Понятие и значение представительства в гражданском и арбитражном процессе
Представительство в гражданском и арбитражном процессе - это правоотношение, юридически связывающее представителя с представляемым, а также данных субъектов с иными лицами. В гражданском праве в силу представительства одно лицо, обладающее соответствующими полномочиями (представитель), совершает сделки от имени другого лица (представляемого), в результате чего у последнего возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности. Деятельность представителя определяется содержанием правовой связи между ним и представляемым. Поскольку представитель действует от имени представляемого, его правомерные действия приводят к установлению правоотношений между представляемым и третьими лицами[4].
В силу особого субъектного состава, а также характера спорного правоотношения институт представительства в арбитражном процессуальном праве приобретает особую актуальность и значимость. Такое положение обусловлено главным образом субъектным составом соответствующих спорных правоотношений. Так, споры с участием юридических лиц, значительное число которых рассматривает арбитражный суд, всегда предполагают использование представительства[5]. Кроме того, несмотря на отсутствие прямого указания в законе на необходимость наличия у заинтересованного лица специальных профессиональных знаний, нормы, регламентирующие порядок возбуждения гражданского и административного дела в арбитражном суде, указывают на необходимость указания правового основания иска. Отсюда возникает необходимость в так называемом профессиональном представительстве.
Конечно, институт судебного представительства отличается от представительства в гражданском праве: по субъектам, по основаниям возникновения, по правовым последствиям, по целям и характеру отношений между представителем и представляемым. Однако просматривается теснейшая связь с гражданским правом. Как и в предыдущем случае с правопреемством, указанная связь носит характер зависимой, производной.
Очевидно, судебного представителя имеет смысл относить к лицам, участвующим в деле, хотя эта точка зрения и оспаривается многими авторами. Хотя и просматривается зависимое положение представителя от положения представляемого, представитель все же имеет собственный интерес в том или ином исходе дела (хотя бы связанный с профессиональной репутацией и вознаграждением), он оказывает существенное влияние на ход процесса.
В процессуальном праве установлено, что граждане вправе вести дела самостоятельно или через представителей. Личное участие граждан в деле (в качестве истца, ответчика или другого лица) не запрещает иметь по этому делу представителя. Напротив, в случае если привлечение представителя связано не с недееспособностью лица, а с необходимостью получения юридической помощи, вполне оправдан вариант, когда в процессе участвуют и представляемый, и представитель.
Реально вести дела через представителя могут не все участники процесса, а только стороны, заявители и иные заинтересованные лица. Судебное представительство возможно по всем категориям гражданских дел в суде первой инстанции, в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, при пересмотре вступивших в законную силу решений и при исполнении судебных решений.
Дела организаций ведут в суде их уполномоченные органы (так называемые волеизъявляющие органы). В соответствии со ст. 53 Гражданского Кодекса РФ(далее-ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами[6]. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Органом является та часть юридического лица, через которую это лицо осуществляет (реализует) свою гражданскую правоспособность, т.е. приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Орган юридического лица не является его договорным представителем.
С учетом всего отмеченного следует вывод о том, что речь идет об исполнительных органах юридического лица. Такие органы в силу закона бывают коллективными и индивидуальными (единоличными). Естественно, в гражданском процессе проще иметь дело с индивидуальными органами, хотя прямого запрета на участие в деле коллективного органа - представителя нет.
Органы юридического лица действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами. Решающую роль на практике играют именно учредительные документы. Именно в этих документах четко указаны органы конкретного юридического лица. В соответствии с гражданским законодательством без доверенности от имени юридического лица могут действовать только руководитель и лицо, чьи полномочия указаны в учредительных документах. Полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей (например, могут использоваться служебные удостоверения)[7].
В соответствии с требованиями ГК РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно[8]. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.[9]
Орган юридического лица или действующее от его имени лицо не могут выходить за рамки предоставленных им полномочий. Действия органа, выходящие за пределы его полномочий (компетенции), в принципе не должны создавать для юридического лица юридических последствий.
Согласно ч.3 ст. 59 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ(далее-АПК РФ) представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица (частнопрактикующие юристы и организации, предметом деятельности которых является представительство в суде).[10] Дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций. Так, согласно ст. 72 ГК РФ каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам[11]. В ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" закрепляется положение, согласно которому единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Статья 69 Федерального Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"определяет, что руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества[12].
Из анализа норм арбитражного процессуального права можно сделать вывод, что представителями в арбитражном процессуальном праве могут быть:
во-первых, процессуально дееспособные лица, т.е. лица, способные собственными действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности (ст. 43 АПК РФ);
во-вторых, лица с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц, прямо указанных в федеральном законе. В ст. 60 АПК РФ перечислены лица, которые не могут быть представителями в арбитражном суде. К их числу относятся: судьи, следователи, прокуроры, помощники судей и работники аппарата суда. Данное правило не распространяется на случаи, если указанные лица выступают в арбитражном суде в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Представителями в арбитражном суде также не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью либо состоящие под опекой или попечительством.
Представителями в гражданском процессе могут быть также дееспособные физические лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (ст. 49 ГПК РФ). Понятие "дееспособность" раскрывается в ст. 21 ГК РФ. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста). В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом[13].
Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью [14]
Круг дееспособных лиц, которые могут быть представителями в суде, не ограничивается: это адвокаты, работники организаций, законные представители, один из соучастников по поручению других соучастников (соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников (п.3.ст. 40 ГПК РФ) и т.д. Однако ст. 51 ГПК РФ называет лиц, которые не могут быть представителями в суде.
В зависимости от основания возникновения представительства (внутреннее отношение представительства) выделяются два основных вида представительства: законное и договорное.
Законное представительство возникает в силу прямого указания закона при наступлении условий, установленных юридическими нормами. Можно привести следующие примеры законного представительства[15]:
- ч.1 ст. 52 ГПК РФ: права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом;
- ч.2 ст. 52 ГПК РФ: по делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает лицо, которому передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего;
- ч. 2 ст. 59 АПК РФ: права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители: родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю;
- ч. 4 ст. 59 АПК РФ: от имени ликвидируемой организации в арбитражном суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии, так как согласно ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица;
- ст. 43 ГК РФ: управляющий недвижимым имуществом гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим. Так, имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом (ст. 43 ГК РФ);
- ст. 1173 ГК РФ: доверительный управляющий в отношении наследственного имущества. Если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и т.п.), нотариус в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом;
- ст. 71 Кодекса торгового мореплавания: капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.
Спорным является вопрос о представительстве дееспособных лиц, состоящих под патронажем (ст. 41 ГК РФ). Имеются три точки зрения на рассматриваемый вопрос. Согласно первой, представительство дееспособных лиц, состоящих под патронажем, относится к добровольному (договорному) представительству. Вторая точка зрения прямо противоположна первой: представительство дееспособных лиц, состоящих под патронажем, определяется как законное (обязательное). И наконец, согласно третьей точке зрения, которая, по нашему мнению, наиболее правильная, указанный случай представительства определяется как сложный по своему характеру и сочетающий в себе как элементы законного представительства, так и элементы договорного представительства. Так, А.А.Мишин справедливо указывает, что основанием возникновения представительства от имени лица, находящегося под патронажем, является согласие самого подопечного и решение органов опеки и попечительства об установлении попечительства, а полномочия представителя вытекают в указанном случае из попечительского удостоверения, характерного для представительства, основанного на законе[16]. Однако, с другой стороны, речь идет о представительстве интересов дееспособного гражданина, поэтому осуществление попечителем в судебном процессе специальных полномочий (отказ от иска и т.п.) должно быть поставлено не под контроль органов опеки и попечительства, как это имеет место при законном представительстве интересов недееспособных лиц, а самого подопечного как дееспособного лица, которое вправе и в состоянии дать согласие на осуществление попечителем в суде распорядительных действий, что уже характерно для добровольного (договорного) вида судебного представительства.
Как видно из анализа представленных правовых норм, для законного представительства необходимо наличие предпосылок в виде совокупности юридических фактов для возникновения отношений представительства.
Теперь о договорном представительстве. Оно возникает на основании соглашения доверителя с представителем, в силу которого представитель берет на себя обязательство по представлению интересов доверителя в суде перед третьими лицами. Конструкции договорных отношений могут носить гражданско-правовой либо смешанный – трудово-правовой и гражданско-правовой характер. В частности, при заключении трудового договора лицо, выступающее в качестве работника, берет на себя обязательство по выполнению трудовой функции - оказанию юридических услуг от имени работодателя, который, в свою очередь, берет на себя обязательство по выплате заработной платы. В приведенном примере представительство основывается одновременно и на трудоправовом (заключение трудового договора), и на гражданско-правовом (заключение договора возмездного оказания юридических услуг, в соответствии с которым работодатель обязался оказывать такие услуги, включая и услуги по судебному представительству, своему контрагенту) юридических фактах, поэтому-то оно и носит смешанный характер.
При заключении гражданско-правовых договоров, направленных на организацию представительства, стороны, руководствуясь принципом свободы договора, вправе облечь договорные отношения в форму агентского договора, договора поручения, договора возмездного оказания услуг, смешанного договора (ст. 421 ГК РФ). Специальные правила касаются договорного представительства в рамках адвокатской деятельности. Такая деятельность в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" обычно осуществляется на основе соглашения об оказании юридической помощи между адвокатом и доверителем[17]. Это соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.
Одним из примеров такого взаимодействия является договор поручения в материальном праве и представительство в процессуальном праве. При этом правовые сферы поручения и представительства выступают как однопорядковые и относительно самостоятельные правовые явления. Поручение и представительство оказывают взаимное влияние друг на друга. Необходимо учитывать, что представительство возникает в том числе и на основании поручения, а само представительство прежде всего в публично-правовой сфере может оказывать влияние на формирование элементной структуры поручения[18].
Объясняется это особой функцией договора поручения, заключающейся в том, что он призван урегулировать отношения между представителем и представляемым, т.е. внутреннюю сторону отношений представительства. Внешняя же сторона отношений представительства отражается в полномочиях представителя, зафиксированных в доверенности.
С другой стороны, деление на внешнюю и внутреннюю сторону представительских отношений может иметь место с определенными оговорками. Действующий ГК РФ говорит о доверенности в своей общей части в связи с регулированием института представительства. Поэтому доверенность уже не может ограничиваться внешней ролью в представительских отношениях, так как она становится причиной таких отношений.