Право публичное и право частное и их взаимодействие как проблема современной отечественной юриспруденции.
Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичноеже право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.
С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных властей по ϶ᴛᴏму поводу была четко сформулирована В. И. Лениным в 1922 г. в письме к Народному комиссару юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Глава Советского правительства повествовал, что «мы ничего частного не признаем», для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. отношение к ϶ᴛᴏй проблематике изменилось, частное право стало рассматриваться как фактор общественного прогресса. В 1991 г. был создан Исследовательский институт частного права при Президенте РФ — государственное учреждение, осуществляющее научно-профессиональную разработку и экспертизу проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начат гражданского общества и развитие рыночных отношений.
Частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого. В современной правоприменительной практике все чаще встречаются случаи участия субъектов частного права в публичных правоотношениях и наоборот. Главным отличием субъекта публичного права, является то, что его компетенция определяется уставом и набором полномочий, а именно прав и обязанностей.
Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялось непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные методы, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. В отраслях публичного права часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты, как порядок расторжения брака, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника) элементы. В гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, отсутствие которой влечет и отсутствие соответствующего юридического результата (возникновения юридического лица или появления, прекращения или изменения прав на недвижимость). С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан, что свойственно частноправовому регулированию. Сочетание норм публичного и частного права, их взаимное проникновение повышают творческие возможности права, его эффективное воздействие на экономические преобразования, ускоряют процесс формирования гражданского общества и правового государства.
Не смотря на то, что сферы частного и публичного права отличаются друг от друга, тем не менее, можно выделить и общие моменты, характерные для обеих отраслей права. Главным признаком, по которому возможно разграничить частное и публичное право, является сфера регулируемых отношений, хотя они и тесно переплетаются друг с другом. Такое деление права объективно по своему характеру, отражает бытие двух относительно самостоятельных сфер - гражданского общества и государства.
Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное в правовой системе России состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений. Частное право в своей реализации опирается на публичное. В правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.
Характерной чертой современного общества является не противопоставление интересов государства и гражданского общества, а поиск оптимального соотношения публичных и частных начал в «при безусловном признании в качестве высшей ценности чело-века, его прав и свобод», одним из средств достижения которого необходимо признать правовые регуляторы. В таких условиях права подвергаются некоторым ограничениям в интересах государства и общества в целом, что находит отражение в законодательстве.
В.Ф. Яковлев указал на то, что важнейшей задачей формирования новой правовой системы Российской Федерации, т.е., по существу, создания новой технологии государственного воздействия на общественные, в том числе экономические, отношения, является отработка оптимального соотношения публичного и частного права. При этом под публичными интересами понимаются не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного общества. Государство же должно выступать в качестве выразителя публичных интересов и представлять общество в целом.
А.П. Нелов отмечает, что в современной России роль государства в экономике особенно усилилась под влиянием научно - технической революции и интеграционных процессов/ В связи с этим задачей частного права является ограничение вмешательства государства в частные дела, а также установление его пределов. В тоже время исследователи указывают на необходимость установления соответствующих ограничений в интересах экономически более слабых участников либо в общих интересах.
В качестве показателя необходимости достижения оптимального соотношения частноправовой и публичной подсисгем можно рассматривать появление так называемых комплексных отраслей, включающих нормы различных отраслей права. Так, ученые приходят к выводу о том, что именно на стыке частноправовых и публичных начал сформировалась отрасль предпринимательского права. По мнению Е.А. Суханова, в его основе лежит идея о возможности объединения частноправовых и публично-правовых начал в некое новое «единое качество правового регулирования». Вместе с тем Е.А. Суханов выступает против выде-ления предпринимательского права в самостоятельную отрасль, полагая, что оно оправдывает неограниченное вмешательство государства в сферу экономики.
Наиболее обоснованной в этом отношении представляется позиция О.М.Олейник, которая отмечаег, что «предпринимательское (хозяйственное) право - это система правовых норм и институтов, регулирующих на основе соче-тания публичных и частных интересов общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в том числе от-ношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества»» а использование норм предпринимательского права необходимо в силу того, что «профессиональная экономическая деятельность затрагивает интересы неопределенного круга лиц, нуждающихся в дополнительной (по сравнению с частноправовой) защите».
В.В. Лаптев называет среди принципов предпринимательского права сочетание частных и публичных интересов, государственное регулирование и вместе с тем свободу предпринимательской деятельности. С его точки зрения, «зна-чительное место в предпринимательском праве занимают публично-правовые моменты, составляющие вместе с частноправовыми единую сферу правового ре-гулирования».'' Соглашаясь с позицией В.В. Лаптева, согласно которой «граж-данское законодательство охватывает лишь частноправовые элементы регу-лирования предпринимательской деятельности», отметим следующее.
Как было выявлено ранее, к числу сфер права, в которых свобода сочетается с властным воздействием государства, относится дсятсльносгь акционерных об-ществ. Это воздействие находит отражение, в частности, в правовомрегулирова-нии управления акционерным обществом. Публичный интерес государства за-ключается в том, чтобы предотвратить правонарушения в сфере акционирова-ния.
Представляется заслуживающим внимания тот факт, что речь идет именно о правовом воздействии, с помощью правовых средств. В условиях построения в России правового государства именно право является необходимым инструментом достижения оптимального соотношения между властным воздействием государства и свободой предпринимателя, а характер этого соотношения во многом зависит от состояния экономики в конкретный исторический период.