Истоки марксистской концепции права. Типология права и государства марксистов.

Марксистская теория происхождения права основывается на материалистическом подходе. Основателями данной теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

Согласно марксистской концепции связь права с государством, экономическим строем, классовыми структурами, принуждением и насилием является неразрывной. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества. Насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права.

В марксистской теории утверждается, что правовые нормы обладают классовым характером. Право выступает формой закрепления социального неравенства и частной собственности.

С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения. Природа права как системы норм заключается в одинаковом и едином для всех масштабе. Но в связи с тем, что люди не равны, право предполагает рассмотрение их под определенным углом зрения и потому отвлекается (абстрагируется) от индивидуальных особенностей.

Право является временным инструментом и соответствует государственному периоду. До государства и при коммунизме, когда государство отомрет, отпадет необходимость в праве.

Положительным моментом марксистской теории происхождения права является использование принципа диалектики, оценка права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, выявление связи права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений, – все это, несомненно, дало сильный толчок развитию теоретико-правовой мысли. Достоинством марксистского учения является его последовательный материалистический характер. Выработанные в данной теории дефиниции и по сей день не утратили своей актуальности. Так, в рамках марксистского учения имеет место следующее определение права: право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса, которое достаточно востребовано в современных учениях о сущности права. Недостатком данной теории является понимание права как надстройки над экономическим базисом. Такой подход существенно умаляет значение права, лишает его самостоятельной ценности.

Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. как классовое явление;

2} содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства:

в связи с тем, что право понимается как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), четко выделены критерии правомерного и противоправного;

показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, жизнь права ограничена историческими рамками классового общества;

право слишком жестко связано с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Типология государства Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.

Аналитическая юриспруденция

Аналитическая юриспруденция -система научного изучения действующего права с целью его всестороннего теоретического осмысления и эффективного практического использования. СовременнаяА.ю. является модификацией новейшего позитивизма юридического.

А.ю. развивается по двум направлениям, одно из которых исследует строго определенные правовые институты и явления, юридические понятия и категории, а другое касается научной разработки специально-юридической теории права - общих положений о правоотношениях, законах, юридических фактах и т.д.

В рамках первого направления А.ю. правовые явления и категории - правовые системы, законодательство, юридические нормы, права и обязанности субъектов, юридическая ответственность и т.п. - исследуются и систематизируются с точки зрения присущих им логических связей, юридических черт и соотношений. Подобный анализ осуществляется путем изучения источников права, проработки текстов законов и иных нормативно-правовых актов, судебной практики, сложных юридических дел (казусов) и др. В дальнейшем он находит выражение в классификации юридических норм и фактов, толковании юридических положений, выработке на их основе обобщений и определений.

Появление второго направления А.ю. принято связывать с именем английского юриста, основателя школы аналитического правоведения Дж. Остина. В своей работе "Чтения по юриспруденции" (1832) он впервые предпринял попытку сформулировать ряд абстрактных положений, характерных для права вообще, независимо от места и времени его действия.

Первое же направление А.ю. начало развиваться еще во времена Древнего Рима, где она концентрировалась главным образом на трех основных компонентах практической деятельности юристов: ager (руководить юридическими действиями сторон), caver (составлять формулы документов), responder (советовать).

В средние века А.ю. нашла выражение в деятельности юристов-толкователей (глоссаторов), которые использовали аналитические методы римского правоведения в более обыденном,примитивном варианте. На основе собранного и прокомментированного ими историко-правового материала глоссаторы смогли подняться от простого толкования законов до логически связного изложения правовых учений. Работа средневековых юристов помогла осуществить рецепцию римского права, создать на его основе новые правовые системы (в частности, романо-германского права).

Выражением А.ю. эпохи буржуазных революций можно считать кодификацию гражданского законодательства многих государств в целях утверждения капиталистических производственных отношений и лежащей в их основе частной собственности. В новейшее время благодаря активному развитию философии права и правовой социологии, утверждению школы естественного права А.ю. во многом утратила свои позиции.

Исследовательские задачи А.ю. решаются посредством применения многообразных, выработанных юридической наукой средств, приемов и методов - научно-догматического, нормативного, социологического, диалектического,логического, психологического и др. В общем комплексе юридических наук А.ю. соседствует с такими дисциплинами, как история права и сравнительное правоведение.

аналитическая юриспруденция связывается в первую очередь с именем Герберта Харта (1907-1992), преподававшего в Оксфорде сначала философию, затем юриспруденцию. Лингвистическая философия права развивается в работе «Понятие права» (1961).

Аналитическая юриспруденция имеет методологическое значение для юридической науки. Она традиционно рассматривается в рамках позитивистской методологии ввиду того, что описание и анализ юридического языка органично вписываются в задачи науки как их понимает юридический позитивизм. Аналитическая юриспруденция, или лингвистическая философия права, выясняя значение слов, тем самым способствует логическому построению общей системы правовой теории..

В центре внимания Г. Харта вопрос о понимании права, о его взаимосвязи с такими социальными явлениями, как принуждение и мораль. Чем право отличается от принудительного требования (например, от приказа грабителя, подкрепленного угрозой), и как оно соотносится с ним; чем право отличается от морали и как они соотносятся друг с другом; что такое норма и в какой степени право состоит из норм? Именно эти проблемы во все времена порождали недоразумения. Г. Харт дает свои ответы на эти вопросы, отмечая в то же время, что дело состоит не в том, чтобы окончательно разрешить все проблемы, сделать окончательно верные выводы. Значение лингвистической философии права состоит скорее в методе, в том, чтобы в каждом конкретном случае, при анализе особенностей национальных правовых систем не упускалось из виду значение понятий «право», «принуждение», «мораль» и других терминов, а также взаимосвязи между ними.

Заслуживают внимания рассуждения Г. Харта о соотношении права и морали. Аналитическая юриспруденция, как уже отмечалось, развивалась в русле позитивизма, представители которого или умалчивали эту проблему, или же, как Г. Кельзен, строго разводили право и мораль. В отличие от такого подхода доктрина Г. Харта демонстрирует общую эволюцию позитивистской юриспруденции в сторону признания взаимосвязей между правом и моралью. Г. Харт интегрирует моральные ценности в право. Право, по его мнению, следует понимать как подразделение морали, соответствие справедливости и составляет определяющую черту права (а не принуждение, которое может быть несправедливым). Поэтому в право не могут быть возведены любые предписания, право не может в своем содержании не ориентироваться на некий моральный минимум, определяемый природой и потребностями человека. Исследование права в связи с моральными ценностями в целом соответствует традиции аналитической философии, одним из направлений которой является анализ этико-юридического языка.

Наши рекомендации