Внедрение механизма налогообложения семейного дохода
Социологивсегда анализируют поведение семьи, а не отдельных ее членов потому, что в семье существуют общие источники дохода, а следовательно, общие принципы потребления и сбережения. Совместноеведение хозяйства подразумевает, прежде всего, наличие общего бюджета, объединенных доходов и расходов.В настоящее время, при распределении налоговых обязательств между различными категориями налогоплательщиков не учитывается социальное и семейное положениефизических лиц.
На наш взгляд, важным в создании социально ориентированного налогообложения доходов физических лиц, является изменение подхода к налогообложению индивидуального дохода. Обложению подоходным налогом должен подлежать не доход отдельного физического лица, а доход семьи, поскольку это позволит через налог осуществлять финансовую поддержку семьи, стимулировать её рост.
В большинстве ведущих стран мира (Германия, Франция, США, Италия и др.) уже на протяжении многих лет получила законодательное закрепление и применяется практика семейного налогообложения по подоходному налогу. По мнению ведущих ученых мира по вопросам налогообложения, семейное налогообложение является непосредственной реализацией конституционных принципов социального государства и защиты прав семьи в сфере налогообложения. Суть и смысл семейного налогообложения состоит в то, что семья рассматривается как единая экономическая общность с общими доходами и потреблением, поэтому при налогообложении семьи должна учитываться её фактическая способность к уплате налогов. Целью такого правового регулирования является реализация социальной справедливости, стимулирование создания института семьи, создание дополнительной защиты прав семьи, не ущемление ее прав по сравнению с одинокими гражданами в сфере налогообложения.
Анализ применения практики семейного налогообложения в развитыхстранах мира свидетельствует о том, что эти государства, двигаясь по пути формирования социального государства, сумели обеспечить процветающую экономику и благополучие граждан на основе проведения активной социально–экономической политики, учитывающей интересы населения.
Так, действующее российское законодательство по налогу на доходыфизических лиц и налогу на имущество физических лиц исходит из раздельного налогообложения всех членов семьи, семейные обстоятельства практически не принимаются во внимание (единственно, учитывается семейное положение –вдовы, одинокие родители и т.д. при предоставлении стандартных налоговых вычетов на детей налогоплательщика). Вместе с тем, по данным официальной статистики, более половины граждан проживают в составе семьи. При этом в большинстве случаев семья является единой экономической общностью с общими доходами и потреблением. Отсутствие налоговых норм, учитывающих данное обстоятельство, приводит к несоответствию налогового бремени реальному материальному состоянию граждан.
Первоочередной мерой при реализации данного направления является освобождение от налогообложения сумм, не превышающих размер прожиточного минимума. Способность человека к уплате налога должна определяться размером свободного дохода, остающегося после удовлетворения жизненно необходимых расходов налогоплательщика и членов его семьи.
При принятии решения о повышении размера стандартных вычетов следует учитывать наличие острой демографической проблемы в стране. Нарастание естественной убыли населения при одновременном снижении доли трудоспособного населения и лиц моложе 15 лет, и росте доли людей нетрудоспособного возраста приведет к повышению нагрузки на бюджет и социальные внебюджетные фонды, а также снижению трудового потенциала страны. Статистические данные говорят о снижении среднедушевых доходов семей, имеющих детей. Поддержка семей, имеющих детей, со стороны государства должна, на наш взгляд, выражаться в сокращении налоговых обязательств. Следует дать право уменьшать доход семьи на расходы по оплате лечения и приобретения медикаментов для детей, обучающихся на очной форме обучения.
Налоговые ставки по налогуна доходы условиях динамичной рыночной среды современной российской экономики, на показатели которой влияет инфляция, рационально привязать не к абсолютным цифрам доходов, а к таким категориям как «бюджет прожиточного минимума», «минимальный потребительский бюджет», «рациональный потребительский бюджет», «бюджет высокого достатка», которые, на наш взгляд, следует рассчитывать и утверждать одновременно с принятием закона о бюджете на очередной год.
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) предполагает возможность,прежде всего, покупки ограниченного набора продуктов, товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности. С учетом реальных цен определяется общая денежная сумма доходов, требуемая для покрытия этих расходов. Отсюда устанавливается прожиточный минимум в рублях. Конечно, расчетная величина прожиточного минимума всегда условна, так как он зависит от состава и количества благ и услуг, включаемых в необходимый набор, т.е. «потребительскую корзину». Минимальный потребительский бюджет (МПБ) рассчитывается на полное удовлетворение разумных потребностей человека. Этот более высокий уровень потребления позволяет воспроизводить свой достаточно скромный уровень жизни неограниченно продолжительное время. Продовольственная корзина, входящая в минимальный потребительский бюджет, та же, что и для прожиточного минимума, а набор непродовольственных товаров и услуг – значительно шире. Затраты такого бюджета примерно в два рала выше, чем величина прожиточного минимума
Рациональный потребительский бюджет (РПБ) – это теоретическипостроенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определенном наборе. В слою очередь бюджет высокого достатка (БВД) это критерий обеспечения достаточно высокого уровня потребления, рассчитанного на расширенное воспроизводство и полное удовлетворение разумных потребностей, это инструмент социально–экономического анализа и ориентир, цель, к которой следует стремиться. Таким образом, можно отметить, что БПМ = 1, МПБ = до 2 БПМ, РПБ = до 3 БПМ, БВД = от 3 до 7 БПМ, а свыше 7 БПМ можно характеризовать как бюджет полного достатка.
Расчеты данных бюджетов существуют.Так, во Всероссийском центре уровня жизни населения систематически рассчитывается в целях стратификации населения три вида потребительских бюджетов: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, бюджет высокого достатка.
В ситуации, когда какой–либо член семьи не имеет самостоятельного источника дохода, этот член семьи находится на содержании работающего члена семьи. Однако отсутствие самостоятельного источника дохода может иметь причины как объективные (нетрудоспособность, ведение домашнего хозяйства, невозможность трудоустройства), так и субъективные. Возникает вопрос, на каких принципах должно осуществляться изъятие (отчуждение) в пользу общества части дохода работающего члена семьи с тем, чтобы такое перераспределение могло считаться справедливым (не нарушающим как интересы семьи, так и общественные интересы)?
Раздельное налогообложение членов семьи восходит к принципу от каждого – по способностям, каждому – по труду, отражающим приоритет общественного над частным (ст. 14 Конституции СССР). В Конституции Российской Федерации усыновлено право, а не обязанность на труд: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В настоящее время, как в законодательстве России, так и в международных актах установлен приоритет интересов гражданина и его семьи над общественными интересами. Тем самым признается, что члены семьи вправе самостоятельно решать, каким образом им формировать доходы семьи, распределять функции по обеспечению семьи. Из положений Конституции РФ следует, что при налогообложении должны учитываться необходимые расходы на содержание семьи (например, потребительские расходы, квартплата, обучение детей, выплата кредитов, лечение, отдых, непредвиденные расходы), взимание налога может осуществляться только в отношении свободных средствсемьи с учетом режима собственности членов семьи (раздельная, долевая или совместная).
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает раздельное налогообложение физических лиц.Семейные отношения учитываются посредством предоставления вычетов и скидок, а также определенных изъятий (доходов, не подлежащих налогообложению).
При разработке мер по реализации принципов семейного налогообложения следует принимать во внимание особенности существующего порядка налогообложения физических лиц:
- налог в основном взимается в течение года, по мере получения доходов;
- по мере возможности налог удерживается уисточников выплаты;
- учет доходов физических лиц ведется налоговыми органами по месту постоянного жительства.
Данные обстоятельства в значительной степени определяют возможный порядок взимании налога с учетом семейныхособенностей.
При налогообложении доходов в течение года, возможно, учитывать для доходов от работы по найму:
- наличие законного режима имущества супругов (через применение станок налога к долям дохода, приходящимся на каждого супруга);
- наличие несовершеннолетних детей, а также иждивенцев, не имеющих источников доходов (через вычеты и скидки).
При налогообложении иных видов доходов (доходы от использования имущества, доходы от коммерческой деятельности),возможно учитывать наличие законного режима имущества супругов. В полной мере учет семейных обстоятельств может быть произведен по окончании отчетного года в порядке перерасчета налога путем подачи семейной декларации, поскольку только по окончании года представляется возможным определить годовой доход отдельных членов семьи. При этом под семейной декларацией следует понимать декларацию супругов, которые желают произвести перерасчет налога в целях возврата излишне уплаченного налога.
Учет региональных особенностей (дифференциация необлагаемого минимума и стандартных вычетов по регионам) может учитываться как втечение года, так и по результатам года. Это связано с тем, что величина прожиточного минимума по регионам различается в несколько раз, и установление необлагаемого минимума по средней величине прожиточного минимума не будет соответствовать реальным расходам населения, необходимым для удовлетворения минимальных жизненных, потребностей.
В отношении порядка возмещения излишне уплаченного налога представляется целесообразным осуществлять возмещение из средств федерального бюджета, поскольку вэтом случае интересы субъектов федерации будут затронуты в минимальной степени. Порядок уплаты налога втечение года, в значительной степени позволяет учесть как наиболее существенные семейные обстоятельства, так и интерес субъектов федерации в равномерном получении налоговых доходов по месту осуществления деятельности налогоплательщиков.
Переход к полноценному учету семейных обстоятельств при налогообложении должен осуществляться поэтапно, путем проведения ряда мероприятий, касающихся изменения законодательства и механизма взимания налога.
На первом этапе предполагается частичное введение совместного налогообложения доходов супругов:
- установление условий, при которых супруги вправе выбрать, совместное налогообложение, например, период нахождения в браке, наличие детей, средний доход на одного члена семьи;
- корректировка порядка предоставления вычетов, переход к предоставлению вычетов супружеской паре;
- разработка и внедрение совместной «семейной» налоговой декларации, которую супруги предоставляют в налоговый орган по истечении налогового периода;
- введение порядка уплаты налогов в течение года, корректировка налога по истечении года (при предоставлении социальных и имущественных налоговых вычетов);
- введение порядка индексации предоставляемых, вычетов (обязательно ежегодно пересматривать, размеры вычетов с учетом уровня инфляции);
- совершенствование перечня необходимых семейных расходов и условий, при которых расходы принимаются в уменьшение налогооблагаемойбазы, поскольку многие виды расходов не принимаются во внимание при расчете налоговой базы, к примеру, расходы, связанные с содержанием инвалидов и престарелых, необходимые расходы на обучение и содержание детей в дошкольных и школьных учреждениях, расходы по уплате кредитов, расходы на медицинское обслуживание сверх средств, финансируемых за счет бюджета по системе обязательного медицинского страхования;
- введение и организационное обеспечение права супруга на регистрацию в налоговом органе по месту постоянного жительства другого супруга.
На втором этапе необходим переход к учету размера реальногопрожиточного минимума при начислении налога (установление необлагаемого минимума доходов на уровне не ниже прожиточного минимуму), т.е. к учету бюджета прожиточного минимума семьи, о котором речь велась ранее. Следующий этап предполагает введение порядка присоединения членов семьи и материально зависимых лиц к супругам в целях налогообложения:
- установление условий присоединения лиц к супругам, перечня обосновывающих документов (свидетельства о браке, т.е. совместное проживание без законного закрепления отношений, на наш взгляд, не следует учитывать);
- изменение системы сбора, хранения, обмена информацией в отношении группы лиц, объединяемых в целях налогообложения;
- модификация совместной декларации;
- изменения в законодательстве по порядку применения мер ответственности за налоговые правонарушения (т.е. в налоговом, уголовном и административном законодательстве РФ ужесточить меры ответственности за правонарушения, поскольку ответственность лежит уже не на одном лице).
И, наконец, на четвертом этапе введение порядка совместного налогообложения семьи:
- установление круга лиц, относящихся к членам семьи, и условий их объединения в целях налогообложения (супруги, дети, в т.ч. приёмные, родители, опекуны и попечители, в данном случае необходимо также опираться на гражданское и семейное законодательство);
- установление перечня общих (семейных) расходов, принимаемых к вычету из доходов семьи при определении налогооблагаемой базы (т.е. установление конкретного перечня расходов, возможно, аналогично расходам, отраженным в положениях главы 25 Налогового кодекса РФ);
- установление пределов, в которых доходы распределяются междучленами семьи;
- установление ставок налогообложения в зависимости от количественной и иных характеристик семьи.
Итак, предлагаемая шкала налогообложения сочетает в себе интересыкак государства по формированию доходов бюджета за счет прогрессии в налогообложении доходов населения, одновременно позволяя сократить налоговую нагрузкуна низко– и среднеоплачиваемые категории граждан, а также семьи, имеющие детей.