Тема 5. Криминологическая характеристика
Преступлений коррупционной направленности
Семинарское занятие
1. Криминологическая характеристика коррупционной преступности.
2. Характеристика личности коррупционера.
3. Причины коррупционной преступности.
4. Меры предупреждения коррупционной преступности.
Тематика докладов:
1. Личность преступника-коррупционера
2. Стратегия государственной антикоррупционной безопасности.
1. По первому вопросу обучающимся необходимо дать краткую криминологическую характеристику коррупционных преступлений. Здесь важно заострить внимание на общественной опасности данных деяний и обратиться к вопросам статистики.
2. Второй вопрос предполагает исследование социально-демографических, нравственно-психологических, социально-ролевых, правовых и физиологических данных о преступнике. Интересен также вопрос о классификации и типологии преступников данного вида.
3. Причины коррупционной преступности следует искать во всей совокупности происходящих в государстве и обществе процессов.
4.Меры предупреждения коррупционной преступности теснейшим образом связаны с предыдущим вопросом. Назвав причину, требуется наметить и основные направления предупреждения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Статистическая характеристика коррупционной преступности.
2. Какие признаки у коррупционного преступления?
3. Что такое коррупционная преступность?
4. Назовите факторы коррупционной преступности
Рекомендуемые нормативно-правовые акты и литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 21 октября 2011 г.) // СЗ РФ. 2008 №52. ч. 1. Ст.6228; 2011. №48. Ст. 6730.
2. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в ред. от 21 октября 2011 г.) // СЗ РФ. 2009. №29. Ст.3609; 2011. №48. Ст. 6730.
3. Указ Президента РФ от 13 марта 2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2012. №12. Ст. 1391.
4. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2011.
5. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Эминова и В.Н. Кудрявцева. М., 2010.
6. Алегин А.П. Основные направления организационно-профилактических мер противодействия коррупционным проявлениям в уголовно-исполнительной системе // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 3-23. С. 31-35.
7. Булгакова И.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. 2012. №8.
8. Гончаренко Г.С. Коррупция как социально негативное системное явление // Российский следователь. 2012. № 5.
9. Корсантия А.А. Коррупционная преступность в Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 17. С. 27-36.
10. Куликов А.В. Понятие, сущность и меры противодействия коррупции // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 13-17.
11. Малков В.Д. Профессорская лекция по теме: «Должностная и коррупционная преступность, ее предупреждение» // Российский криминологический взгляд. 2008. № 1. С. 114 – 122.
12. Овчинников О.А. Научный подход к вопросам правовой организации статистического наблюдения за состоянием коррупционной преступности в России // Российский следователь. 2012. № 2. С. 32-37.
13. Сапрончев М. Характеристика коррупционной преступности // Преступление и наказание. 2012. № 8. С. 6-7.
14. Шелухин С.И. Понимание коррупции в международном сообществе // Философия права. 2008. № 2. С. 7 – 12.
15. Шишкарев С.Н. Сущность и социально-правовая природа коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5. С. 174 – 179.
16. Эминов В.Э. Преступники – представители правоохранительной системы // Российский криминологический взгляд. 2010. № 1. С. 379 – 383.
Тема 6. Психолого-педагогические основы
Антикоррупционной деятельности в правоохранительной системе
Семинарское занятие
1. Роль воспитательной работы в правоохранительной системе. Направления антикоррупционной воспитательной работы с сотрудниками. Правовое воспитание сотрудников, его сущность, функции, структура.
2. Понятие, сущность понятия антикоррупционного сознания, принципы его формирования.
1. При рассмотрении первого вопроса обучаемые должны раскрыть роль воспитательной работы в правоохранительной системе, ее цели, задачи и принципы. Субъектами воспитательной работы являются: руководитель, сотрудник и коллектив сотрудников, общественная организация. Руководитель – организатор воспитательной работы в правоохранительной системе. Педагогическая этика руководителя. Сотрудник правоохранительной системы, коллектив выступают как объекты и субъекты воспитательной работы.
2. При рассмотрении второго вопроса необходимо дать понятие «антикоррупционное сознание», раскрыть антикоррупционное сознание как отражение правосознания на групповом и индивидуальном уровнях. Среди принципов формирования антикоррупционного сознания можно выделить: принцип законности, принцип культуросообразности, принцип гуманистической направленности, принцип социальной адекватности, принцип индивидуализации, принцип социального закаливания, принцип создания воспитывающей среды.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое общие принципы служебного поведения работников УИС?
2. Роль и значение этических норм в деле борьбы с коррупцией
3. Каким образом в системе служебной подготовки сотрудников УИС реализуются антикоррупционные мероприятия?
4. Значение антикоррупционных конкурсов?
5. Что такое антикоррупционное сознание?
Рекомендуемые нормативно-правовые акты и литература:
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О полиции» // Собрание законодательства. 2011. № 7. Ст. 900; 2012. №26. Ст. 3441.
2. Приказ ФСИН РФ от 01 марта 2011 г. № 118 «О комиссии территориального органа ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов» // Российская газета. 2011. 4 мая.
3. Приказ ФСИН РФ от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы". 2012. № 4.
4. Письмо ФСИН России от 18 января 2011 г. № 7-416-02 «Программа мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы на 2011-2015 годы»
5. Панова О.Б. Педагогические основы правового воспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: Учебное пособие. – Вологда, 2007. – С. 37-57.
6. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.:Юнити-дана, 2008.
7. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2004. – С.318-390; 529-591.
8. Филиппов В.В. использование психофизиологических исследований для предупреждения коррупции в органах власти США и возможности применения американского опыта в России // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 4. С. 194-201.