Понятие и признаки принципов уголовно - исполнительной правовой доктрины
Принципы уголовно - исполнительного права базируются на общих принципах и принципах отраслей права, которые регулирую борьбу с преступностью, прежде всего уголовного права, поэтому следует рассмотреть положения, характеризующие указанные правовые категории.
В теории права принципы рассматриваются как фундаментальные, основополагающие идеи права, а также руководящие положения правовой системы, на которых основывается уголовно - исполнительная политика и уголовно - исполнительное право. Н. Н. Полянский утверждает, что принцип уголовно - исполнительного права - это требование, обязательное для законодателя, правоприменительных органов и граждан[1]. Так же можно утверждать о том, что принцип уголовно - исполнительного права - это такое требование, которое носит устойчивый характер, а это значит, что данные принципы не подвластны изменению в связи с политическими, социально -экономическими и иными изменениями, они отвечают тем ценностям, которые сложились в обществе.
Особую значимость данные принципы приобретают в ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли права, ее институтов и норм[2], тем самым указывая направление в котором должно развиваться и совершенствоваться уголовно - исполнительное законодательство.
В основе принципов уголовно - исполнительного законодательства лежат общечеловеческие ценности и выражение нравственного сознания людей, о чем свидетельствуют многие международно - правовые акты, такие как: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., которые содержат общеправовые принципы регулирования отношений между личностью и государством.
Уголовно - исполнительная система базируется на следующих принципах:
· законности;
· гуманизма;
· демократизма;
· равенства осужденных перед законом;
· дифференциации и индивидуализации исполнения наказания;
· рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;
· соединения наказания с исправительным воздействием[3].
Уголовно-исполнительный кодекс (далее - УИК РФ) Российской Федерации (ст. 8) впервые в отечественном законодательстве об исполнении и отбывании уголовных наказаний сформулировал принципы этого законодательства, однако, законодатель лишь перечисляет данные принципы, но не раскрывает их значение, чего нельзя сказать об Уголовном Кодексе РФ (далее - УК РФ), где довольно полно описан каждый принцип уголовного права.
Законность, как принцип уголовно - исполнительного права, который выражается в статьях, например, касающихся оснований исполнения наказания или же правового положения осужденных, являясь общеправовым принципом, закрепленным как в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13, 15 и др.), так и в некоторых международно-правовых актах требует того, чтобы:
а) порядок и условия исполнения уголовных наказаний определялись только законом;
б) осужденные, в отношении которых исполняется уголовное наказание, несли обязанности и пользовались правами, установленными законом;
в) основанием исполнения наказания в отношении осужденных являлись вступивший в действие приговор суда, либо постановление или определение, отменяющее приговор и вступившее в законную силу;
г) деятельность учреждений и органов, должностных лиц и иных субъектов, участвующих в исполнении наказаний, основывалась на обязательном соблюдении законов[4].
Гуманизм, являясь одним из основополагающих принципов уголовно -исполнительного законодательства, обладает следующими особенностями:
· во-первых, понимается как неприменение насилия к осужденным;
· во-вторых, предполагает создание государством условий для достойного существования человека[5].
Также он выражается в том, что общество не отказывается от преступника как от своего члена, а стремится исправить его.
Вся деятельность исправительных учреждений направлена на ресоциализацию осужденных. Представляется, что суровая мера государственного принуждения - уголовное наказание - является гуманной, так как с его помощью общество борется за человека, совершившего преступление, за то, чтобы он стал честным, нужным обществу гражданином.
А.В. Мельник также отмечал, что «гуманность наказания как принцип его назначения проявляется в том, что наказание никогда не может иметь своей целью причинение физических страданий осужденному или унижение его человеческого достоинства. Применяя наказание, суд должен видеть в подсудимом человека и руководствоваться тем, что каждый выбившийся из колеи гражданин может исправиться и стать честным тружеником нашего общества»[6]. Нормы уголовно - исполнительного права не содержат ни одного положения, реализация которого была бы связана с уничижением человеческого достоинства или имела бы своей целью причинение различного рода человеческих страданий.
Принцип демократизма отражает содержание многих институтов и норм уголовно - исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) говорится о том, что « каждый человек, где бы он ни находился, имеется право на признание его правосубъектности ». Исходя из данного положения, можно утверждать, что принцип демократизма, прежде всего, признает осужденного в качестве субъекта данной отрасли права. Данные нормы, в первую очередь, направлены на осужденных к лишению свободы, так как они в наибольшей степени ограничены в своих правах. При реализации задач, направленных на социальную защиту осужденных, данный принцип находит свое отражение в таких нормах УИК РФ как: обеспечение личной безопасности осужденного (ст. 13), обеспечение свободы совести (ст. 14), реализация прав на обращения, заявления и жалобы (ст. 15), а также выражается в открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, а прежде всего, в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными.
Принцип равенства осужденных перед законом основан на конституционном принципе равенства всех перед законом, который предполагает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения (ст. 19 Конституции РФ). Также данный принцип находит свое отражение и в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, где является одним из ключевых и согласно которому «дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима».
При этом нормы УИК РФ не предполагают каких-либо снисхождений для осужденных в зависимости от их пола, расы, социального положения и т. д., но также стоит учитывать, что данный принцип не предполагает равенства условий отбывания наказания. Для различных категорий осужденных существуют свои условия отбывания наказания, которые напрямую зависят от тяжести совершенного преступления, степени вины осужденного, его половозрастных особенностей, состояния здоровья и др. В данном случае принцип равенства перед законом конкретизируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания[7].
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания означает то, что в зависимости от степени общественной опасности совершенного преступления, прошлой преступной деятельности, поведения, во время отбывания уголовного наказания к осужденным применяются различные меры принуждения и ограничения прав в различных объемах. Дифференциация осужденных осуществляется на всех этапах отбывания наказания, что способствует обеспечению принципа индивидуализации исполнения наказания, который зависит от индивидуальных особенностей каждого осужденного. Отражение данного принципа можно увидеть в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, которая гласит о том, что средства исправления осужденного должны применяться с учетом личности осужденного, его особенностей, характера совершенного преступления и др.
Принцип рационального применения мер принуждения характеризуется, прежде всего, ответственностью осужденных, которая предусмотрена УИК РФ (ст. 29, 32, 46, 58, 190) и применяемыми мерами взыскания (ст. 71, 115, 136). При этом налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117).
Принцип стимулирования правопослушного поведения исходит из психолого - педагогической обусловленности норм уголовно-исполнительного права. Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными (пр. 70) в каждом заведении следует иметь систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с различными категориями осужденных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, прививать им интерес к перевоспитанию и добиваться их сотрудничества[8] . И данный принцип реализуется в поощрительных мерах, закрепленных в УИК РФ (ст. 71, 113, 134, 153).
Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их трудовой деятельности, профессионального обучения с учетом их индивидуальных особенностей.
Принцип соединение наказания с мерами исправительного воздействия напрямую связан с такой целью наказания как исправление осужденного. А исправление должно реализовываться посредством применения к осужденному мер воспитательного характера. Правовым основанием для применения данных мер служит приговор суда. Соединение исполнения наказания с мерами исправительного воздействия образует сложный карательно - воспитатетельный процесс, регулирование которого и осуществляется нормами уголовно-исполнительного права[9].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в теории права принципы рассматриваются как фундаментальные, основополагающие идеи права, а также руководящие положения правовой системы, на которых основывается уголовно - исполнительная политика и уголовно -исполнительное право.
Все принципы уголовно - исполнительного законодательства взаимосвязаны между собой и нарушение какого-либо одного, ведет к нарушению единой и целостной системы принципов. Данные принципы предопределяют стратегию и направление развития отдельных институтов и норм, а также обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении уголовных наказаний.
В процессе становления на путь демократизации, значимость гуманизма становится все более очевидной, ведь на первое место в настоящее время ставится идеология человека и интересы личности.