Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица. Казенные предприятия.

Средивсехкоммерческихорганизацийунитарныепредприятиявыделяютсятем,чтонеявляютсяпостроенныминаначалахчленствакорпорациямиинестановятсясобственникамизакрепленногозанимиимущества.Создавшийтакоепредприятиеединоличныйучредитель(публичныйсобственник)сохраняетзасобойправособственностинапереданноепредприятиюиприобретенноеимвходесвоейдеятельностиимущество,тогдакаксамопредприятиекаксамостоятельноеюридическоелицовсилузаконанаделяетсялишьопределеннымограниченнымвещнымправом,посутииспользуячужоеимущество.Иначеговоря,егоимущественнаяобособленностьявляетсяискусственной,условной,поскольку,вотличиеотдругихучастниковгражданскогооборота,унегонетинеможетбытьникакогособственногоимущества.

Действующеезаконодательствосохраняетконструкциюунитарногопредприятиялишьдляпубличныхсобственников(абз.3п.1ст.113ГК).Преобразованиеунитарныхпредприятийвдругиеформыкоммерческихорганизацийозначаетихприватизацию,тогдакакпубличныеинтересытребуютсохранениягосударственнойсобственностиврядесекторовэкономики.Поэтомуставшаятрадиционнойипривычнойдляотечественногохозяйстваорганизационно-правоваяформаунитарныхпредприятий,видимо,ещесохранитсявтечениеизвестноговремени.

Унитарноепредприятиенесетсамостоятельнуюответственностьпосвоимобязательствамвсемнаходящимсяунегонаограниченномвещномправеимуществомучредителя.Сдругойстороны,унитарноепредприятиенеотвечаетэтимсвоимимуществомподолгамсвоегоучредителя-собственника(кредиторыкоторогонемогут,следовательно,обратитьвзысканиенаимуществоунитарногопредприятия).Собственникнесетответственностьподолгамунитарногопредприятиялишьвсубсидиарномпорядкеитольковслучаеегобанкротства,вызванноговыполнениемуказанийсобственника.

Унитарноепредприятие,учреждаемоепубличнымсобственником,являетсяединственнойразновидностьюкоммерческихорганизаций,обладающейнеобщей,ацелевой(специальной)правоспособностью. Поэтомувегоуставепомимообщихсведений,указываемыхвучредительныхдокументахюридическоголица,должнысодержатьсясведенияоцелях,предметеивидахегодеятельности.Сделки,совершенныеунитарнымпредприятиемснарушениемегоправоспособности,являютсянедействительными.

Подавляющеебольшинствосделокпораспоряжениюсвоимимуществомгосударственныеимуниципальныепредприятияневправесовершатьбезпредварительногосогласияучредителя-собственника.

Унитарноепредприятиеможетбытьсоздано(учреждено)лишьоднимпубличнымсобственником-РоссийскойФедерацией,еесубъектомилимуниципальнымобразованием.Созданиеунитарныхпредприятийпутемсоучредительстванедопускается.

Единственнымучредительнымдокументомунитарногопредприятияявляетсяегоустав,утверждаемыйуполномоченнымнатоорганомсоответствующегопублично-правовогообразования(вэтойролиобычновыступаютсоответствующиеотраслевыеорганыисполнительнойвласти).Длясозданияифункционированияунитарногопредприятиянетребуетсязаключенияникакихдоговоровпредприятиясучредителем-собственником(илиуполномоченнымиморганом).Кромесведений,обычнопредусматриваемыхвуставеюридическоголица,вуставеунитарногопредприятиядолжнытакжесодержатьсясведенияопредметеегодеятельности;органе,осуществляющемполномочиясобственникаегоимущества;переченьипорядокформированияииспользованияфондов,накоторыеделитсяимуществопредприятия,атакженаправленияиспользованияполученнойимприбыли(доходов)(п.п.3-5ст.9Законаобунитарныхпредприятиях).Ведьунитарноепредприятие,небудучисобственникомсвоегоимущества,несвободноивопределениипорядкаегоиспользования.

Собственникимуществаунитарногопредприятияназначаетемуруководителя(директора),которыйявляетсяегоединственным(единоличным)исполнительныморганом,подотчетнымсобственнику-учредителю(п.4ст.113ГК,п.1ст.21Законаобунитарныхпредприятиях).Руководительунитарногопредприятиясогласнозаконуорганизуетвыполнениерешенийсобственника-учредителя,волюкоторогоонпризванисполнять.Поэтомуникакихиных(волеобразующих)органовунитарногопредприятия,втомчислесобранийтрудовогоколлектива,законнепредусматривает.

Учредительнаделяетунитарноепредприятиеуставнымфондом,которыйнеможетбытьменеепятитысячминимальныхразмеровоплатытрудадлягосударственногопредприятияиоднойтысячи-длямуниципальногопредприятия(п.3ст.114ГК,п.3ст.12Законаобунитарныхпредприятиях).Приэтомуставныйфондунитарногопредприятиядолженбытьполностьюсформированучредителемвтечениетрехмесяцевсмоментагосударственнойрегистрации.

Контрользадеятельностьюунитарногопредприятияосуществляетсяпреждевсегоегоучредителем.Вслучаях,предусмотренныхзакономилиинымиправовымиактами,унитарноепредприятиеможетбытьобязанопубликоватьотчетностьосвоейдеятельностидлявсеобщегосведения,т.е.вестиделапублично(подобнооткрытомуакционерномуобществу).

Государственныеимуниципальныепредприятияреорганизуютсяиликвидируютсяпообщимправиламореорганизациииликвидацииюридическихлиц.Решениеобэтомпринимаетсобственникпредприятия.Приэтомслияниеиприсоединениеунитарныхпредприятийдопускаетсялишьвслучае,когдаихимуществопринадлежитодномуитомужесобственнику(п.3ст.29Законаобунитарныхпредприятиях).Неявляетсяреорганизациейпредприятияпереходеговстатусказенногопредприятия(инаоборот)либопередачаегоимуществадругомупубличномусобственнику.

Следует,однако,иметьввиду,чтопреобразованиепредприятийвдругиеорганизационно-правовыеформыкоммерческихорганизаций-собственниковвсегдасвязаносотчуждениемихимуществаизпубличнойсобственностивчастную,т.е.являетсяоднойизформприватизации,котораядолжнаосуществлятьсяпоправилам,предусмотреннымспециальнымзаконодательством.Последнеепредусматриваетпреобразованиегосударственныхимуниципальныхпредприятийлишьвформухозяйственных,главнымобразомоткрытыхакционерныхобществ.Законобунитарныхпредприятияхвст.34допускаетпреобразованиеунитарногопредприятиявгосударственноеилимуниципальноеучреждение-некоммерческуюорганизацию.

Унитарныепредприятиясуществуютвдвухразновидностях:основанныенаправехозяйственноговеденияиоснованныенаправеоперативногоуправления(казенные)(ст.ст.114и115ГК,п.2ст.2Законаобунитарныхпредприятиях).Казенныепредприятиясоздаютсядляпроизводстваограниченнооборотоспособнойпродукции(например,вооружений)ипродукции,предназначеннойглавнымобразомдляобеспеченияфедеральныхииныхпубличныхнужд,атакжедляиспользованияимущества,необходимогодляобеспечениябезопасностиРоссийскойФедерации,реализацииеестратегическихинтересовивиныханалогичныхцелях(п.4ст.8Законаобунитарныхпредприятиях).Очевиднаихограниченнаяпотребностьучастиявимущественномобороте,одновременносочетающаясяспреобладающимкоммерческимхарактеромихдеятельности.Этимобъясняетсяналичиеутакихпредприятийвесьмаограниченныхправнаимуществособственника-учредителя.

Ранееказенныепредприятиямоглисоздаватьсялишьнабазефедеральногоимуществаидляобеспеченияфедеральныхпотребностей.ДействующийЗаконобунитарныхпредприятияхразрешаетсоздаватьтакиепредприятияидругимпубличнымсобственникам(субъектамРФидажемуниципальнымобразованиям),чтоведеткневсегдаобоснованномуувеличениюихчисленности.

Различиявправовомстатусеназванныхвидовунитарныхпредприятийзаключаютсяпреждевсеговобъемеправомочий,получаемыхимивотношенииимуществаучредителя-собственника,посколькуправооперативногоуправленияказенногопредприятияпосвоемусодержаниюещеболееузкое,чемправохозяйственноговеденияунитарногопредприятия(ср.ст.ст.295-297ГК).Вчастности,длясовершенияказеннымпредприятиемлюбыхсделокпораспоряжениюимеющимсяунегоимуществомтребуетсяобязательноесогласиесобственника(уполномоченногоиморганагосударственнойвластиилиместногосамоуправления),еслитолькоречьнеидетоготовойпродукциитакогопредприятия(п.1ст.297ГК,ст.19Законаобунитарныхпредприятиях).

Казенноепредприятиеосуществляетсвоюдеятельностьвсоответствиисутверждаемойсобственникомсметойдоходовирасходов(подобногосбюджетномуучреждению).Этообстоятельствопредопределяетстрогоцелевой(анеформальносамостоятельный,какуобычногоунитарногопредприятия)характериспользованиялюбогозакрепленногозанимимуществасобственника-учредителя.Донегодоводятсяобязательныедляисполнениязаказысобственниканапоставкутоваров,производствоработилиоказаниеуслугдлягосударственныхилимуниципальныхнужд.Крометого,унегоможетбытьизъятоизлишнее,используемоенепоназначениюилинеиспользуемоеимущество(п.2ст.20Законаобунитарныхпредприятиях).

Важнымдляоборотаявляетсятообстоятельство,чтопринедостаткеуказенныхпредприятийсвоегоимуществанаступаетсубсидиарнаяответственностьихучредителейпоихдолгам(п.5ст.115ГК,п.3ст.7Законаобунитарныхпредприятиях),тогдакакдляобычныхунитарныхпредприятийтакаяситуацияисключается(кроменекоторыхслучаевбанкротства)<1>.Поэтомуказенноепредприятиевотличиеотобычногоунитарногонеможетбытьобъявленобанкротом.

Дополнительнаяответственностьучредителяподолгамказенногопредприятияприводитктому,чтодлятакойкоммерческойорганизациистановитсяизлишнейкатегорияуставногофондакакминимальнойгарантииудовлетворенияимущественныхинтересовкредиторов.Поэтомувказенномпредприятииуставныйфонднеформируется(п.5ст.12Законаобунитарныхпредприятиях),чтоотличаетегоотдругихвидовкоммерческихорганизаций.Разумеется,казенноепредприятиенаделяетсясобственникомнеобходимымдляегодеятельностиимуществом,однакоотсутствиевегосоставеуставногофондаисключаетприменениекнемуобщихправилопоследствияхуменьшения(илиопорядкеувеличения)размераэтогофонда.

Наши рекомендации