Глава 2 Причины и условия совершения жестокого преступления
2.1 Природа человеческой жестокости в различных формах ее проявления
Жестокость и ее наиболее опасная форма - особая жестокость, вызывают самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Данные понятия часто путают, что приводит к ошибке этического, политического и юридического характера. Однако между ними очень много общего и в первую очередь то, что жестокость всегда реализуется с помощью агрессии, т. е. без нее жестокости не бывает. Поэтому понять природу, причины и механизмы проявления жестокости невозможно, если игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, если не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.
Агрессия и жестокость представляют собой проявления насилия, но по сравнению с жестокостью агрессивность - более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Поэтому можно сказать, что жестокость - особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) природного характера, то жестокость - чисто человеческого, социального происхождения, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области - социальной.
Многие животные агрессивны, и в этом их способ существования, но они никогда не жестоки, и вообще жестокость как нравственная категория к ним неприменима. Однако поведение многих животных, на человеческий взгляд, может выглядеть жестоким, даже очень жестоким и поэтому вызывать резко негативное отношение. Тем не менее, это не дает оснований считать животных жестокими.
Агрессия является неотъемлемой чертой многих видов деятельности, существенным требованием к ним, соответственно агрессивными должны быть и люди, занятые в подобной деятельности, например воин, футболист. Многие агрессивные действия в нравственном плане нейтральны и не только не наказуемы, но и социально одобряемы. Но агрессивность сразу же перестает быть таковой, как только достигает иного качества - жестокости. В нем, в зависимости от конкретного ущерба и иных важных обстоятельств, она, как правило, наказуема - от морального осуждения и желтой карточки футбольного судьи до смертной казни. Но в некоторых, сравнительно редких случаях даже особая жестокость поощряется, чаще государством, реже обществом, например при пытках. Даже из отечественной истории известно, что в 30-е годы пытки предписывались. Жестокость - это отвращение к жизни и наиболее полное воплощение ненависти, очень часто ненависти безадресной, ненависти вообще, ненависти ко всем, и она тем сильнее, чем больше человек или система отчуждены от конструктивных ценностей. Поэтому ненависть выступает способом компенсации и уничтожения того, что демонстрирует ей ее же недостаточность и ущербность.
Видный немецкий психолог X. Хекхаузен раскрывает понятие слова «агрессия» объясняя, что на обыденном языке оно означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению.[42, с.365] Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие (хотя и не все) виды агрессивных действий подлежат к тому же регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия.
X. Хекхаузен считает агрессией намеренные действия с целью причинения вреда, причем возможны и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустрацию, а возникают «самопроизвольно» из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Поэтому следует различать реактивную (как реакцию на ситуацию) и спонтанную агрессию.[42, с.366]
Следовательно, под агрессивностью можно понимать особенность (черту) личности, группы или государства, а под агрессией - соответствующее поведение.
В самом общем виде агрессия и жестокость могут пониматься как демонстрация силы, угрозы ее применения либо использование силы в отношении отдельного человека или группы лиц. Оба явления могут носить индивидуальный и коллективный характер, и всегда направлены на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба кому-либо, часто целью насилия выступает уничтожение человека или группы людей. Поэтому можно сказать, что насильственные действия, жестокие в том числе, всегда имеют свой внутренний смысл, совершаются ради чего-то, какой-то выгоды, выигрыша, не всегда явного и ясно понимаемого другими и самим действующим субъектом. Так, с помощью жестокости, причинив страдания и мучения другим, человек может обрести особое психологическое состояние, не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим поступком и своими переживаниями. Поэтому, проявления жестокости, как и агрессивности, с субъективной, личностной стороны никогда не бывают бессмысленными.
Жестокое поведение может быть определено как намеренное и осмысленное причинение другому объекту мучений и страданий ради них самих или достижения других целей либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть, что подобные последствия могут наступить. Если агрессивность - это черта личности, а агрессия - проявление этой черты, то жестокость тоже можно рассматривать в качестве личностной особенности, которая реализуется в жестоких действиях. Жестокой личностью может быть названа такая, которая характеризуется безжалостностью, бесчеловечностью, отсутствием сопереживания и сострадания и в то же время склонностью совершать жестокие поступки, предпочитая их для разрешения возникающих жизненных проблем. Жестокость же следует относить к числу личностных черт только в том случае, если она стабильна и фундаментальна для данного человека, внутренне присуща ему.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что жестокость всегда агрессивна, т. е. без агрессии, нападения, насилия она не может иметь место. В то же время далеко не каждая агрессия жестока и не каждый агрессивный человек жесток. Но каждый жестокий - агрессивен, если иметь в виду и то, что жестокость может быть вербальной, т. е. иметь место лишь на словах, а также носить воображаемый характер. В последнем случае, например, человек, жаждущий отомстить или причинить вред другому, способен живо представить себе, как мучается от его жестоких действий, недруг или тот, кто вызывает в нем враждебность, гнев или антипатию. Поэтому вполне допустимо, что жестокость как личностная фундаментальная черта, во многом определяющая мироощущение данного человека, никогда не воплотится в его поступках.
Необходимо всегда отличать личность от ее поведения. Если этого не делать, будет трудно понять и то, и другое. Поступок - всегда нечто внешнее по отношению к индивиду, и то, что он, казалось бы, исчерпывающе говорит о человеке, далеко не всегда верно. Многие люди, которые, защищаясь от насилия, наносят нападающему тяжкие повреждения, не являются агрессивными. Уголовный закон наказывает не за то, что данный человек агрессивен или жесток, а за то, что он совершил агрессивные или жестокие действия. Присущие преступнику негативные личностные черты (та же жестокость) ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность, хотя и способны повлиять на характер уголовного наказания [21, с.10].
Насилие может соответствовать, закону, а может противоречить ему и морали тоже. Жестокость же, за исключением мазохизма, всегда аморальна, но, как и агрессия, далеко не каждое насилие жестоко. Вообще, агрессия и насилие столь близки друг другу, так часто сливаются, что вполне правомерно использовать их как синонимы.
В различных обществах, на различных тапах развития одного и того же общества уровень насилия будет разным, что зависит от характера существующих в данное время общественных отношений. Поэтому знание таких отношений является необходимым условием понимания корней насилия и насильственной преступности в том числе.
Жестокость - наихудшее качество насилия, но и в самой жестокости можно выделить особые слои, разные степени ее общественной опасности. Жизненная практика и уголовный кодекс различают простую и особую жестокость, причем последняя оценивается законом в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. По общему правилу лицо, совершившее подобные действия, наносит человеку и обществу наибольший ущерб и несет в себе исключительную угрозу базовым социальным ценностям, хотя удельный вес таких деяний в общей массе преступлений невелик. Не случайно именно деяния вызывают наиболее острую реакцию среди населения и общественности, а виновные в их совершении сурово караются.
Сами особо жестокие действия не обязательно должны быть совершены в отношении человека. Исключительный по силе эмоциональный удар может быть нанесен тяжким мучительством животным, например любимой собакой, или путем уничтожения ценных в духовном плане для данного человека вещей, связанных с дорогими для него воспоминаниями, надругательством над памятью усопшего и т. д. Кроме того, особая жестокость может проявляться в бездействии, а также не только в физических действиях, но и в словах.
Жестокость вообще и особая жестокость в частности - оценочные этические и правовые, а также психологические категории. Отнесение того или иного деяния к «просто» или особо жестокому либо вообще не жестокому зависит не только от оценок субъекта, его социальной принадлежности и общественного положения, моральных принципов и воззрений, интеллигентности, культуры и т.д. Решение этого вопроса зависит и от нравственно-психологической атмосферы в обществе и ее ценностей, от уровня нравственности и представлений о добре и зле, пределах насилия в той социальной группе, к которой принадлежит то должностное лицо, которое должно дать на него ответ.
В целом к особо жестоким преступлениям могут быть отнесены действия или бездействие, совершаемые путем физического или (и) психического насилия, когда потерпевшему (потерпевшим) доставляются особые мучения и страдания ради самих мучений и страданий, из корыстных соображений и по другим мотивам либо в случаях, когда их реальное причинение носит явный характер, но игнорируется виновным.[21, с.10] Во многих случаях заранее определить, какие деяния «просто» жестокие, а какие особо, не представляется возможным. Это зависит от конкретных обстоятельств дела, в том числе физической и психической уязвимости жертвы, и в оценочной позиции следователя и суда, которым принадлежит исключительное право отнести те или иные поступки к разряду особо жестоких, в чем им могут помогать, например, эксперты. Ими же могут быть лишь действительно особые, из ряда вон выходящие мучения и страдания потерпевшего. К числу таких всегда могут быть отнесены, например, пытки и причинение множества телесных повреждений.
Наиболее сложными для психологического понимания представляются те случаи, когда рассматриваемый вид жестокости имеет место только с целью причинить жертве особые мучения и страдания, тем более, если это переплетается с корыстной мотивацией и сексуальными моментами.
Существенный ущерб обществу наносится тем, что к совершению преступления подстрекается несовершеннолетний или он привлекается к участию в преступлении. Этот ущерб становится еще больше, если подросток привлекается для учинения особо жестоких действий. Тем самым ему может быть нанесен немалый психологический и моральный урон, однако здесь в первую очередь надо думать о том, что перенес потерпевший. Следует отметить, что некоторые молодые люди в силу эмоциональной тупости, холодности и отсутствия сопереживания могут и не воспринимать свое поведение как исключительно жестокое. Молодой человек, учиняющий особо жестокие действия, становится на путь полного пренебрежения человеческой жизнью и здоровьем, достоинством и честью личности, формируется его особое отношение к другим людям, его антиобщественная позиция к ним, происходит общее огрубление и «озверение» подростка.
Несовершеннолетний получает урок циничности и жестокости, который хорошо усваивается им потому, что он находится в сенситивном, т. е. наиболее «восприимчивом» для внешних влияний и уроков, возрасте. Естественно, рецидив таких и близких к ним действий становится весьма возможным.
2.2 Личность лица, совершившего преступление, предусмотренного
ст. 245 УК РФ, и динамика его преступного поведения
Изучая проблему личности преступника, необходимо отметить, что она является основой для криминологии, так как именно с ней связаны все научные исследования, касающиеся негативного общественного явления, называемого преступностью.
Основное свойство личности преступника - это преступление уголовного закона. Поэтому вполне достаточно конкретного понятия «субъект преступления», под которым понимается общественно опасное вменяемое лицо, достигшее определенного возраста, виновно, противоправно совершившее преступление (по УК РФ - с 14 либо с 16 лет)[20]. Ряд ученых представляют личность преступника как совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления[21]. Данное понятие наполнено большим криминологическим смыслом, так как выделены не все свойства личности, а только те, которые непосредственно участвуют в формировании убеждения и допустимости преступного способа достижения цели.
В структуре личности преступника, совершившего преступление в сфере жестокого обращения с животными, выделяется ряд подструктур:
─ социально-демографические признаки, такие как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;
─ уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки;
─ нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки;
─ психические процессы, свойства и состояния личности;
─ биофизиологические признаки, такие как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (имеются в виду социальные проявления этих признаков).
Выборочные данные исследований, статистические данные дают возможность проанализировать и установить феноменологические и сущностные признаки личности, жестоко обращающейся или склонной к такому обращению с животными; лиц, совершивших преступление, связанные с жестоким обращением с животными. Они свидетельствуют о том, что:
─ среди преступников значительно больше мужчин (95%), чем женщин (5%). Объяснить это можно генетической предрасположенностью, выраженной в сдержанном восприятии мужского пола к проявлениям милосердия, сентиментальности, сочувствия, а также физиологическими особенностями и социальными ролями;
─ возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях. Из-за отсутствия доступных развивающих занятий, культурно-спортивных мероприятий, специализированных секций и продуманного досуга для подрастающего поколения, подростки становятся жертвами обстоятельств. Больше всего преступлений совершается несовершеннолетними подростками, которые ради забавы издеваются над животными. Как правило, данные преступления совершаются группой лиц в возрасте 14 - 17 лет (40%), затем следует группа лиц 18 - 24 года (20 - 25%), наибольшая криминальная активность характерна для лиц в возрасте 25 - 29 лет (около 35%) и 30 - 40-летние (около 10 - 15%).[38, с.218].
Исследования убедительно свидетельствуют о том, что личность, склонная к совершению преступления, связанного с жестоким обращением с животными, находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей.
Возникновение депривации связано зачастую с тем, что, по мнению Ю.М. Антоняна, многие дети рождаются нежеланными и, как следствие, чувствуют свою отторженность, ненужность. Отсутствие заботы и внимания в семьях ведет к слабой адаптации, затем на этом фоне у таких людей интенсивно развивается тревожность в виде беспредметного страха, который впоследствии обусловливается в виде неосознанности источника опасности. Тревожность проявляется в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами. Тревожность способна активно стимулировать преступное поведение, а именно в момент, когда индивид ощущает необходимость защиты от людей или явлений, личностно воспринимаемых в качестве угрожающих или деструктивных. Возникающий в таких случаях страх, переходящий в страх небытия, приводит к нарушению самосознания. Этот страх является мощным стимулом преступных действий, а привычные ценности отходят на второй план. Тревожность может выступать не только как постоянное, фундаментальное свойство личности, но и как временное состояние[22]. Семейное положение и особенно воспитание оказывают влияние на формирование личностных качеств. Фактические нелегкие брачные отношения и раздельные бюджеты родителей, неполные семьи, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов поведения, противоречащего законопослушанию, один ребенок в семье или, наоборот, много детей, детдомовское воспитание - все эти факторы являются очень важными для формирования мировоззрения личности.
Важным показателем является и то, что коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди, не успевшие обзавестись семьей). Наличие семьи в целом является стабилизирующим фактором, кроме того, садистские наклонности преступной личности, в свою очередь, являются препятствием для создания семьи.
В ходе проведенных исследований семейного неблагополучия выявлено, что корни многих проблем кроются в морально-психологическом климате семьи. В стране ежегодно отказываются от новорожденных полтысячи матерей, вне брака рождается около 8000 детей, из них более чем у 300 несовершеннолетних матерей. Рост бедности, семейный алкоголизм, увеличение количества неполных семей ведут к тому, что снижаются моральные устои, родители не желают воспитывать своих детей в соответствии с правовыми нормами. Из проведенных криминологических исследований [38, с.221] можно выделить следующие факторы влияния на подростковую преступность:
─ около 50% родителей несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на внутришкольном учете и учетах инспекций по делам несовершеннолетних, проявляют безразличие к образу жизни своих детей, не интересуются их времяпровождением в свободное от учебы время;
─ в 20% таких семей подростки предоставлены сами себе, а в 50% случаев контроль осуществляется от случая к случаю;
─ около 30% этих подростков ночное время проводят на улицах, уходят из дома (из них около 70% в возрасте с 16 до 18 лет), тем самым пополняя антиобщественно направленные группы;
─ немногим более 30% подростков-правонарушителей воспитывалось в неполной семье, где в 92 случаях из 100 отцы фактически не являлись членами семей;
─ образовательный уровень родителей подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, на 20% ниже общеобразовательного уровня населения;
─ у многих несовершеннолетних (около 15%) один из родителей либо оба родителя (1,7%) были ранее судимы, а в 5,3% случаев были лишены родительских прав.
Таким образом, несмотря на то, что примерно около 70% подростков, совершивших преступления и правонарушения, воспитывались в полных семьях, их социальное, материальное положение и психологический климат зачастую все же способствуют негативному влиянию на детей, и, как следствие, ребенок постоянно находится в напряжении, у него развиваются агрессия и негатив к окружающему миру, он озлоблен настолько, что готов наброситься на любого, но, понимая, что может получить ответную реакцию, пытается вынести свое зло на животных (кошках, собаках и т.п.), восхищаясь своим превосходством над ними. Исследования влияния негативного потенциала семьи показали, что он может быть в значительной степени усилен за счет действия субъективных факторов, выражающихся в асоциальном поведении родителей. Семья нуждается как в хорошо спланированной социально-экономической политике, где ей было бы определено место, соответствующее ее роли в обществе, обеспечивающее социально-экономическую поддержку в воспитании детей, так и в строгом контроле со стороны общества и государства по воспитанию детей в семьях с явно выраженным асоциальным поведением родителей. Значит, и в этом направлении должна вестись государственная семейная политика.
Имея такой комплексный подход к изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя, в частности по поводу жестокого обращения с животными, можно серьезно говорить о системе мер предупреждения преступности несовершеннолетних, в частности по поводу жестокого обращения с животными. Иначе отрицательное влияние семьи на подростков будет постоянно увеличиваться.
Не менее важной социальной чертой являются данные о трудовой деятельности и об отношении к труду. За последние годы можно отметить весьма неблагоприятные тенденции, так как резко снизилось число работающих лиц и возросло число безработных. Лица, привлекаемые к ответственности за жестокое обращение с животными, являются рабочими, как правило, низкой квалификации (это лица, находящиеся на социальном обеспечении, без постоянного источника дохода, в крайнем случае наемные рабочие), около четверти из них - представители рабочих профессий. У людей, имеющих много свободного времени, как правило, проводимого в асоциальных группах, даже при возможности трудиться в результате сформировавшийся привычки к праздности не возникает желание работать, все чаще появляется желание и возможность к употреблению спиртного, а в состоянии алкогольного опьянения, как уже было отмечено, совершается более 40% преступлений, связанных с жестоким обращением с животными. Но хотелось бы отметить, что лица, совершающие преступления, связанные с жестоким обращением с животными, не имеют судимости.
Исследования позволяют сделать необходимые выводы и сформировать определенную модель криминогенной личности, склонной к совершению данных преступлений. На основании анализа уголовных дел о преступлениях, связанных с жестоким обращением с животными, можно сформировать портрет такой личности: ей свойственна в большинстве случаев хулиганская (75%) и корыстная (15%) мотивация.
Обобщенный портрет исследуемого типа личности выглядит следующим образом: мужчина в возрасте 25 - 30 лет, не работающий и не учащийся, в браке не состоит, имеющий средне-специальное образование. Однако данный показатель характерен для лиц, совершающих подобные преступления из хулиганских побуждений [26, с.134]. Если же преступления, связанные с жестоким обращением с животными, совершаются с целью обогащения (ресторанный бизнес, эксперименты, ради ценного меха), то для таких лиц, как правило, характерно наличие высшего образования.
Круг интересов, потребностей, возможности достижения поставленных целей в большей степени зависит от знаний. Статистические данные и выборочные исследования за 2008 г. показывают, что структура личности преступника по образовательному уровню несколько изменилась. Если еще недавно лица с высшим образованием составляли примерно 1%, с неполным средним 33%, с полным средним 48%[23], то в настоящее время лица, совершающие преступления, связанные с жестоким обращением с животными, не имеют высшего образования вообще.
При определении значения различных психологических свойств личности, совершающей преступление, связанное с жестоким обращением с животными, необходимо достаточно системное изучение данного субъекта, так как его нельзя рассматривать как набор психологических функций и свойств ввиду ее целостности; психологические стимулы криминогенного поведения вообще недоступны для непосредственного воспитания, а самоотчеты и самооценки данных индивидов характеризуется определенной ограниченностью и недостоверностью; криминогенная личность осознанно или подсознательно маскируется и психологически защищается, тем самым препятствуя проникновению в свой внутренний мир; само по себе ни одно искомое свойство не может быть определяющим в силу нелинейной зависимости криминального поведения от множества взаимодействующих причин и условий субъективного и объективного характера.
Зачастую внешний акт совершения противоправного поступка не происходит спонтанно (не считая случайных правонарушений), он почти всегда подготовлен более или менее длительным процессом формирования личности, принятия решения и выбора средств для его осуществления. Противоправному проступку предшествует ряд этапов психической деятельности субъекта, которые постепенно формируют антиобщественную направленность поступка и его фактическое осуществление. Именно в этом процессе и происходит вычленение противоправного поведения из более широкой системы социально полезных действий, повседневно совершаемых тем же субъектом. Постепенно, по крупицам складываются элементы будущего антиобщественного поступка, образуются его основные черты.
Для того чтобы модель динамики состояния преступлений, связанных с жестоким обращением с животными, в конкретном регионе отражала не только динамику развития данного вида преступлений под влиянием социальных процессов, но и явления самодетерминации (процесс самоопределения, порождения) преступности, а также деятельность правоохранительной и профилактической систем и другие специфические факторы, необходимо, на наш взгляд, в системе органов внутренних дел нацелить участковых на взаимодействие с общественными организациями (клубы любителей собак, кошек и т.п.) по профилактике этих преступлений и по выявлению фактов жестокого обращения с животными, также порекомендовать сотрудникам правоохранительных органов уделить внимание анализу социально-групповых и личностных характеристик населения на обслуживаемой ими территории, а также исследовать:
─ особенности социальной среды до начала перестройки, в период перестройки и период реформ;
─ характеристику населения в указанные периоды, его социальные типы;
─ изменение социальной среды и типов личности, характеристик разных социальных групп и социально-этнической структуры населения;
─ трансформации условий взаимодействия среды и населения, типов личности;
─ зависимость между уровнем хулиганства и преобладанием в составе населения определенных социально-экономических групп, характеризующихся повышенной криминогенностью (подростки 14 - 17 лет, мужчины 18 - 29 лет, городские и сельские жители с низким образовательным уровнем, приезжие, беженцы и др. категории мигрантов);
─ характеристику образа жизни населения, семейного состава, форм общения, мобильности, профессиональной и социально-культурной мотивации, потребностей, соседских связей, учебных заведений;
─ интенсивность конфликтных ситуаций, складывающихся в жизни населения (время, место, дни недели, праздничные дни);
─ степень распространенности таких видов асоциального поведения, как пьянство, наркомания, тунеядство и др.;
─ особенности нравственно-правового сознания населения;
─ различия в социально-экономических и демографических факторах (условия труда, интенсивность миграции).
Согласно исследованиям советских социологов (Кавтарадзе Д. Н. и др.), потребность в повторении жестокости отмечается почти у 75 % исследованных лиц, ранее уже замеченных в этом, что может говорить о существовании такой склонности. Для удовлетворения и прикрытия своей склонности, эти люди обычно стремятся обеспечить себя законным и благовидным предлогом, выбирая работу, где жестокость к животным не классифицируется как нарушение, например борьба с бешенством.
Большинство исследований показывают, что маньяк-убийца начинает формироваться уже в возрасте 8-12-ти лет. Эти знания взяли себе на вооружение профайлеры.
По данным исследований Института судебной психиатрии им. Сербского[24], 168 из 187 совершивших тяжкие насильственные преступления начинали с истязаний животных.
Заместитель директора научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского Зураб Кекелидзе, комментируя случаи не предусмотренного законодательством самовольного отстрела собак гражданами, высказал мнение, что подобные действия являются признаком наличия психических отклонений, которые могут классифицироваться либо как психическое заболевание, либо как «моральное помешательство». По его словам, второе зачастую может проистекать от безнаказанности, и требует пресечения во избежание рецидивов и усугубления проблемы.
Физическая жестокость к животным, наряду с другими формами асоциального поведения (воровство, частая ложь, физ. жестокость к людям), входит в клиническую картину проявлений расстройства поведения в Международной классификации болезней.