Центральный государственный аппарат Царства Московского
Высшие органы власти и управления. Московские князья стремились к неограниченной власти. Но деятельность московских государей направлялась верхушкой феодалов -боярами и церковью.
Боярская дума не составляла особого учреждения, которое имело бы четко определенный состав и свой регламент. Она состояла из родовитых и богатых бояр, которые принимали учартие в обсуждении вопросов войны и мира. Нежелание считаться с мнением боярской думы могло иметь своим последствием отъезд бояр к другому князю, изоляцию княэя, ослабление его влияния
Путные бояре. До XIV в. на Руси отсутствовало понятие центральных и местных органов управления. Сохраняется дворцовая система управления, в которой под управлением дворецкого определены были дворцовые пути, под управлением путных бояр. Слово «путь» означало выгоду, доход, имущества. Существовали следующие пути: сокольничий, конюший, стольничий, чашничий. Во главе путей находились путные бояре - верхушка феодальной знати.
Приказы, именуемые в 1-ой пол. XVI в. третями, а во 2-ой пол. того же века - четвертями, по времени своего происхождения относятся к XV вену. По мере присоединения удельных княжеств к Московскому в Москве были образованы центральные судные приказы - Владимирский. Рязанский. Дмитровский и др. Для приема, разбора и решения дел лиц, искавших судебной защиты у московского государя. На практике государь поручал (приказывал) какому-либо боярину заниматься этим делом или отраслью самостоятельно
Местные органы управления. Московское великое княжество в административном плане делилось на уезды -города с принадлежащими им землями. Уезды подразделялись на волости, волости - на станы.
Местные правители, назначаемые князьями, назывались наместниками (в уезде) и волостелями (в волости). Наместник назначает себе помощников - тиунов, доводчиков и приветчиков. Наместничество давалось в награду, ибо оно приносило доход. Доход наместника или волостеля именовался «кормом», а вся система управления носит название системы кормления. Корм был натуральный или денежный.
Для преследования разбойников вводятся губные учреждения, действовавшие рядом с наместниками.
Губной округ - сначала волость, а впоследствии и уезд. Их ведомство ограничивалось преследованием разбойников. Кроме суда, зубные избы отправляли и полицейские функции. От губных учреждений отличались земское учреждении.
Установление крепостного права
Начиная с судебника 1497г начинается первый этап закрепощения крестьян.
В нем устанавливалось, что отныне крестьяне могут уходить от господина только в Юрьев День 26 ноября (в течении недели до и после 26 ноября). Начались проводится общие меры с борьбой с миграцией крестьян. Следующий судебник подтверждает Юрьев день. В 1580г создан «Закон о заповедных летах» - «временно» запрещалось уходить от господина, отменялся юрьев день. С этого периода крестьяне считались закрепощенными.
На следующий год начинается всеобщая перепись населения. Перепись касается крестьян, завершается в 1592г.
Перепись прикрепляла крестьян не только к земле, но и к личности господина. Чтобы облегчить споры между владельцами о беглых крестьянах, в 1597г был издан «Указ об урочных летах» - устанавливался срок исковой давности по таким спорам. В 15-16 веках таких указов было много. Первоначально равнялся 5 годам, потом 10, 15, потом отменены и введен бессрочный сыск (соборное уложение). Оно также установило наследственное крепостное право.
Крестьянин и его потомки становятся крепостными и прикрепляются непосредственно к господину – появляется наследственное крепостное право.
Учреждение о губерниях Екатерины 2
Официальные мотивы проведения губернской реформы:
- слишком большие размеры губерний как административно-территориальных единиц
- малое число управленческих учреждений и недостаточная численность управленческого состава в них
- смешение ведомственных функций в этих учреждениях
Документ, определяющий направление новой губернской реформы: «Учреждение дел управления губерний Всероссийской империи» 1775 года.
Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний.
Деление на губернии и уезды по строго административному принципу без учета географических, национальных и экономических признаков.
Основная цель деления: приспособить новый административный аппарат к фискальным и полицейским делам.
В основу деления лег количественный критерий – численность населения (400тысяч – губерния и 30 тысяч – уезд)
Старые территориальные органы ликвидировались, упразднились провинции как территориальные единицы.
Во главе губернии – губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление – губернский прокурор и 2 сотника.
Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата.
Вопросы образования и здравоохранения – приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губерниях – губернский прокурор и 2 губернских стряпчих; в уезде – уездный стряпчий.
Во главе уездной администрации – земский исправник (избирался уездным дворянством).
Коллегиальный орган управления – нижний земский суд- следил за проведением в жизнь законов, руководил земской полицией.
В городах учреждена должность городничего.
Губернская реформа 1775 года усилила власть губернаторов и упрочила положение административного аппарата.