Суд присяжных по судебным уставам 1864 года
Все дела изъятые из подведомственности мировых судей.
Институт присяжных заседателей введен Основными положениями преобразования судебной части в России в 1862 году. Получил развитие в судебных уставах 1864 года.
Присяжные:
- Русские подданные, не моложе 25 и не старше 70 лет.
- Не менее 2х лет проживают в уезде, где избираются в присяжных заседателей.
Такие рамки устанавливались для того, чтобы присяжные были знакомы с обычаями и нравами местности, судили по справедливости.
Не могли быть присяжными:
Выгнанные из духовного ведомства за пороки; несостоятельные должники, состоящие под опекой; чиновники гос.службы; священнослужители; военные лица; учителя народных школ; лица, находящиеся в услужении.
Присяжные решали вопрос о виновности/невиновности большинством голосов, их решение являлось окончательным и обжалованию не подлежало.
Составлялись общие и очередные списки.
А) для внесения в общий список – имущественный ценз (не менее 100 десятин земли / иного недвижимого имущества от 200 до 500 рублей или доход от капитала / жалования, занятия промыслом в сумме от 200 до 500 рублей)
Ценз устанавливался для того, чтобы они были небедные и достаточно образованные для исполнения своих обязанностей.
Судебные уставы ввели служебные ценз, позволявший без имущественного ценза:
В общие списки включались все, состоящие в государственной гражданской службе в должности 5 класса и все на местной службе по выборам дворянских и городских обществ.
Крестьяне, занимавшие не менее 3 лет выборные должности сельских старост и волостных старшин также вносились в списки.
Списки составлялись комиссиями во главе с предводителем дворянства при участии 1ого из мировых судей уездного города. Этот список утверждался губернатором, который мог кого-либо исключить с указанием причины (недовольные могли жаловаться в Сенат).
Б) очередные (годовые и месячные) списки составлялись председателем окружного суда.
Очередные списки публиковались в губернской газете и люди, состоящие в списках должны были явиться в суд для рассмотрения решений.
Присяжные заседатели не только устанавливали факт вины, но и то, достоин ли обвиняемый снисхождения, что привело к тому, что судья не вправе назначить высшую меру наказания. В этом проявляется сотрудничество института присяжных и коронного суда.
Перед началом процесса отбор 30 человек из списков. Стороны процесса могли отвести по 6 заседателей без объяснения причин. Из числа неотведенных выбирались при помощи жребия 12 компетентных и 2 запасных присяжных.
12 человек решали вопрос о виновности подсудного, а коронный суд назначал наказание.
Роль коронного суда – пассивна. Он не мог высказывать мнение по делу, информировать о тяжести возможного наказания. Председатель не анализировал собранные по делу доказательства, а лишь формулировал вопросы для вынесения вердикта присяжными.
Наибольшее значение среди доказательств: показания потерпевшего и устные показания свидетелей. Ничтожное значение у письменных показаний.
Присяжные не должны были смешивать доказательства с материалами по по делу и стремились установить картину преступления.
При принятии решения они исходили из презумпции невиновности.
Со временем происходят изменения в отборе состава присяжных: стороны могли отводить по 3 человека; присяжных приводили к присяге; им разъясняли их права и обязанности.
Вскоре интерес к этому институту стал угасать, а некоторые образованные люди начали уклоняться от участия в судебных заседаниях, что привело к тому, что присяжные заседатели стали менее образованные и состоятельные, что в свою очередь увеличило возможность подкупов и оправдание преступников.
Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей считался окончательным и мог быть опротестован прокурором, либо обжалован в кассационном порядке.
20.Положение о губернских и уездных земских учреждениях
Земская реформа 1864г.
1.Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.
В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.
2. Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.
Выборы проходили по трем избирательным куриям:
курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий имущественный ценз;
городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;
сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов— крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.
3. Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.
Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.