Источники финансирования расходов по оплате труда
Деятельность органов государственного управления (Законодательное Собрание Челябинской области, Правительство Челябинской области, Министерства, Главные управления и Государственные комитеты Челябинской области финансируется из средств областного бюджета на основе сметы доходов и расходов, основного планового и финансового документа, определяющего объем, целевое направление ассигнований, предусмотренных на содержание аппарата управления.
В бюджетном праве смета – утвержденный в установленном порядке финансовый акт, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований.
Проект сметы доходов и расходов является заявкой, которая составляется бюджетным учреждением на очередной финансовый год в разрезе статей бюджетной классификации [2; Ст.3823]. Необходимость финансовых ресурсов по каждой статье обосновывается расчетным путем.
Например: расходы на оплату труда предусматриваются по статье 210 (подстатья 211 «Заработная плата»). По данной подстатье предусматриваются расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством.
Для расчета фонда оплаты труда, как правило, используют: [13; С.306]
- штатное расписание, утвержденное вышестоящей организацией, в котором указан полный перечень должностей, размеры окладов, количество ставок по каждой должности;
- данные о размере районных коэффициентов;
- нормативный акт, регламентирующий размер окладов, надбавок, премий, материальной помощи и иных выплат.
По подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» отражаются расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда, в том числе расходы по оплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для расчета суммы данных расходов фонд оплаты труда умножается на установленную ставку.
Под понятием «финансирование» относительно бюджетных учреждений дословно понимают обеспечение этих учреждений денежными средствами.
Характер и адресность финансирования имеют достаточно весомое значение, поскольку не только регламентируют дальнейшее расходование средств, но и определяют принципы финансирования [39; С.136].
Основным каналом, по которому происходит поступление денежных ресурсов к бюджетным учреждениям, является бюджетное финансирование, которое осуществляется соответственно смете расходов бюджетных учреждений. Главными принципами бюджетного финансирования являются:
- безвозвратность предоставления средств;
- связь между объемом финансирования и выполнением планов бюджетным учреждением;
- целевое назначение;
- контроль использования предоставленных средств.
Принцип целевого назначения — означает, что полученные средства должны использоваться соответственно предусмотренных в смете статей бюджетной классификации расходов бюджетных учреждений. Контроль использования средств осуществляется на всех этапах хозяйственной деятельности бюджетных учреждений через казначейскую систему исполнения бюджета.
Под расходами понимают государственные платежи, которые не подлежат возвращению (не создают и не компенсируют финансовые требования) [36; С.336]. Расходы могут быть возмездными, то есть такими, которые обмениваются на товар или услугу, или неоплатными. Расходы имеют достаточно сложную структуру, а потому представлены в виде классификации. Бюджетная классификация расходов многоуровневая и представляет собой размежевание расходов по экономическим признакам. Таким классификационным признаком выступает степень продолжительности расходов. Согласно с этим признаком расходы могут быть текущими и капитальными. В роли вторичного признака выступают единые экономические категории; направлениями расходов в данном случае служат оплата труда работников бюджетных учреждений, начисление на заработную плату и тому подобное.
Экономическая классификация расходов бюджета служит основой учета расходов бюджетных учреждений, поскольку все проведенные расходы учитываются в разрезе ее статей. Кроме того, отчетность бюджетных учреждений построена по принципу группировки расходов как раз по статьям экономической классификации расходов бюджета.
Для учетного процесса бюджетных организаций характерно понятие расходов, которые определяются как суммы средств, израсходованных бюджетными учреждениями в процессе хозяйственной деятельности в пределах сумм, установленных сметой, – главным плановым и финансовым документом, определяющим объем, целевое назначение средств. При учете выполнения сметы, расходы разделяются на два подобъекта, а именно, кассовые и фактические расходы.
Кассовыми расходами считаются все суммы, проведенные финансовым управлением с лицевого счета управления, как путем безналичной оплаты счетов, так и денежной наличностью. В качестве примера кассовых расходов можно привести такие операции: получение денежной наличности в кассу на выплату заработной платы, средств на командировку, для приобретения материальных ценностей через подотчетные лица; перечисление средств поставщикам и т. П [36; С.139].
Фактические расходы, в отличие от кассовых, это соответствующие действительности расходы учреждений для исполнения сметы, которые подтверждены соответствующими первичными документами. Фактические расходы возникают в результате следующих операций: начисленная заработная плата работникам; затраты на продукты питания; утвержденные авансовые отчеты по расходам на командировку и т.п.
Такое распределение расходов, как объектов учета, определяется необходимостью контроля со стороны государства за использованием средств, при этом учет кассовых расходов обеспечивает информацией о кассовом исполнении сметы и остатков неиспользованных ассигнований на каждую конкретную дату, а учет фактических расходов дает возможность контролировать, как ход фактического выполнения сметы расходов учреждений, в общем, так и соблюдение установленных норм по отдельным статьям и структурным подразделениям. Учет затрат как кассовых, так и фактических, производится по статьям экономической классификации расходов бюджета.
Кассовые и фактические расходы на практике зачастую не совпадают по времени, поскольку в их основу заложены различные принципы записи бухгалтерских операций: кассовый метод (когда запись доходов и расходов осуществляется в момент получения средств независимо от периода, к которому они относятся) и метод начислений (по которому запись бюджетных операций происходит в момент их выполнения). Например, фактические расходы по группам с кодовыми номерами 210, 213, 220 во временном измерении опережают кассовые, то есть начисление заработной платы, стипендии, а также взносов на социальное страхование происходит ранее, чем осуществляются платежи и получаются деньги в кассу на указанные выплаты. По другим статьям, наоборот, кассовые расходы опережают, как правило, фактические. Если кассовые и фактические расходы совпадают по времени, они называются прямыми расходами.
ГЛАВА 2. Организация планирования и ведения учета средств на оплату труда государственных гражданских служащих Челябинской области