внешней политике (расширение территории государства, выход к морям) и внутренней политике (контроль и регламентация общественной и частной жизни, установление прав и обязанностей для отдельных социальных слоев населения), с применением полицейских и патриархальных методов управления. Идея АМ появляется в России в 17 веке и тесно переплетается с проектами эконмоических преобразований.
Существует 2 вида абсолютизма:полицейский и просвященный. Замена земских судей и губных старост воеводами(т.е. выборных на назначаемых). Расширена компетенция губных изб. Сужена компетенция земских изб,они подчинены воеводам.Уезды объединяются в разряды для усиления обороноспособности. Сокращение кол-ва приказов. Появляются контролирующие органы(счетных дел приказ,приказ тайных дел. Происходит упадок Земских соборов,которые созываются очень редко и не выполняют важных функций.
Церковь сливается с гос-ом (1672-отмена тарханных грамот,1721-учреждается синод,происходит активная секуляризация)

Для решения государственных задач, обеспечения финансовой независимости монарха, изыскания средств для содержания многочисленного бюрократического аппарата AM поощрял развитие торговли и промышленности, одновременно совершенствуя систему налогов. В качестве элементов капитализма развивалось государственное и частное мануфактурное производство, барщинное помещичье производство, отходные промыслы, купеческая и крестьянская торговля. Однако эти процессы тормозились отсутствием свободного рынка труда, наличием сословных привилегий. Для AM свойственна частая смена монархов, т.н.≪эпоха дворцовых переворотов≫. Это свидетельствует о второстепенной роли личности монарха, обусловленной сложившимся механизмом государственной власти. Возникновение ≪просвещенного абсолютизма≫ как видоизменения AM было обусловлено личностью отдельного монарха (Екатерина II), неэффективностью старых методов управления, политическими и социально-эконо-

мическими факторами. С октября 1721. Петру I за победу в Северной войне присваивается титул императора и Россия становится империей. AM была свергнута в результате Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.

Петр I становится действительно абсолютным российским монархом. "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять" (ст.20 Воинских артикулов 1715).

В октябре 1721 в связи с победой в Северной войне Правительствующий Сенат и Священный Синод присваивают Петру I титул "Отца Отечества Императора Всероссийского", и Россия становится империей. Петр I меняет шапку на корону.

В 1722 Петр I издает указ "О наследии престола", утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола (т.о. по политическим мотивам от престолонаследия был отстранен царевич Алексей Петрович), была упразднена древняя традиция престолонаследия.

К концу XVII - началу XVIIIвв. в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии: централизация государственного управления, усиление государственного контроля (в 1722 была учреждена прокуратура), в упадок пришли сословно-представительные органы (в частности, перестали созываться Земские соборы), был создан сильный профессиональный бюрократический аппарат (этому способствовала замена приказов коллегиями), Россия в 1721 стала империей, усилились ее экспансионистские устремления, законодательно был регламентирован правовой статус различных сословий, основной опорой самодержавия стал консолидированный слой помещиков-землевладельцев, в обществе стала господствовать патриархальная идеология (недаром в 1722 Петра I стали официально именовать "отцом Отечества").

Движущие силы и условия образования абсолютной монархии в России заметно отличаются от предпосылок возникновения абсолютизма в Западной Европе. В частности, к моменту возникновения абсолютизма в Англии и во Франции (XVв.), в этих странах уже сложился капиталистический уклад, и прежнее третье сословие уже превратилось в класс буржуазии, а в России этот процесс еще не начинался, напротив, феодализм находился на подъеме, сословия не разлагались, , наоборот, в условиях самодержавия они окончательно оформились. Поэтому большинство авторов традиционно относят возникновение абсолютизма в России к периоду петровских реформ, полагая, что самодержавие XV-XVIIвв. нельзя рассматривать в качестве абсолютной монархии, поскольку, как они утверждают, власть великого князя (царя) была ограничена Боярской думой и Земскими соборами.

Вопрос 24

Наши рекомендации