Правовые основы организации учета оплаты труда
По определению специалистов-социологов труд является категорией не только экономической, но и политической, так как занятость населения, уровень его профессиональной подготовки и эффективность труда в жизни государства в целом и регионов в частности играют очень важную роль в развитии общества.
В связи с этим особое внимание государство уделяет правовым основам организации и оплаты труда. На расчеты по оплате труда и подготовку всей необходимой документации отводятся сжатые и строго определенные сроки. При этом наличие множества различных факторов, определяющих размер начислений оплаты труда, порядок налогообложения, удержаний и так далее, делает расчет в каждом конкретном месяце непохожим на предыдущие.
В процессе начисления и выплаты сумм заработной платы бухгалтеру необходимо руководствоваться большим количеством законодательных и нормативных актов гражданского и налогового законодательства, а так же иных документов государственного и регионального уровня по вопросам труда и заработной платы.
Главный основополагающий законодательный документ нашей страны - Конституция Российской Федерации - имеет в своем составе статьи, полностью и вполне определенно посвященные труду в стране. Статья 34 определяет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Это есть констатация права на труд в любой разрешенной законом форме.
Статья 37 утверждает, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими трудовыми навыками и умениями, выбирать род деятельности или профессию. При этом принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы. Конституцией в той же статье признается и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются, установленные федеральным законом, продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 39 определяет виды социальной защиты граждан Российской Федерации: каждому гарантируется социальное обеспечение по возврату, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Основным сводом законодательных установлений по вопросам организации и оплаты труда является Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ), принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Статья 1 ТК РФ формулирует цели и задачи трудового законодательства: «Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. [3; С.3]
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
– организации труда и управлению трудом;
– трудоустройству у данного работодателя;
– профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
– социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
– участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
– материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– разрешению трудовых споров»;
– обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Трудовой кодекс призван устанавливать уровень условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников. Сразу отметим, что нарушение любой статьи ТК является серьезным противозаконным действием и карается в административном и уголовном порядке, поэтому выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников в Российской Федерации независимо от форм собственности и вида деятельности. Трудовой кодекс Российской Федерации построен по принципу последовательности глав, где каждая статья содержит определенный набор статей, соответствующих тому вопросу, который указан в названии данной главы. Это очень полезно, так как помогает руководителям предприятий и бухгалтерам находить законодательные объяснения своих установок при работе с коллективом.
Трудовой кодекс РФ является относительно новым, а немалое количество нормативных актов, регулирующих конкретные аспекты оплаты труда, приняты до его введения и применяются в части, ему не противоречащей, пока не будут приняты новые документы.
Одним Трудовым кодексом Российской Федерации законодательство нашей страны не ограничивается – в дополнение и расширение к Трудовому кодексу Российской Федерации существует целый перечень документов, касающихся организации и оплаты труда.
Так Законом от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ, изменение внесенные Федеральным законом от 27.05.03г, № 58 - ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлены правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации. [6; С.36]
На территории Челябинской области действует Закон «О государственной службе Челябинской области» от 31.05.1996 г. № 22-ОЗ, которым установлен порядок организации и прохождения государственной службы в Челябинской области и правовое положение государственных служащих государственной службы Челябинской области.
К числу правовых документов можно отнести те статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, которые также касаются труда. Вообще Гражданский кодекс характеризует все виды возникающих отношений между гражданами, гражданами и обществом и предприятиями и гражданами. Трудовые отношения, как таковые, он не затрагивает. Но некоторые статьи глав Гражданского кодекса напрямую касаются отношений по договорам гражданско-правового характера как в юридической, так и в экономической части (есть статьи Гражданского кодекса, которые так и называются - “оплата работ” или “цена работ” (ст. 735, 746, 781 и т.д.). В них приводится законодательное определение этих понятий, что позволяет затем использовать их при оформлении договоров подряда.
Важна не только правильность осуществления самих расчетов по оплате труда работников, но и точность оформления документов, служащих основанием для таких расчетов. Первичные учетные документы должны быть составлены в установленной форме и содержать все необходимые реквизиты.
При организации учета труда и его оплаты используются также следующие законодательные и нормативные документы:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ; [5.]
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» от 06.12.2010г. № 162н, которая устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, бюджетных учреждениях;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов»;
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;
- Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995 г. №81-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты»;
- «Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей», утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 (в редакции от 15.08.2008 г.); и многие другие.
Эти документы определяют общие правила организации и ведения учета труда и заработной платы и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.
Как разъяснение ко многим законам издаются дополнительные инструкции и комментарии, позволяющие руководителям и работникам бухгалтерии правильно применять тот или иной закон или положение. При этом нужно следить за появлением новых законодательных актов, в том числе и по труду. Они регулярно публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и официальном органе печати Правительства РФ “Российской газете”. Их появление легко заметить и тем, кто выписывает периодические бухгалтерские журналы – «Главный бухгалтер», «Консультант бухгалтера», «Нормативные акты», «БИНО» и др. В них при издании того или иного нового документа печатаются не только тексты этих документов, но и сравнительные комментарии, позволяющие работникам быстрее разобраться в смысле документа.
В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками, трудовой деятельности коллектива, организации бухгалтерского учета, оплаты труда и материального поощрения работающих, на основе законодательных актов, разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы [3; С.3]. К важнейшим из них относятся – коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, штатное расписание, положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции, учетная политика организации, график документооборота и технологию обработки бухгалтерской информации, порядок текущего хранения документов, порядок мероприятий по подготовке дел для длительного хранения.