Приказы: расширение функций дворцовых ведомств, внутри ведомств появились самостоят учрежден( посольский, поместный, разбойный, казенный)
Местное управление: уезд : состоял из крупных земельных частей: пригороды и земли. Цельные земли делились на волости, станы, трети и четверти
Местничество: формировались в зависимоти от родовых ветвей ( потомки великих были выше, потомков удельных). При назначении на должность учитывалось значение фамилии, использовался прецедент( в зависисмоти от того какое место занимали родственники)
Вопрос 13
Флорентийская Уния 1439г Изменение статуса православной церкви и ее взаимоотношен с гос-ом. Освященный Собор- как высший церковный орган
- соглашение об объединении католич. и правосл. церквей на соборе во Флоренции в июле 1439. Ф. у. была заключена на условиях принятия православием догм католич. вероучения (о филиокве, о чистилище, о главенстве папы) при сохранении правосл. обрядов, греч. языка при богослужении, брака священников и причащения всех верующих (как духовенства, так и мирян) «под обоими видами», т. е. хлебом и вином. Папство стремилось посредством унии подчинить правосл. церковь и «правосл. страны» своему влиянию. Греч. духовенство и визант. император Иоанн Палео-лог согласились на унию, надеясь получить помощь от Зап. Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и рус. митрополит Исидор, грек по национальности. Однако рус. духовенство и великий князь Василий II Темный отказались принять Ф. у.; Исидор был низложен. Только в нек-рых юго-зап. областях Руси, подчиненных в то время лит. князю, Ф. у. была принята. Отказ рус. церк. и светских властей признать Ф. у. перечеркнул планы папства относительно подчинения Руси своему политич. влиянию. Это имело большое значение для укрепления международ, положения рус. гос-ва. Вскоре Ф. у. была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор правосл. церкви 1443 предал ее проклятию.
В н.XVв. Византии угрожала смертельная опасность со стороны Османской империи. Пытаясь спасти остатки своей державы, византийский император вступил в переговоры с римским папой о соединении церквей, чтобы затем получить поддержку европейских держав в борьбе с турками. 15 НЯ 1415 произошло разделение русской церкви на Киевскую и Московскую епархии. Первая выступила сторонницей уступок католичеству. В АП 1437 из Константинополя в Москву прибыл новый митрополит Исидор. Назначение Исидора ставило своей целью обеспечить принятие русской церковью предполагавшейся православно-католической унии. Папа Евгений IV, в свою очередь, охотно откликнулся на предложение Византии, рассчитывая укрепить унией престиж своей власти. Митрополит Исидор принял деятельное участие в заключении унии, которая была подписана во Флоренции в 1439 на соборе православного и католического духовенства. Император и патриарх Константинополя признали все католические догматы и главенство пап, сохранив за собой лишь обряд. По пути из Флоренции Исидор разослал пасторские послания об унии в польские, литовские и русские земли. Однако терпимое отношение к унии Исидор встретил только в Киеве и Смоленске. Когда весной 1441 он вернулся в Москву в сане католического кардинала, "старейший" князь и духовенство отказались подписать акт унии. Василий Тёмный отказался признать акт о соединении церквей и объявил Исидора еретиком. Весной 1441 митрополит Исидор за подписание Флорентийской унии был арестован и заточён в Чудов монастырь. Духовенство решило само избрать митрополита по решению собора русских архиереев. Изгнание поставленного Константинополем митрополита и непринятие флорентийской унии 1439 имело важные последствия. С одной стороны, в церковных кругах складывалось убеждение, что греки предали православную веру ради своих корыстных целей, а с др.стороны, личность Великого князя всё больше ассоциировалась с образом истинного защитника веры, опоры православия.
Вопрос 14
Судебник 1497 г.: общая характеристика, основн прав институты: собственность, обязательства, наследование, понятие преступления, классификация преступлений и система наказаний, судоустройство и судопроизводство, облихование, система доказательства
До Судебника 1497 нам практически ничего не известно о московском праве. Поэтому чрезвычайно интересен кодифицированный законодательный акт московского великого князя Ивана III - Судебник 1497 года ("великокняжеский Судебник"). До нас дошла копия Судебника 1497, датированная первым десятилетием XVIв. Видимо, составителем Судебника 1497 был Владимир Гусев, достаточно худородный боярский сын, впоследствии (в 1498) казненный за заговор.
Большая часть статей Судебника 1497 содержит нормы уголовного и гражданского права. По объему Судебник 1497 в целом равен Псковской судной грамоте и Русской правде. Текст Судебника 1497 разделен на статьи (68) Владимирским-Будановым, но сами статьи больше по объему, чем статьи Псковской судной грамоты и Русской правды (где их свыше сотни).
Теперь под преступлением понимается не "обида", а "лихо дело" Вместе с тем, доц. С.М. Казанцев считает, что лихии дела - это не все преступления, а только тяжкие, были еще и другие преступления, не относившиеся к подсудности великого князя, а потому не включенные в Судебник 1497 года.
По Судебнику 1497, увеличивается число составов преступлений, среди новых (по сравнению с Русской правдой и Псковской судной грамотой): крамола (государственный уголовно-правовой состав); подым (видимо, антиправительственная агитация) и поджог (террористический акт) с целью причинения большого ущерба (новый государственный уголовно-правовой состав (составы)); головная татьба, т.е. кража холопов (так считает доц. С.М. Казанцев), или кража людей вообще, или кража, приведшая к убийству.
Среди наказаний выделяются смертная казнь, торговая казнь (битье палками на торговой площади), очень редко применяется штраф.
В Судебнике 1497 регламентируются правила перехода крестьян в Юрьев день (переходить можно было в осенний Юрьев день, и в течение недели до и после этого дня, заплатив пожилое - ст.57), это был первый шаг к закрепощению крестьян. Судебником 1497 регламентируется договор личного найма. Договор купли-продажи по Судебнику 1497 должен был заключаться при свидетелях, что должно было подтверждать его достоверность.
Судебник 1497 года различал наследование по закону и наследование по завещанию ("рукописанию").
Источники холопства по Судебнику 1497 года: те же, что и в Русской правде, кроме городских ключников. Кроме того, холоп автоматически получал освобождение при совершении побега из татарского плена.
В Судебнике 1497 года были статьи о банкротстве, повторявшие содержание аналогичных статей Русской правды.
Большинство норм Судебника 1497 была посвящена процессуальному праву. Наряду с исконными элементами состязательного процесса, в российском судебном процессе появляются элементы инквизиционного процесса. В частности, прямо предусмотрены (предписаны) пытки по делам о татьбе. Прообразом суда присяжных в России был суд "лучших людей", которые входили в состав суда вместе с великокняжеским (царским) наместником.
За каждое действие суда истец должен был платить.
Сам процесс (судебные поединки и пр.) похож на процессуальные нормы Псковской судной грамоты. При судебном поединке предусматривались "ассистенты" ("секунданты"), которые назывались "стряпчими"
Почти ничего в Судебнике 1497 не говорится о розыске и своде.
Помимо пыток, появился такой элемент инквизиционного процесса как письменное ведение протокола судебного заседания.
В судопроизводстве предусматривалась вышестоящая (вторая) инстанция - Боярская Дума и даже лично великий князь (царь).
Вопрос 15
Великое княжество Литовское: особенности социально-политического строя и праваГлава гос-ва-господарь,опиравшийся на Совет панов(крупных феодалов). С 1507 года созывается раз в 2 года Великий вальный сейм-сословно-представительный орган,состоял из Сената и палаты депутатов. Огромное влияние имела феодальная аристократия,власть князя падала. Государство представляло федерацию земель,каждая с автономией. Действовали нормы магдебургского(германского) права.В 1447 г. Установлено крепостное право. 1568 г. –Люблинская уния(образование речи посполитой). Правитель выбирался на совместном съезде магнатов и шляхты.Литва сохранила свою армия,законодательство и финансы. Выс долж лица-маршалки,канцлер(казна,канцелярия),подскарбий земский (гос.казна),подскарбий дворный(государева казна),гетман земский(военное командование)
Мест самоупр-воеводства,поветы,волости,державы и уезды. Во главе городской администрации стояли выборные органы. Выс. Суд орган-суд господаря.Другие инстанции:суд панов,Главный трибунал,земские и подкормские судьи. Суд асессоров и суд маршалков-по земельным вопросам. На местах-суды старост и воевод.
На русских землях пользовались русской правдой и нормами обычног оправа. 1529- Литовский статут.(основан на русской правде)Источники:польское законодательство,немецкое,римское право,суд. Практика.
Провозглашено единство закона для всех сословий,защита собственности и право всех на правосудие. Установлена обязательная служба для землевладельцев.
Попытка сохранить шляхетскую собственность(возможность отчуждения лишь 1\3). Обязанность государя расширять гос-во,сохранять старые вольности и привилегии.Запрещалось прямо возводить простых людей над шляхечами. Особенно заметно влияние русской правды в разделе о уг. Преступлениях. Подробно регламентируются наследств отношения,институт опеки(принцип майората-наследование старшего сына).
Законное невольничество:давность и рождение,иноземцы-пленники,приговор к смерти и его замена,самопродажа и брак.
Дворянство делилось на:шляхту,княжат,панов-хоруговных,бояр посполитых.
Крестьяне:свободных и прикрепленных.Прикрепленные-челядины,найминцы,дворовые.
Горожане были объеденены в гильдии по Магдебургскому праву и стремились создать систему самоуправления.Нормы магд права регламентировали деятельность муниципальных учреждений и должностных лиц,размеры налогооблажения,деятельность городских судов.Важное место занимали нормы регулирующие торгову,ремесленную и промысловую деят.
Земельная собственность могла быть выдана в пожизненное владение,на 2 поколения или бессрочно. 3 формы землевладения:пожалование,купля,наследственное. На распоряжение землец были наложены ограничения с целью прекращения ее дробления.В уг. Праве существовало понятие «кривда»(аналог обиды) Ниж. Возрастной предел-7 лет. Предусмотрена ответственность за религиозные и гос. Преступления.
Наиболее распространенными наказаниями были штрафы,но появляются и устрашающие виды казни(сожжение,колесование),членовредительские наказания. Прослеживается сословный характер. Лит .законодат оказало заметное влияние на москов. Законод.
.Основой феодальных отношений была земельная собственность, возникавшая в результате “феодального держания” — раздачи в пожизненное владение (“до живота”), на два поколения (“до двух животов”) или бессрочно (“до воли и ласки господарской”). Литовский статут выделяет три формы землевладения — пожалованное (держание), наследственное (отчизна) и купля. Закон накладывал ограничения на распоряжение землей с целью предотвратить ее дробление, устанавливался сложный порядок ввода во владение землей: выдача грамот, ввод, регистрация.Субъект уголовного права.В уголовном праве существовало понятие “кривды” (аналог “обиды”), превратившееся позже в “злочинство”, связанное уже с нарушением норм.В качестве субъектов преступления могли выступать как виновный человек, так и группа лиц, которые отвечают за чужое преступление. Коллективная ответственность целой группы (семьи, деревни, города) была удобным средством принуждения к повиновению феодально-зависимых людей, установления среди них круговой поруки, давала возможность заставить всех следить за поддержанием порядка или отвечать за него. когда след преступника приводил в какую-нибудь деревню, то её жители должны были найти и выдать его или возместить все нанесенные им убытки и выплатить судебные штрафы. Коллективная ответственность широко применялась за государственные, антифеодальные и религиозные преступления. Известен случай, когда за убийство униатского архиепископа в городе Витебске все жители города были наказаны ликвидацией органов самоуправления, на них были возложены дополнительные налоги и повинности, 100 человек были приговорены к смертной казни. Колокол городского веча был снят, здание ратуши разрушено, должна была быть разрушена и соборная церковь.Субъектом преступления признавался только человек. За ущерб, причиненный животным, отвечал её хозяин. Лица психически больные, чаще всего, к уголовной ответственности не привлекались, но должны были быть под замком.В некоторых случаях от ответственности освобождались лица, которые совершили преступление «по глупости».Освобождались от уголовной ответственности и лица, которые не достигли определённого возраста. В Статуте 1566 года предусматривалось, что уголовная ответственность наступает после 14 лет, а согласно Статута 1588 года – после 16 лет.2.Объект уголовного права.В зависимости от объекта преступления в феодальном праве можно поделить на следующие группы:- государственные;- против осуществления власти и правосудия;- военные;- против христианской религии и церкви;- против морали;- против жизни, здоровья, чести человека;- имущественные преступления;- преступления слуг и феодально-зависимых людей против помещиков.3. Умышленные и неумышленные преступления. Преступления совершенные по неосторожности.Если в действиях лица не усматривался умысел совершения преступления или имела место неосторожность, то не применялось и уголовное наказание. Например, если у ездока понес конь, и при этом кто-нибудь был сбит, то ездок не нёс уголовной ответственности. Если же ездок на коне неумышленно ил по неосторожности сбивал беременную женщину, то его ожидало тюремное заключение сроком на 3 месяца и публичное покаяние, в случае смерти потерпевшей – смертная казнь. Проявленная неосторожность в ряде случаев не подвергалась уголовному преследованию, но виновное лицо должно было возместить семье погибшего ущерб. К таким случаям относились смерти при строительстве каких-либо сооружений, убийство на охоте, когда срубленное дерево падало на человека, когда при стрельбе из лука или ружья в цель стрела или пуля, отклонившись в сторону, попадала в человека.4. Презумпция невиновности.В Статуте 1566 года была предпринята первая попытка сформулировать презумпцию невиновности.
Вопрос 16
Сословно-представительная монархия в России: основные этапы развития и особенности; Земский собор, его состав и порядок деятельности; приказы – органы центрального управления; изменения в приказной системе в период царствования Алексея Михайловича и их политич значен. Опричнина как политич режим периода царствования Ивана Грозного. Местное управление и самоуправл в Московском царстве : земские и губные реформы середины 16в ; воеводское управление в 17в. Военная организация Московского гос-ва: поместное ополчение, стрелецкое войско и новоприобретенные полки
В середине XVI в. изменяется форма* монархии, из раннефеодальной она становится сословно-представительной. Сословно-представительная монархия - это централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом, который возникает вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной системы управления государством, в которой
главной фигурой становится глава государства - монарх. Статус монарха изменяется, он провозглашает себя царем, усиливается его власть. Боярская дума остается ограничением царской власти, даже при введении Иваном Грозным опричнины. Новым высшим ограном государства становятся Земские соборы, через которые царь привлекал к гос-ому управлению дворянство и посадское население.
Земский собор состоял из двух палат:
1) верхней палаты, куда входили царь, Боярская дума, верхи духовенства. Члены верхней палаты не избирались, а входили в ее состав на основании занимаемого ими положения;
2) нижней палаты, которая формировалась из представителей дворянства, торговых людей, купечества путем либо выборов, либо царского назначения. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Сложилась
разветвленная система приказов - органов, курирующих вверенное им государственной властью направление. Ведущая роль принадлежала военно-административным приказам.
Иваном IV была проведена военная реформа. Основу армии стали составлять дворянская конница и стрельцы. Реформа местного управления, проведенная в середине XVI в., отменяет систему кормления. На местах создаются губные и земские органы управления, которые возглавляли губные старосты и целовальники.Они избирались местным дворянством, их основной обязанностью была борьба с разбоями и антифеодальными
выступлениями крестьян. Губными органами руководил Разбойный приказ.
Земские органы создавались для сбора налогов,управления посадами и черносошными крестьянами. В городах вводится институт воевод. Они осуществляли военную, гражданскую, судебную функции, контролировали сбор налогов. Воеводы имели свою канцелярию - съезжую избу. Их компетенция была довольно широкой, но они во всем подчинялись центру, назначались из числа бояр и дворян и получали государево жалованье
Созыв Земского собора в XVI-XVIIвв. объявлялся царской грамотой, в его состав входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов.
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора. Соборы собирались на Красной площади в Москве, в Патриарших палатах или Успенском соборе Московского Кремля, позже - в Золотой палате или Столовой избе.
Среднее количество участников Земского собора - 200-400чел.
Первый Земский собор ("собор примирения") состоялся в 1549, при царе Иване IV.
Земский собор 1584 утвердил на царском престоле последнего царя из династии Рюриковичей, Федора Иоанновича. Земский собор 1598 избрал на русский царский престол Бориса Годунова. Земский собор 1613 избрал на царский престол первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Алексей Михайлович при своем восшествии на царский престол в 1645 также был утвержден решением Земского собора (как считают некоторые авторы, как бы избран вновь). Последующие цари вступали на русский престол уже не запрашивая какого-либо согласия Земского собора.
В 1613-1615 Земские соборы (которые при царе Михаиле Федоровиче Романове созывались наиболее часто) занимались обобщением донесений воевод и рассылкой им предписаний, ведением переговоров с Польшей, борьбой с разбоями, руководством военными силами государства, введением новых налогов.
Соборы 1616-1642 устанавливали новые налоги, организовывали оборону от польской, турецкой и крымской агрессий, в 1619 Земский собор утвердил на русское патриаршество Филарета Романова.
Земский собор 1648-1649 разработал и утвердил Соборное Уложение 1649, Земский собор 1653 принял решение о присоединении Украины к России. Это был последний настоящий Земский собор.
В 60-80-х гг. XVIIв. Земский собор в полном составе не созывался, собирались лишь комиссии по сословиям (преимущественно, боярские), которые, по поручению царя, рассматривали самые разнообразные вопросы (от договора с армянскими купцами до выяснения причин дороговизны продуктов питания в Москве) и предлагали монарху свои варианты разрешения насущных проблем.
Структура соборов достаточно сложна, как уже отмечалось, заседания проходили по сословным куриям. Наиболее представительным с социальном точки зрения был Земский собор 1566, решавший вопрос о войне с Польшей, на нем сформировалось 5 курий: духовная, боярская, чиновническая, дворянская, купеческая.
Полномочия Земского собора были неопределенные и безграничны (от избрания царя и принятия важнейших кодексов до решения мелких хозяйственных вопросов), особого регламента деятельности Земского собора поначалу не существовало. Неизменным было одно: Земский собор созывался только по царскому повелению. Земский собор действовал в тесной связи с царской властью и Боярской Думой.
Делегаты Земского собора были выборными представителями, однако на Собор XVIв. делегат мог попасть в силу своего служебного звания, положения или по должности. Как считал В.О. Ключевский, Земский собор XVIв. не был народным представительством, но лишь расширением центрального правительства (царской администрации и Боярской думы). В отличие от Западной Европы, Земские соборы родились не в политической борьбе различных социальных групп с противоречивыми интересами, а из административно-управленческих потребностей обширного государства.
По-настоящему представительным учреждением Земский собор становится при Романовых в XVIIв. Был выработан определенный порядок выборов на Земский собор и принятия его решений. Выборные даже получали наказы от избирателей и, в теории, должны были им следовать в своей практической деятельности на Земском соборе.