Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска

Статья 116 ТК регулирует предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По сравнению со ст. 68 КЗоТ в приведенном перечне не указаны работники, занятые в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющие продолжительный стаж работы в одной организации.

До недавнего времени отпуска за стаж работы были одними из самых распространенных видов дополнительных отпусков. По законодательству Союза ССР, заинтересованному в сокращении текучести кадров, их закреплении в важнейших отраслях народного хозяйства, такие отпуска применялись очень широко. Эти отпуска (до трех дней) получали все рабочие, непосредственно занятые на производстве в горной, металлургической, металлической, химической и текстильной отраслях промышленности, в промышленности строительных материалов, на железнодорожном, водном и автодорожном транспорте и на крупных строительствах, а также в подразделениях (предприятиях) гражданской авиации. Для получения дополнительного отпуска необходимо было непрерывно проработать на предприятии не менее двух лет. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июля 1967 г. дополнительные отпуска (до 6 и 9 дней - в зависимости от местности) предоставлялись всем работникам (а не только рабочим) предприятий и организаций черной металлургии в зависимости от стажа непрерывной работы на одном предприятии (в организации).

"Стажевые" отпуска предоставлялись работникам строительно-монтажных организаций: трактористам-машинистам совхозов и других государственных предприятий сельского хозяйства, предприятий водного хозяйства и Госкомсельхозтехники[11], рабочим предприятий системы Министерства легкой промышленности СССР и др.

В настоящее время многие дополнительные отпуска за стаж работы утратили свое значение. Прежде всего это объясняется увеличением продолжительности основного (базового) отпуска. Если в 30-х годах основной отпуск был продолжительностью 12 рабочих дней и за счет дополнительного отпуска (например, по постановлению от 15 декабря 1930 г.) он увеличивался до 15 дней (12 + 3), то уже с 1 января 1968 г. основной отпуск составил 15 рабочих дней, а с 1 января 1992 г. отпуска предоставляются продолжительностью не менее 24 дней.

Однако было бы неверно сказать, что дополнительные отпуска за стаж работы больше вообще не предоставляются.

Не утратили, например, своего значения дополнительные отпуска, предоставляемые работникам лесной промышленности. Рабочим и служащим лесной промышленности и лесного хозяйства после трех лет непрерывной работы предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня[12].

В 1992 г. отпуска за стаж работы были установлены для судей и прокуроров, а в 1993 г. - для федеральных государственных служащих. Согласно п. 15 Положения о федеральной государственной службе, утвержденный Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., государственным служащим (реестр государственных должностей утверждается Президентом РФ) предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Сверх ежегодного предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск при стаже государственной службы:

1. от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;

2. от 10 до 15 лет - 10 календарных дней;

3. свыше 15 лет - 15 календарных дней.

Важное практическое значение имеет запись в ч. 2 ст. 116 ТК о том, что организации могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами организации о труде. Подобной нормы КЗоТ не содержал, однако в заключаемых коллективных договорах (соглашениях) организации предоставление таких отпусков практиковалось широко.

2.2.2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Существенные изменения Трудовой кодекс внес в порядок предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Согласно ст. 117 ТК ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, был утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. и с тех пор неоднократно дополнялся. Порядок применения Списка регулируется Инструкцией, утв. Госкомтрудом СССР и ВЦСПС 21 ноября 1975 г., введенной в действие единовременно со Списком и приложенной к нему. Последние годы организации при заключении коллективных договоров с учетом конкретных условий расширяли круг лиц, пользующихся дополнительными отпусками с вредными условиями труда, и увеличивали продолжительность этих отпусков по сравнению со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

Дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда должен компенсировать по мере возможности вредное влияние, которое оказывают на организм работника особенности производства.

Продолжительность дополнительного отпуска по различным профессиям с вредными условиями труда установлена в Списке дифференцированно - от 6 до 36 рабочих дней.

Дополнительный отпуск предоставляется одновременно с ежегодным отпуском. Полный дополнительный отпуск, согласно Списку, предоставляется рабочим, ИТР и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев.

В стаж работы, дающий право на получение дополнительного отпуска указанным работникам, также включалось:

а) период временной нетрудоспособности;

б) время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами легких работ в связи с беременностью, а также время выполнения женщинами других работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до года;

в) время выполнения государственных и общественных обязанностей.

При исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, количество полных месяцев работы в этих условиях определяется путем деления суммарного количества дней этой работы в течение года на среднемесячное число рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий меньше половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток, составляющий половину и более этого количества, округляется до полного месяца.

Если рабочий, ИТР или служащий в рабочем году проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списке, менее 11 месяцев, то ему дополнительный отпуск предоставляется пропорционально проработанному времени.

В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

При записи в Списке "постоянно занятый" или "постоянно работающий" в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в таких условиях полный рабочий день, установленный для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

Этот порядок сохранится и впредь. Согласно ч. 2 ст. 117 ТК Правительство РФ определяет Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальную его продолжительность и условия предоставления. Увеличить продолжительность отпуска - право организации.

Органов, утвердивших Список и Инструкцию, больше не существует. Так что вопрос о необходимости упорядочения порядка предоставления отпусков "по вредности" назрел. Предоставление его Правительству РФ совершенно правильно. Однако с принятием Кодекса не должно быть допущено ущемления прав и интересов лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда.

Как мы уже говорили, в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии и должности.

При записи в Списке "постоянно занятый" или "постоянно работающий" в счет времени, проработанного в указанных условиях, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят полный рабочий день.

Часть 3 ст. 121 ТК предусматривает, что стаж работы, дающей право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Может сложиться мнение, что лица, проработавшие во вредных условиях труда, за дни, когда они трудились в указанных условиях более половины рабочего дня, а не целый день, будут лишены льгот, которыми они сегодня пользуются.

Исходя из правила (см. ст. 117 ТК), что условия предоставления отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, у профсоюзов есть возможность решить возникший вопрос и защитить интересы работников.

При этом необходимо иметь в виду, что 20 декабря 2001 г. подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы.

Стороны, в частности, взяли на себя обязанность разработать списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время в соответствии с новым ЕТКС и Трудовым кодексом, а также инструкции по их применению.

2.2.3. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем

Для некоторых категорий работников могут устанавливаться особые условия труда - ненормированный рабочий день, при котором в случаях производственной необходимости допускается выполнение работы сверх нормальной продолжительности рабочего дня, как правило, без дополнительной оплаты или компенсации отгулом.

Ненормированный рабочий день тем самым является особым режимом работы, одним из условий труда определенных категорий работников.

Законодательство СССР предусматривало, что перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем должен утверждаться в централизованном порядке (с участием соответствующих профсоюзных органов). Список должностей с ненормированным рабочим днем на предприятиях составлялся администрацией и профсоюзным комитетом и прилагался к коллективному договору.

Особенность такого режима заключалась в том, что работника можно было привлечь к труду сверх нормального рабочего времени без дополнительной оплаты, но с компенсацией за счет дополнительного отпуска.

Необходимо отметить существенное различие между текстом ст. 101 ТК и понятием "ненормированный рабочий день", содержавшемся в ранее действовавшем законодательстве, когда основным признаком ненормированного рабочего дня были не возможная переработка сверх нормы рабочего времени, а условия труда конкретного работника. Например, ненормированный рабочий день был установлен для лиц, труд которых не поддается учету во времени (консультанты, инструкторы, агенты и прочие).

Согласно ст. 101 ТК работники с ненормированным рабочим днем могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Иными словами, если по общему правилу сверхурочная работа допускается только с согласия работника, то лица, должности которых включены в перечень должностей
с ненормированным рабочим днем, могут привлекаться к работе "за пределами нормальной продолжительности рабочего времени" по распоряжению администрации.

Трудовой кодекс предусматривает два вида компенсации за работу в режиме ненормированного рабочего времени. Либо предоставление дополнительного отпуска (не менее трех календарных дней), либо, когда такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа (ст. 152 ТК).

Переработка должна строго учитываться работодателем, поскольку она (ее размер) компенсируется повышенной оплатой. Заметим, что пределы переработки, как это имеет место для сверхурочных работ, Кодекс не предусматривает.

Если в течение определенного календарного периода работник не привлекался по инициативе работодателя к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, то он не может претендовать на денежную компенсацию. С другой стороны, если работник, включенный в перечень должностей с ненормированным рабочим днем, в процессе выполнения служебного задания эпизодически задерживался после рабочего дня, и это было должным образом зафиксировано, работник вправе рассчитывать на компенсацию.

Для предоставления отпуска за ненормированный рабочий день было необходимым составление списков профессий, должностей и работ, по которым допускается применение ненормированного рабочего дня. Сам факт включения должности в такой список (перечень) создает для работника право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска в порядке, предусмотренном ст. 119 ТК.

Отпуск за ненормированный рабочий день по определенным профессиям, должностям и работам предоставляется и после принятия нового Кодекса. Так, приказом Министерства юстиции РФ[15]отпуска предоставляются "за дополнительную нагрузку и периодическое выполнение служебных заданий во внеурочное время".

Ежегодные оплачиваемые отпуска и дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются следующей продолжительности:

1. заместителям Министра, руководителям департаментов, начальникам управлений и самостоятельных отделов и их заместителям - 44 календарных дня, включая 14 календарных дней дополнительного отпуска;

2. начальникам отделов в департаментах, управлениях и их заместителям, советникам, помощникам Министра, консультантам, главным специалистам - 42 календарных дня, включая 12 календарных дней дополнительного отпуска;

3. ведущим специалистам, специалистам 1 и 2 категории - 40 календарных дней, включая 10 календарных дней дополнительного отпуска;

4. другим работникам центрального аппарата Министерства юстиции РФ, не включенным в перечень государственных должностей федеральной государственной службы, - 36 календарных дней, включая 8 календарных дней дополнительного отпуска.

Ежегодный оплачиваемый и дополнительный оплачиваемый отпуска предоставляются с 1 февраля 2002 г. независимо от того, за какой год используется отпуск.

2.2.4. Дополнительные отпуска, предоставляемых работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

В ст. 321 ТК речь идет о дополнительных отпусках, установленных только для работающих в Северных районах. Ранее дополнительные отпуска для северян были предусмотрены ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 и составляли 21 рабочий день - в районах Крайнего Севера, 14 рабочих дней - в приравненных к нему местностях, 7 рабочих дней - в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате.

С введением в действие Трудового кодекса, как и ранее кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска. Однако с 1 февраля 2002 г. продолжительность этих отпусков (равно как и ежегодного основного оплачиваемого отпуска - ст. 115 ТК) исчисляется не в рабочих, а в календарных днях. Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера такой отпуск предоставляется продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

Отсутствие упоминания в ст. 321 ТК об отпуске в 7 рабочих дней для тех, кто трудится в иных регионах, где применяются районные коэффициенты и северные надбавки, вполне логично: ст. 321, как и вся глава 50 ТК, посвящена тем, кто трудится в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в число которых упомянутые регионы не входят. Следовательно, упоминать о них в ст. 321 ТК нет необходимости. Но возникает вопрос: следует по-прежнему давать дополнительный 7-дневный отпуск тем, кто получал его ранее? Полагаем, что следует.

Согласно ст. 116 ТК ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (помимо тех, что названы в Трудовом кодексе) предоставляются в случаях, предусмотренных федеральными законами. Рассматриваемый 7-дневный отпуск предусмотрен Законом РФ.

Назвать соответствующую часть ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 противоречащей Трудовому кодексу нет оснований. Пока ст. 14 Закона РФ не отменена, предоставление отпуска вполне законно.

Особое значение имеет ч. 2 ст. 321 ТК, говорящая о том, что работающим по совместительству продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается на общих основаниях. Она согласуется с ч. 1 ст. 287, в которой предусмотрено: гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, предоставляются только по основному месту работы.

Наши рекомендации