Методика проведения занятий в активной и интерактивной форме

Практическая реализация активных технологий по данной дисциплине предусматривает проведение двух типов практических занятий: в активной форме семинарских занятий и практических занятий в интерактивной форме (с сочетанием активной формы).

Активное обучение студентов по данной дисциплинеобеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студента с целью формирования практическихнавыков исследования уголовной ответственности несовершеннолетних.

Задачами активного обучения по дисциплине являются:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины;

- обобщение всего комплекса знаний по дисциплине;

- приобретение навыков публичных выступлений.

Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских, практических занятиях для всех форм обучения.

Интерактивное обучение студентов по данной дисциплинеобеспечивает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и нацелено на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Интерактивная лекция (диалоговая лекция) представляет выступление ведущего обучающего мероприятия перед аудиторией с применением следующих форм обучения:

- ведомая (управляемая) дискуссия или беседа;

- модерация (способствует достижению цели с оптимальным использованием креативности каждого члена учебного коллектива, без лишних потерь рабочего времени);

- мозговой штурм.

Методика проведения тренингапредусматривает наличиеобщей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов.

Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать необходимые навыки. Тренинг обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Основные требования к проведению тренинга:

– оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;

– соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены, как правило, по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;

– обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;

– проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы;

– создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;

– вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;

– уважение чувств и мнений каждого участника;

– поощрение участников тренинга;

– подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;

– обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;

– обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;

– обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.

Необходимые условия для успешного обучения:

– готовность студента учиться;

– применение различных форм и методов обучения;

– использование повторения для закрепления знаний;

– соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;

– своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем.

Непосредственно обучение включает в себя 4 этапа:

1. Информационный блок, включающий предоставление теоретической информации.

2. Выработка практических навыков.

3. Подведение итогов тренинга.

4. Зачет по результатам тренинга. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе тренинга.

Информационный блок. Основной материал может быть преподнесен в виде интерактивной лекции (диалоговой лекции).

Выработка практических навыков. Данный этап тренинга призван способствовать приобретению участниками практического опыта по освобождению от уголовной ответственности и наказания. С этой целью необходимо использовать работу в малых группах, мозговой штурм, дискуссии и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.

Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения опросных листов, анкет.

Зачет по результатам тренинга. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе тренинга.

Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в соответствующем разделе настоящей рабочей программы.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

7.1.Тематический план самостоятельной работы студентов

Форма обучения: очная

    Тема         Самостоятельная работа, часы   в том числе:
изучение литературы, ее конспектирование решение задач выполнение тестовых заданий   анализ различных позиций по проблемам учебного предмета подготовка сообщений, докладов
0,5   0,25 0,5 0,75
0,5   0,25 0,5 0,75
0,5 0,25 0,25 0,5 0,5
0,5 0,25 0,25 0,5 0,5
0,5   0,25 0,5 0,75
0,5   0,25 0,5 0,75
0,5   0,25 0,5 0,75
0,5   0,25 0,5 0,75
0,5   0,25 0,5 0,75
0,5 0,25 0,25 0,5 0,5
0,5 0,25 0,25 0,5 0,5
0,5 0,25 0,25 0,5 0,5
0,5   0,25 0,5 0,75
0,5 0,25 0,25 0,5 0,5
0,5 0,25 0,25 0,5 0,5
0,5   0,25 0,5 0,75
0,5 0,25 0,25 0,5 0,5
0,5 0,25 0,25 0,5 0,5
Всего 2,25 4,5 11,25

Форма обучения: заочная

    Тема         Самостоятельная работа, часы   в том числе:
изучение литературы, ее конспектирование решение задач выполнение тестовых заданий   анализ различных позиций по проблемам учебного предмета подготовка сообщений, докладов
  0,25 0,75  
  0,25 0,75  
0,25 0,25 0,5  
0,25 0,25 0,5  
  0,25 0,75  
  0,25 0,75  
2,5   0,25 1,25  
1,5   0,25 1,25
1,5   0,25 1,25
1,5 0,25 0,25
1,5 0,25 0,25
2,5 0,25 0,25  
2,5   0,25 1,25  
2,5 0,25 0,25  
2,5 0,25 0,25  
2,5   0,25 1,25  
2,5 0,25 0,25  
2,5 0,25 0,25  
Всего 2,25 4,5 16,75 4,5

Форма обучения: заочная на базе ВПО

    Тема         Самостоятельная работа, часы   в том числе:
изучение литературы, ее конспектирование решение задач выполнение тестовых заданий   анализ различных позиций по проблемам учебного предмета подготовка сообщений, докладов
  0,25 0,75  
  0,25 0,75  
0,25 0,25 0,5  
0,25 0,25 0,5  
  0,25 0,75  
  0,25 0,75  
2,5   0,25 1,25  
1,5   0,25 1,25
1,5   0,25 1,25
1,5 0,25 0,25
1,5 0,25 0,25
2,5 0,25 0,25  
2,5   0,25 1,25  
2,5 0,25 0,25  
2,5 0,25 0,25  
2,5   0,25 1,25  
2,5 0,25 0,25  
2,5 0,25 0,25  
Всего 2,25 4,5 16,75 4,5

Форма обучения: заочная с индивидуальным учебным планом

    Тема         Самостоятельная работа, часы   в том числе:
изучение литературы, ее конспектирование решение задач выполнение тестовых заданий   анализ различных позиций по проблемам учебного предмета подготовка сообщений, докладов
  0,25 0,75  
  0,25 0,75  
0,25 0,25 0,5  
0,25 0,25 0,5  
  0,25 0,75  
  0,25 0,75  
2,5   0,25 1,25  
1,5   0,25 1,25
1,5   0,25 1,25
1,5 0,25 0,25
1,5 0,25 0,25
2,5 0,25 0,25
2,5   0,25 1,25  
2,5 0,25 0,25
2,5 0,25 0,25  
2,5   0,25 1,25  
2,5 0,25 0,25  
2,5 0,25 0,25  
Всего 2,25 4,5 16,75 4,5

7.2 Задание для самостоятельной работы студентов

Цель задания:систематизация студентами знаний по изучаемой теме; глубокое изучение вопросов соответствующей темы; получение навыков подготовки выступлений перед аудиторией на практических занятиях; развитие творческого подхода к решению нестандартных задач; формирование аналитического мышления при анализе различных позиций специалистов по проблематике рассматриваемой темы, а также при анализе применения соответствующего законодательства.

Содержание: подготовка рядом студентов по индивидуальному заданиюдокладов и сообщений; конспектирование докладов выступающих на семинаре; анализ в ходе групповой дискуссии проблемных аспектов рассматриваемой тематики, перспектив развития соответствующего законодательства; приобретения навыков решения практических задач; составление письменных ответов на контрольные вопросы, задания, составление схем, таблиц; проверка полученных знаний с помощью тестов; повторение материала для подготовки к зачету.

Срок выполнения:определяет преподаватель.

Ориентировочный объем:индивидуальные доклады и сообщения должны быть по объему не менее двух-трех страниц печатного текста; объем рекомендуемых конспектов строго не регламентируется, но приветствует краткость и емкость изложения.

Практикум:соответствующие настоящим темам задания практикума (задачи) и тестовые задания.

Источники литературы:соответствующие настоящим темам (см. темы и планы практических занятий).

Отчетность:устные иписьменные (не более двух-трех страниц печатного текста) ответы на контрольные вопросы, задачи, тесты.

Метод оценки:пятибалльная.

Методические рекомендации по изучению тем дисциплины утверждаются на заседании кафедры уголовного права и криминологии, содержатся в ее материалах.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Наши рекомендации